Социальные науки

Что такое философия?

16 августа 2017 0

книги и философия

Patrick Tomasso / Unaplash.com

В рамках цикла лекций, которые нам рассказали студенты, я, будучи выпускником философского факультета, решил тоже подготовить серию материалов «Что такое…», о некоторых понятиях, с которыми работает философия. Первый материал — о самой философии.


 

Как выпускник философского факультета, я постоянно сталкиваюсь с вопросом о том, чем я вообще занимаюсь. И проблема, в общем-то, в том, что большинство студентов, и даже многие преподаватели, сами не понимают, что это такое, и просто занимаются какими-то частными исследованиями, в основном сосредоточенными в области истории философии. Более того, область интересов философии никак концептуально не ограничена, да и не может быть ограничена, и очень часто другие дисциплины плавно перетекают в философию. Всё, что можно с этим сделать, — это попытаться сформулировать некоторое своё видение философии, а лучше и вовсе показать на конкретных примерах, чем занимаются философы.

Есть несколько традиционных способов, которыми часто пытаются это сделать, но они мне кажутся по многим причинам неудовлетворительными. Тем не менее они имеют право на существование и, может быть, помогут вам разобраться с пониманием философии.

Философия, религия, наука и искусство

Один из таких способов — это разделение областей религии, науки, философии и искусства по двум параметрам. Грубо говоря, по способу познания: мистический (религия и искусство) или рациональный (наука и философия). И по свойству объекта познания: материальный (наука и искусство) или нематериальный (религия и философия).

Этот способ определения философии мне кажется некорректным, в первую очередь, потому, что грани между этими четырьмя областями знания являются очень расплывчатыми. Искусство может служить как выражением философских взглядов или религиозных идей, так и способом изучения нашего познания. Наука может строиться на догматах, как и религия, и обе эти области при желании могут адаптировать свои догматы. И, как я покажу чуть позже, из любой этой области в философию всего один шаг.

Другая взаимосвязанная проблема состоит в том, что о критериях этого разделения можно говорить лишь очень и очень условно. Философия, конечно, не пользуется методом эмпирической верификации, принятой в науке, но это не значит, что она вовсе не обращает внимания на эмпирические факты. Такое утверждение ложно хотя бы потому, что философия всё же интерпретирует те или иные события или явления, и вся методология науки основана на философских идеях. Да и сама наука не так часто, как кажется, пользуется эмпирикой. Важнейшие научные открытия часто были просчитаны математически чуть ли не за столетие до того, как стало возможным провести эксперимент. Ложью было бы также сказать, что теология не пользуется рациональными аргументами и основывается исключительно на мистике, или что искусство работает только с материальными объектами. Сказать же, что искусство производится с помощью озарений и вдохновения, а не с помощью знаний, идей и тренировок, значит не понимать, что такое искусство, и как оно работает.

Скульптура Сократа

Markara / Bigstockphoto.com

Философия как любовь к мудрости

Другой популярный способ определения философии — это разъяснение самого её названия. С греческого языка оно переводится как «любовь к мудрости» или «дружба с мудростью». Друг же или влюблённый не обладает объектом своей любви, а лишь стремятся к нему. Так и философ стремится к мудрости или к знанию, не претендуя на обладание ими.

Такое определение, в первую очередь, было важно для Сократа и Платона, которые противопоставляли себя учителям мудрости — софистам. Софистами, или софосами, то есть мудрецами, назывались все древние мудрецы до Сократа. Однако их искусство в некотором смысле выродилось из-за алчности. Современные Сократу софисты уже были не столько учителями мудрости, сколько учителями красноречия и искусства побеждать в спорах. Так что для них все средства были хороши, а истина и, соответственно, мудрость не имели значения. Однако они считали себя мудрецами, обладающими знанием, а Сократ сомневался в том, что знанием вообще можно обладать, поэтому и говорил, что знает только то, что ничего не знает. Платон же превратил эту идею в полноценный «бренд», чтобы привлечь учеников в свою Академию.

Проблема такого определения, на мой взгляд, состоит в том, что оно не столько говорит нам что-то о самой философии, сколько обращает наше внимание на одну из главных проблем философии: проблему возможности достоверного знания. При этом оно может в той или иной степени быть применено и к другим дисциплинам, и потому оказывается бесполезно для определения самой философии. Так, если обладание достоверным знанием невозможно, то и учёный не может обладать им, и, просто признавая это, он автоматически становится философом.

Философия как инструмент создания понятий

Наконец, некоторые определяют философию как инструмент или способ создания концептов и понятий, которые адекватно бы отображали явления мира и полноту жизни. Это определение, как мне кажется, одновременно и бесконечно ближе к сути дела, чем предыдущие, и в то же время бесконечно дальше от неё. Философия, особенно современная, действительно работает в основном с понятиями. Однако, во-первых, не только философия создаёт понятия, описывающие те или иные явления. А во-вторых, философия, на мой взгляд, занимается не столько созданием новых понятий, сколько прояснением существующих.

В связи с этим, кстати, очень часто говорят о философствовании в обыденной жизни, о таких пустопорожних разговорах, а также о том, что философия — это способ смотреть на мир, который изменит того, кто этим делом занимается. И в некотором смысле мы действительно философствуем в повседневной речи, поскольку пользуемся теми или иными понятиями и выражаем с их помощью некоторый взгляд на жизнь.

Однако для философии важно не просто выразить своё мировоззрение, но и осознать, из каких оснований оно исходит, что значит то или иное понятие. А для этого его нужно разобрать и в некотором смысле преодолеть. Философия обращает внимание на вещи, которые мы воспроизводим как штампы, как несомненные истины, и подвергает их сомнению, задаётся вопросом о том, почему мы не сомневаемся в этих истинах, и обнаруживает через это всю историю цивилизации и структуру общества.

Философия как учение о цели существования

Как я уже отметил выше, грань между философией и наукой весьма расплывчата. Основная разница между ними состоит в том, что в науке есть строго определённая методология исследования, а в философии её нет и не может быть. Связано это с тем, что философия занимается определением границ науки и разработкой её методологии. Так что как только учёные пытаются переопределить методологию, они переходят в область философии. Философия одновременно ограничивает и цель, и средства, и методы любой деятельности и определяет парадигму исследований, задаёт понятия и термины, которыми пользуются другие дисциплины. Поэтому так сложно определить, что она собой представляет, ведь она пронизывает собой всё.

Для меня наиболее близким определением кажется то, которое придумали древнегреческие философы, называвшиеся стоиками. Оно, правда, не совсем о том, что представляет собой философия, а, скорее, о том, как, по их мнению, разделяются науки. Однако, как мне кажется, оно является очень показательным. Так вот, они приводили две аналогии: яйцо и сад. Логика — это скорлупа яйца или забор сада. Физика (под физикой подразумевается, пожалуй, наука вообще) — это белок или деревья. Желток же или плоды, то, зачем, собственно,и существует яйцо или сад — это этика. И вот этика с логикой всё ещё относятся к области философии и тесно с ней связаны. То есть, как я уже сказал, философия определяет логику развития науки, и в то же время её цель, являясь одновременно и началом, и концом для неё.

Поэтому многие думают, что философия занимается вопросом о смысле жизни, несмотря на то, что вообще-то довольно малое количество философов им занималось, потому что у него достаточно сомнительная формулировка. Философия пытается осознать: как, зачем и почему мы делаем те или иные вещи, и, в конечном итоге, как и зачем это можно делать лучше. Она задаётся вопросом не столько о смысле жизни, сколько о цели существования всего, что есть в мире.

Dmitry Ratushny / Unsplash.com

Dmitry Ratushny / Unsplash.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться