Нейроразвлечения и спорт – новая реальность

На сегодняшний день нейротехнологии оказывают влияние на все большее число аспектов человеческой деятельности, начиная от сфер медицины и образования до индустрий спорта и развлечений. Нейроразвлечения и спорт основаны на использовании технологий контроля активности мозга человека для передачи управляющих или коммуникационных команд без участия нервов и мышц. Инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку нейроразвлечений и спорта, в котором рассматриваются технологии, продукты и услуги на этом рынке в России и за рубежом, а также анализируется сам рынок, его потенциал, ключевые тренды на рынке и барьеры для его развития. Помимо этого, центр подготовил и стратегию дальнейшего развития рынка.

Какие технологии формируют рынок нейроразвлечений и спорта

Авторы отчета относят к основным технологиям рынка:

НМI – интерфейс «человек-машина». Включает в себя технологии BCI – интерфейсы «мозг-компьютер». HMI основан на использовании технологий контроля активности мозга человека (в первую очередь – электроэнцефалография, реже – спектроскопия ближнего ИК-диапазона, функциональная магниторезонансная томография, магнитоэнцефалография) для передачи управляющих или коммуникационных команд без участия нервов и мышц. Интерфейсы мозг-компьютер могут быть инвазивными (требуют имплантации электродов в мозг или размещения их непосредственно на поверхности мозга) и неинвазивными (электроды размещаются на коже головы, именно такие используются в подавляющем большинстве устройств на рынке). HMI – главный комплекс технологий на рынке нейроразвлечений и спорта. Остальные группы технологий, используемые на рынке нейроразвлечений и спорта, не относятся сугубо к нейротехнологиям, но формируют полноценную технологическую базу для функционирования рынка.

Расширенная реальность. Комплекс технологий, связанный с погружением человека в измененную или полностью искусственную реальность, метавселенную. Среди этих технологий различается виртуальная реальность (Virtual Reality, VR), дополненная реальность (Augmented Reality, AR), смешанная реальность (Mixed Reality, MR), нейровиртуальная реальность (Neuro Virtual Reality, NVR), а также их сочетания.

Технологии искусственного интеллекта (AI). Широкий комплекс подходов в области информатики с использованием нейросетевого программирования. Может быть использован как для распознавания паттернов активности головного мозга в BCI, так и для любых других приложений (например, компьютерного зрения, распознавания образов и так далее).

Интернет вещей (IoT). Позволяет передавать данные между устройствами, оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Интеллектуальный интернет вещей (Intelligent Internet of Things, IIoT) подразумевает применение AI в технологиях интернета вещей. Носимый интернет вещей (Wearable Internet of Things, WIoT) подразумевает передачу данными между устройствами, носимыми на теле человека или имплантированных в него, и внешними устройствами. Среди всех носимых устройств на рынке нейроразвлечения и спорта (WIoT) сейчас максимально используются два типа – гарнитуры виртуальной реальности и нейрогарнитуры, представляющие собой простейшие неинвазивные интерфейсы «мозг-компьютер».

Рынок нейроразвлечений и спорта

Ключевые игроки международного рынка фокусируются на создании сервисов для брейн-фитнеса, различных игр с использованием нейрогаджетов и систем взаимодействия с виртуальной и дополненной реальностью, а также нейроразвивающих игр. В 2021 году объем рынка HMI оценивался в $3,4 млрд, при этом ожидается, что в 2025 году объем рынка составит $5,6 млрд. Мировой рынок виртуальной реальности оценивается в $21,8 млрд в 2021 году, из которых $6,5 млрд приходится на игровой и развлекательный сегмент рынка, при этом игровой сегмент рынка виртуальной реальности достигнет $53,4 млрд к 2028 году при среднегодовом темпе роста 31,4%.

В России рынок нейроразвлечений и спорта находится на самых ранних этапах. Объем рынка панельных и HMI сенсорных контроллеров в России в 2019 году составил $9,3 млн. При этом почти весь рынок относится не к игровому, а к медицинскому сегменту. Российский рынок носимых устройств (WIoT) демонстрирует гораздо более высокие темпы роста. В 2021 году объем этого сегмента в России составил 56,8 млрд руб., что на 51% больше предыдущего года. Ожидается, что среднегодовой темп роста рынка носимой электроники в России в период до 2025 года будет находиться в диапазоне 15-17%.

Барьеры для развития и будущее рынка

Главным барьером для развития нейроразвлечений и спорта выступает в первую очередь недостаточный уровень развития нейротехнологий. Качество нейрокомпьютерных интерфейсов недостаточно для полноценного управления компьютерной игрой. Авторы отчета указывают, что спрос на рынке возникнет в момент, когда будет обеспечена бесшовная связь мозга человека с электронными устройствами, программами, приложениями, которые предоставляют реальную ценность для человека. При этом среди научного сообщества существует мнение о том, что современные неинвазивные устройства технически не могут обеспечить такую связь.

Для России существует еще ряд барьеров, которые затрудняют развитие нейротехнологий в сегменте развлечений и спорта. Санкционный режим и слабое развитие производства электронных комплектующих вызвали дефицит материальных запасов у российских компаний. Также на рынке существует острая нехватка полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других важных технологических элементов. Помимо этого, барьеры для развития рынка в России — это низкий научный уровень разработок, нехватка кадров и компетенций, отсутствие механизмов трансфера технологий, сокращение международного сотрудничества, а также слабая осведомленность общества о нейротехнологиях.

Авторы отчета предлагают комплекс мероприятий для преодоления этих барьеров, включая:

— Разработку программ по популяризации продуктов, технологий и услуг рынка нейроразвлечений и спорта среди ключевых групп потребителей;

— Внедрение отраслевых стандартов для укрепления доверия со стороны инвесторов, регуляторов и потребителей к компаниям-участницам рынка;

— Развитие производства критически важных для рынка комплектующих, производство которых на территории России ограничено либо отсутствует;

— Создание эффективной сети трансфера технологий между компаниями-участницами рынка.

Несмотря на ряд препятствий для развития российского рынка, эксперты оптимистично оценивают его перспективы. Рост спроса со стороны индустрии развлечений, а также господдержка в ближайшее время будут сильно влиять на массовое внедрение нейротехнологий. Если России удастся преодолеть технологическую зависимость и подготовить специалистов для разработки проектов в области нейроразвлечений и спорта, то в ближайшие годы нас ожидают еще более высокие темпы роста рынка.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x