Статьи

Как можно избежать нервного срыва. Часть 1: через тернии к звездам.

6 мая 2017 0

Как можно избежать нервного срыва.

RomarioIen / shutterstock.com

Нахождение правильных методов профилактики и лечения нервного перенапряжения далось человечеству не так легко, как можно было бы подумать.

Современное развитое общество строилось на протяжении тысячелетий для того, чтобы человеку было комфортно жить внутри него: законы, правила, нормы морали, технологии, видео с котиками в сети — всё это создано человеком для человека. Однако каждое новое поколение сталкивается с пришедшими вместе с технологиями проблемами. Например, Интернет снизил количество живых социальных контактов и способствовал развитию различных психических заболеваний, таких как депрессия, асоциальное поведение, изоляционизм. Казалось бы, человечество должно избавляться от старых проблем благодаря древним методикам медитации или работе профессиональных психологов, но, к сожалению, психические отклонения накапливались как снежный ком, который неотрывно катится за нами.

В быстром потоке жизни мы часто сталкиваемся с раздражающими факторами, которые натягивают струны наших нервов и способствуют формированию стрессового состояния. Если вовремя не уделить этому внимание, то ситуация может выйти из-под контроля — случится срыв. Что делать, если вы не буддийский монах, обладающий прочными, как сталь, нервами, но находитесь в состоянии крайнего напряжения?

Древние методики

Древние греки как основатели философии пытались объять все аспекты человеческого бытия от высоких материй сознания до функционирования органов человека. Успехи Гиппократа в медицине позволили впервые глубоко заглянуть в душу человека, однако его знание о душевных переживаниях основывалось на выделении четырех темпераментов личности, одним из которых был назван «меланхолик». Черная желчь, текущая в жилах меланхоличного человека, порождает в нем грусть и страх, что может довести до самоубийства. Видно, что даже три тысячелетия назад вопрос о лечении человека, находящегося на грани срыва, был как нельзя более актуален.

Какие же способы успокоить нервы использовали великие мыслители прошлого?

Бойцы, Афина и Гермес. 530 год до нашей эры. Из Вульчи. Источник: Wikimedia.org

Бойцы, Афина и Гермес. 530 год до нашей эры. Из Вульчи. Источник: Wikimedia.org

Si vis pacem, para bellum «Хочешь мира — готовься к войне» (лат.)

Если вы будете искать информацию о стрессе в Интернете, то непременно наткнетесь на советы по типу «не замыкайтесь в себе», «ищите первоисточник», «выйдите за пределы своей квартиры, зоны комфорта». Да, древние греки, определенно, использовали все эти советы — они устраивали войны. После них тем же самым занимались римляне, скифы, варварские племена и так на протяжении всей истории. Несомненно, сама война ужасна, о чем говорили Аристотель, Сократ, Сенека и другие величайшие умы прошлого, однако были и те, кто стремился сражаться в погоне за славой, богатством, даже просто ради развлечения. Таким был Александр Македонский, жаждой победы которого восхищались как союзники, так и его враги.

Говорят, что война приводит к еще большему стрессу и, соответственно, к частым нервным срывам из-за происходящих вокруг событий — это не так. Особенно это касается современного общества, где основной причиной нервных расстройств стала социальная сфера взаимодействия: развод, конфликты в семье, коллективе. Во время Крестовых походов с помощью войн также решалась одна из этих причин — финансовые затруднения. Конечно, мы не можем с точностью понять мировосприятие древних людей, но многие из них считали войну возможностью проявить честь и доблесть, что прослеживается у римлян, кельтов, персов и других народов. Вы слышали совет «накричите на подушку»? Так у цивилизаций прошлого было множество враждебно настроенных соседей, помогавших «сбросить пар».

Не стоит думать, что такая позиция давно канула в прошлое. Взять, к примеру, слова министра иностранных дел Российской империи Вячеслава Плеве, произнесенные в 1904 г., о необходимости «маленькой победоносной войны» для того же предотвращения «срыва» населения.

Геракл и Афина. Тондо аттического краснофигурного килика, 480-470 до н. э. Из Вульчи.

Геракл и Афина. Тондо аттического краснофигурного килика, 480-470 до н. э. Из Вульчи. Bibi Saint-Pol / wikimedia.org

In vino veritas — «Истина в вине» (лат.)

Философские вопросы, которые мы задаем себе, заставляют нас порой окунуться в темные глубины нашей души и найти не менее темные ответы. Но древние греки и иже с ними в своих поисках окунались в вино! Археологические раскопки наглядно продемонстрировали целые ямы, наполненные кувшинами из-под вина. Естественно, цивилизованные греки, в отличие от варваров, разбавляли вино, но уже тогда зародился целый народный пласт балагуров и пьяниц, существовавший затем в Римской империи и среди элиты первых университетов Европы. Потреблять вино в умеренных количествах советовали Гален (I–II вв. н.э.), Меркуриалис (1530–1606) и Андреа Баччи (вторая половина XVI – первая половина XVII) в своей «Истории виноделия». В случае превышения необходимых количеств, о чем писали отец Аркулан со ссылкой на известного персидского врача Абу ар-Рази (865–825) и Антонио Гвианери (XV в.), нервное расстройство становится более вероятным.

Ars amandi  — «Искусство любви» (лат.)

Еще одним способом снять нервное напряжение, естественно, является секс. Первый роман, дошедший до нас, относится к древнеримской литературе и носит название «Сатирикон», однако в нем не нашлось места для чистой и светлой любви — он наполнен алкоголем и оргиями. Произведение отражает быт низших и средних слоев римского народа, его подноготную, наполненную теми самими проблемами, порождающими нервные срывы: испортившимися межличностными отношениями, финансовыми трудностями из-за алкоголизма, болезнями.

Поцелуй. Аттический килик, роспись.

Поцелуй любовников. Деталь тондо красно-фигурного аттического килика,. 480 лет до нашей эры. Источник: Wikimedia.org

Amor non est medicabilis herbis — «Любовь травами не излечишь» (лат.)

Любовь, может быть, и не излечишь, но вот связанные с нервными расстройствами болезни вполне себе. Это отмечали такие знаменитые доктора, как Гиппократ, Гален, Авиценна. «Лечебные травы», которые использовали люди прошлого, не имеют четких названий и определений, но, как правило, связаны с ядовитыми растениями или современными наркотическими средствами: белладонна, опийный мак, каннабис. Как отмечал историк Геродот в третьей книге («Талия») своей «Истории», у греков и египтян имелись «целительные снадобья и успокоительные средства».

До начала XVII в. психологической науки не существовало и в помине. Страдающие от невзгод люди использовали подручные средства, легкодоступные, но далеко не всегда полезные. Ни война, ни алкоголь, ни наркотические средства сейчас не должны восприниматься как средства излечения нервных расстройств. С точки зрения этики и медицины они давно себя изжили и несут больше проблем, чем пользы.

Более того, хорошей альтернативой лечению великие мыслители прошлого считали самоубийство. Томас Мор на страницах «Утопии» восхвалял добровольную смерть, если человек является обузой для самого себя. Когда люди страдают от нищеты и бесчестья (значимых причин нервного срыва), Платон предлагал совершить суицид. О том же писали Фабий, Тацит. Аврелий Августин придерживался мнения, что, если человек мертв внутри, для него ничего не изменится после смерти физической оболочки.

Становление психологической науки

Per aspera ad astra — «Через тернии к звездам» (лат.)

Святой Бенедикт передает устав св. Мавру и другим монахам своего ордена Франция, монастырь Святого Жиля, Нима, 1129

Святой Бенедикт передает устав св. Мавру и другим монахам своего ордена. Франция, монастырь Святого Жиля, Ним, 1129. Источник: Wikimedia.org

Психологическая наука прошла долгий путь от философских домыслов до четкой структуры, обладающей своими методами и инструментами. Но процесс ее формирования был нелегким и полным ошибок, которые, однако, служили развитию психологического знания. В Средние века ему способствовали монахи и теологи, которые позиционировали себя как врачеватели человеческого духа.

Важнейшими направлениями изучения психологии для церкви было выявление способов манипуляции сознанием масс, снятия психического напряжения и создание системы контроля над моральным обликом человека. Благодаря этому даже на ранних стадиях развития христианская религия смогла укрепиться среди населения Римской империи через пап (первоначальное название священников). Они использовали модернизированные приемы античного ораторского искусства для проповедей и распространения христианства.

Однако по мере усиления роли церкви применяемых методов стабилизации психологического сознания становилось недостаточно, особенно в периоды эпидемий, войн, голода. Церковь занялась разработкой собственных приемов, исходивших из самой сути христианской религии: обряды, исповеди, покаяния. Благодаря этому внушению возможности искупления вины, очищения, прощения клирикам удавалось держать в психологической зависимости все возрастающее количество людей. Более того, эти приемы нашли одобрение со стороны правящей верхушки, видевшей в них способы снижения социального напряжения. Многие психологи, среди которых А. Н. Ждан, отмечают существование терапевтического эффекта в применяемых методах.

Эпохи Гуманизма, Возрождения и Просвещения изменили ситуацию. Возникновение интереса к человеку, его душе и психическому состоянию в Новое время отмечали крупнейшие историки Мишель Фуко и Макс Вебер.

Salus populi suprema lex — «Благо народа — высший закон» (лат.)

Портрет Рене Декарта работы Франца Халса

Портрет Рене Декарта работы Франца Халса. Источник: Wikimedia.org

Начало XVII в. как переходный период отразило также смещение центра тяжести в анализе действий и поступков человека с внешних сил на внутренний мир. Данное смещение мы можем наблюдать в литературе, драматургии, искусстве. Достаточно проследить за становлением современной драмы от Шекспира (классицизм), Гете (попытка совмещения) к Бернарду Шоу (новая драма как таковая). Началось зарождение психологической науки. На первых порах она не могла уйти далеко из сферы влияния теологии, однако время расставило всё на свои места.

До второй половины XX в. множество выдающихся ученых внесли свой вклад в развитие психологии, среди них были Рене Декарт, разделивший психическое и физическое здоровье человека, Карл Юнг, придававший большое значение индивидуальным особенностям психики, Джеймс Брейд, отстаивавший идею гипноза человека, в основе которой лежала идея программирования личности. Про Зигмунда Фрейда и упоминать не стоит. Каждый из этих ученых внес свой посильный вклад, и их идеи, возможно, слегка трансформировались, но заняли место в современной психологии, психотерапии и в иных сферах, где основная цель —помочь человеку справиться со стрессом.

Вторая половина XX в. начала трансформацию всего накопленного опыта в стройные концепции, из которых в результате долгой и кропотливой работы были выведены основные рекомендации по снятию стресса и предотвращению нервного срыва.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться