«Герои» нашего времени: черти из Инферно
Окно найма Инферно
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Если вы вдруг заскучали от Нобелевских премий, проектов Илона Маска и новостей медицины, то мы возвращаемся к циклу статей об обитателях замков из культовой пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic III, или просто «Герои 3». Ранее вы могли узнать, кто проживает в Темнице, Башне и Оплоте, а также не особо проживает в Некрополе. Настало время для третьего замка «злой» стороны. Сегодня речь пойдет про Инферно.
Инферно — один из самых харизматичных и внешне привлекательных замков третьей части. Красно-черная палитра, Средневековье с хтоническими рогатыми зданиями пополам, а манящий пальцем архидьявол — это вообще вишенка на торте из серы и углей. Видовым разнообразием Инферно похвастаться не может — четыре из семи существ здесь представляют модификации образа чертика, демона, беса или другого обитателя ада. Еще двое в классическом стиле взяты из мифологий, а существо седьмого уровня — своеобразный винегрет из представлений о хозяине ада – Сатане. Именно поэтому мы изменим традициям нашей рубрики и пойдем по указанному маршруту — черти-церберы-ифриты-дьяволы. Ну и, как говорится, welcome to hell.
Черти во всех вариантах
Если заглянуть в энциклопедию Героев, то мы узнаем, что Инферно — фракция, образованная демонической расой криганов, которые завоевали край Эофол и устроили там форменный ад и погибель.
Конечно, образ, как всей фракции, так и отдельных юнитов, на 90% соответствует христианскому представлению об аде. Тут вам и рога с копытами, плети, огонь, сера и испепеляющая жара. Четыре здешних обитателя: бесы, гоги, демоны и демоны бездны – практически сошли в армию Инферно со страшных средневековых гравюр, которые должны были пугать прихожан, отбивая у них желание грешить и уклоняться от церковной десятины.
Христианские черти, ведущие свою родословную от восстания Сатаны против Творца, не могут считаться абсолютно аутентичной культурной единицей. У любого народа, который принимал христианство, были свои религиозные и мифологические сюжеты, которые не могли исчезнуть из народной памяти одномоментно.
Это «смешение стилей» отлично просматривается на нашей стране — мы склонны считать себя православным, читай христианским, народом, но при этом упорно не желаем отказываться от масленицы, Ивана Купалы, веры в домовых, а иногда и леших с водяными. Такое смешение старого, народного и аутентичного с новым, христианским и общемировым породило особый образ черта, который, с одной стороны, был слугой ада, а с другой — мелким пакостником, портящим молоко или зерно, со своими слабостями и глупостями.
Главное различие бесов языческого толка и авраамического (иудейско-христианско-исламского) дьявола в том, что последний не является противником Бога в строгом смысле. Да, безусловно, он противопоставляется Творцу, и даже само слово «сатана» корнями уходит в древнееврейское обозначение противника. Как бы это абсурдно ни звучало, но монотеистический дьявол, а вместе с ним и вся его армия демонов, — продолжение Бога.
Если рассматривать сюжет, то все кажется довольно просто: был единый и всемогущий Бог-творец, он создал себе помощников в виде ангелов, часть из них восстала против отца и была низвергнута в ад. Предводитель восставших — Дьявол или Сатана. Он ненавидит все божественные творения, в том числе и людей, пытается испортить им жизнь, сеет зло, смуту, хаос и раздор. Все предельно ясно. Но иудаизм, ислам и христианство не были бы уникальными религиями, если бы их устраивало положение вещей, при котором кто-то может восстать против Бога.
В монотеизме Бог не может иметь никаких соперников — он един, всемогущ, всеведущ и всеблаг. Исходя из этого, в золотые времена богословия, в Средневековье, происходили целые диспуты и писались целые трактаты, которые тяжелой ношей легли на плечи первокурсников философских факультетов. Главная проблема в том, что Бог и его история с Сатаной говорят о том, что: либо всевышний сам создал зло, и тогда он не всеблаг, либо – что он проглядел зарождение этого зла, и он не всеведущ. Хотя можно предположить, что это и была первоначальная задумка, и Сатана не более чем орудие в божественных руках.
Из всей этой долгой истории о самостоятельности и зависимости зла в авраамических религиях можно сделать простой вывод: Сатана — это творение Бога, которое вышло из-под контроля, за что и поплатилось ссылкой в ад вместе со своими подельниками. А знаете кто еще вышел из-под контроля Бога и был сослан? Правильно, человек. Только ссылка получилась на землю, а не в ад, хотя кто знает что хуже.
Есть мнение, что история грехопадения человека и змей-искуситель — это тоже аллюзия на сатану. Такая мысль не прослеживается в иудейской традиции и чуть более заметна в христианской.
Вообще канонические книги авраамических религий не особо любят рассуждать о Сатане и его роли в истории. Возможно, тут сказывается желание избежать того противоречия, о котором говорилось выше. Но дьявол нет-нет да и снискивает популярность в народных массах. Это и понятно: гораздо легче воспринимать картины ада, горящую серу и чертей с вилами, чем рассуждения на теологические темы и проповеди о вреде пьянства. Не исключено, что именно особая яркость и выпуклость образа зла в лице Сатаны притянула к себе столько народных черт: ведь как раз на необразованных прихожан, которые не умели читать, рисованные картины ада производили наибольшее впечатление.
Так и получилось — народ взял из Библии дьявола, дополнил его своими элементами из дохристианской культуры и бережно передал в руки творцам. Те уже приукрасили и разрисовали рогатого как надо, а долгий процесс этой эволюции весьма сложного и многосоставного образа мы и наблюдаем в Инферно. Но если оторваться от рассуждений, какого беса, черта, демона или дьявола нам рисует культура?
Черт из экранизации Вечеров на хуторе близ Диканьки
Внешний вид чертей
Классический черт имеет облик человека, густо облепленного животными признаками — шерстью, копытами, рогами, иногда крыльями и клыками. Искушенный культуролог запросто усмотрит в образе рогато-копытного черта аллюзию на Пана, древнегреческого бога пастухов, который под звук своей флейты устраивал вместе с нимфами «трэш, угар и содомию». В античном мире ему воздавались соответствующие почести, что могло нередко пугать первых и не очень первых христиан, укореняя образ первобытного, животного зла в сознании.
Так и получилось, что христианство, пришедшее на смену прежним культам, обозначило необузданную животную страсть бога животноводства к нечистой силе, отвращающей от классических идеалов христианства: смирения, всепрощения и умеренности. Вместе с этим, анафеме предались рога и копыта как атрибуты языческих богов животноводства.
Сюда же относятся и прочие признаки хтонического вмешательства зла в божественную логику — черти могут иметь клыки, шерсть, перья или крылья, как бесы с первого уровня Инферно.
Отдельно стоит пояснить, что за название имеют стрелки Инферно со второго уровня — гоги и магоги. Сразу отсечем неуместные шутки о Грузии и скажем, что это названия народов из Ветхого и Нового заветов, которые пойдут войной на народ Израиля и будут повержены огнем с неба.
На четвертом и пятом уровнях Инферно расположились демоны и демоны бездны, которые ничем в этом смысле не примечательны — рога, копыта, плеть для стеганья провинившихся и красный цвет кожи. Единственное удовольствие, в котором я не могу себе отказать, — это этимология самого слова. Наш демон возник от древнегреческого δαίμων — даймон, который обозначал дух, божество и даже внутренний голос человека. И, заметьте, без негативных коннотаций.
Греческий вариант цербера, Pixabay.com
Ифриты и церберы
Как видно, пять из семи существ Инферно имеют генетическую однородность и были вылеплены из сложного замеса иудаизма, христианства, народных верований, Данте и еще черт знает кого. Однако есть два существа, которые отклоняются от генеральной линии партии.
Адские гончие и их апгрейд — церберы, они расположились на третьем уровне и имеют весьма устрашающий вид. Здесь не обошлось без Греции: цербер в античной мифологии — порождение Тифона и Ехидны, злобный трехголовый пес, охраняющий врата в царство Аида. Налицо классический набор атрибутов: искаженный мутант, порождение Титанов, хтоническая сущность, заточенная под землей. Все как по нотам. Разве что стоит добавить, что Цербера в бою победил славный Геракл, выполнив тем самым двенадцатый подвиг.
Ифрит в представлении художника Trickster Avariya
Ифриты, как и джинны из Башни, пришли к нам из восточной мифологии. Там они существовали и в доисламские времена, но, в отличие от джиннов, ифриты изначально были злобными духами, которые состоят из огня, умеют колдовать и портят жизнь человеку. Также есть вариант разделения ифритов и джиннов по сословному признаку: ифриты просто более высокая ипостась джиннов, а следовательно, более могущественная и коварная. Однако для Героев такая классификация не годится — и джинны, и ифриты являются существами шестого уровня, сильно друг друга ненавидят и больно бьют. Существует еще одно поверье, что ифриты приходят к убитым людям, и что из каждой капли невинной крови получается один ифрит. Так или иначе, ифриты — элемент восточной доисламской мифологии, который вписался в ислам вполне ожидаемо — в качестве демона.
Вот такая странная и своеобразная прогулка по аду получилась у нас с тобой, уважаемый читатель. «Герои 3» живут, на наш век замков и существ еще хватит, а значит ждем вас в следующей части нашего смотра героических армий. До скорого!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.