Как устроено зрение. Часть 3: Искусство

В прошлых статьях мы говорили о том, как взаимосвязаны между собой восприятие, внимание и интерпретация. Теперь мы предлагаем посмотреть на то, как идеи, относительно свойств зрения, интерпретации и восприятия, отражались в искусстве.


Как мы уже говорили в предыдущей статье, зрение представляет собой не только и не столько регистрацию происходящего вокруг. Наш мозг не способен воспринять всё, и потому он обрабатывает только часть информации, поступающей к нему от глаз, а остальное достраивает сам, на основе догадок и предшествующего опыта созерцания аналогичных предметов и ситуаций. Для того же чтобы иметь возможность догадаться о том, что необходимо достроить, мозг должен понимать, что он вообще видит. То есть он не только воспринимает чувственные сигналы, но и даёт им интерпретацию, приписывает смысл.

С одной стороны, это приводит к тому, что мы видим мир не таким, какой он есть, поддаёмся на уловки различных иллюзий, а также упускаем важную информацию и допускаем ошибки. Однако, с другой стороны, реальность слишком сложна и многогранна, чтобы её вообще возможно было воспринять так, как она есть. И если бы мы видели лишь то, что непосредственно передают наши чувства, а не интерпретацию, то мы многое бы потеряли. Например, изображение для нас было бы просто набором цветов на куске материи. И осознание этого факта очень важно для искусства, особенно искусства ХХ века, тем более, что это осознание во многом является заслугой именно художников.

Интерпретация и зрение в «старом» искусстве

Надо заметить, что художники уже с древнейших времён осознавали, что они занимаются не отображением действительности так, как она дана нам непосредственно органами чувств, но отображением идей и представлений об этой действительности, оперированием смыслами.

Это происходило даже с пещерной живописью. После того как древние художники достигают определённой степени мастерства в отображении пространства и пропорций и в уподоблении своих изображений тому, что они видят, они начинают усложнять свои рисунки именно за счёт их упрощения и схематизации, за счёт работы со смыслами, придаваемыми тем или иным объектам, а не с самими объектами. Причём этот процесс совпадает по времени с неолитической революцией, с усложнением культуры и техники в целом, с увеличением благосостояния людей, с началом осёдлого образа жизни и с появлением возможности передавать знания из поколения в поколение.

Игра со смыслами, чувствами, переживаниями, идеями для художников оказывается важнее непосредственного отображения реальности, поскольку она, как это ни парадоксально, позволяет лучше и полнее передать эту реальность. Искусство становится средством изучения реальности. Поэтому некоторые способы изображения, могущие показаться на первый взгляд слишком простыми и создающими впечатление недостатка мастерства у художников, на деле являются результатом глубокой рефлексии над сущностью искусства, требующим большого мастерства.

Средневековая европейская иконография с её обратной перспективой, древнеегипетское искусство, изображающее людей только в профиль, упрощённое и схематизированное восточное искусство—продукты очень развитых культур, художникам которых уж точно хватало мастерства для любого способа изображения. Однако они сознательно отказывались от реалистичности, поскольку она ограничивала их и отвлекала от изображения реальности.

Египет, фреска
Египетская фреска. Источник: pxhere.com

Но и художники, создающие реалистичную живопись, отлично понимают разницу между реальностью и изображением. Они выстраивают пространство на картинах, исходя из понимания того, из какой точки и в каком контексте зритель будет смотреть на картину. Поэтому они сознательно искажают пропорции в своих работах, чтобы сделать их более реалистичными и произвести определённый эффект.

Интерпретация и зрение в современном искусстве

В XIX-XX веках художники очень много экспериментируют именно с пространством, в определённый момент и вовсе отказываясь от изображения какой бы то ни было реальности. Объектом изображения становится сама форма и пространство. Как часть этой рефлексии, над пространством как таковым возникает ещё и рефлексия над пространством, в котором что-либо изображается, то есть пространством художественного объекта и пространством, в котором он выставляется, а также над средствами изображения. Отсюда и происходит авангардное искусство, особенно супрематизм, и особенно контррельефы Владимира Татлина, а вслед за ним и концептуализм, в котором больше внимания уделяется рефлексии над изображением, чем самому изображению, и уж тем более изображаемому.

Пожалуй, первой такой работой было «Вероломство образов» Рене Магритта. На картине изображена трубка, под которой на французском написано «Это не трубка». Казалось бы, надпись противоречит изображению. Однако Магритт таким образом, напротив, отмечает тот факт, что изображение трубки само не является трубкой, и заодно задаётся вопросом, чем же оно всё-таки является. Изображение лишь указывает на реальность, но само ею не является. И это указание может иметь ту или иную степень подобия. Так, уже упоминавшееся в первой статье изображение утки-зайца не является ни уткой, ни зайцем, но при этом указывает сразу на два объекта, а мы додумываем образ и следуем его указанию.

вероломство образов
«Вероломство образов». Источник: flickr.com

Немного позже Джозеф Кошут разовьёт эти идеи, окончательно сформировав такое направление в искусстве, как концептуализм. Самая известная его работа — «Один и три стула» — представляет собой стул, рядом с которым с одной стороны расположена фотография этого стула, а с другой — словарная статья о стуле. В этой работе он анализирует отношения между реальным объектом, которым является стул, и указывающими на объект фотографией и определением.

Как устроено зрение. Часть 3: Искусство
Источник: wikimedia.org

Однако первая работа Кошута — «Опирающееся стекло» — не менее примечательна. Это пять чистых пустых прозрачных стеклянных кубов, на которых написано «куб», «пустой», «стеклянный», «прозрачный», «чистый». Также, обращаясь к отношению описания объекта и самого объекта, он раскладывает это описание, пытаясь показать, что оно не является единственным, и у объекта может быть множество разных описаний и множество разных взглядов на него, которые мы можем произвольно выбирать. И выбор наш будет зависеть в первую очередь от контекста, в котором мы этот выбор будем делать.

опирающееся стекло
Источник: flickr.com

Ещё один интересный пример оперирования с пространством и смыслами — это работы Эрика Булатова, работающий в жанре соц-арт. Он соединяет соцреалистические картины с лозунгами и плакатами, стилистика которых разрабатывалась ещё авангардистами. Помимо абсурдности соединения противоречащих друг другу контекстов, в его работах соединяются и противоречащие друг другу способы работы с пространством. Так, например, в работе «Горизонт» линия горизонта закрыта лентой ордена Ленина. Таким образом, реалистичная картина, реалистически изображающая пространство и людей в нём, уплощается за счёт присутствия в ней практически супрематической ленты, перечёркивающей и отрицающей это пространство.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

21 КОММЕНТАРИИ

  1. Heya i’m for the first time here. I found this board and I
    in finding It truly helpful & it helped me out a lot.
    I am hoping to present something again and help others such as you aided me.

    Also visit my web site :: info but (tinyurl.com)

  2. Having read this I believed it was rather informative.
    I appreciate you spending some time and effort to put this informative article
    together. I once again find myself spending a significant amount
    of time both reading and commenting. But so what, it was still worth it!

    Here is my website … your info — tinyurl.com

  3. First off I would like to say wonderful blog! I had a quick question in which I’d like to ask if you don’t
    mind. I was interested to know how you center yourself and
    clear your thoughts prior to writing. I have had trouble clearing my thoughts in getting my thoughts out.

    I truly do enjoy writing but it just seems like the first 10 to 15
    minutes tend to be lost simply just trying to figure out how to begin.
    Any ideas or hints? Kudos!

    Also visit my homepage :: for info (http://tinyurl.com)

  4. I just like the valuable info you supply on your articles.
    I will bookmark your weblog and take a look at again here frequently.
    I’m relatively certain I will be told lots of new stuff right right here!
    Best of luck for the next!

    My webpage: cheapest airline tickets guaranteed

  5. Wow, wonderful blog structure! How lengthy have you ever been running a blog for?
    you made blogging glance easy. The entire look of your web site is great, let alone the content material!

    Feel free to surf to my web page; cheapest flight

  6. Very nice post. I just stumbled upon your blog and wished to say that
    I have truly enjoyed surfing around your blog posts. In any case I’ll
    be subscribing to your feed and I hope you write
    again soon!

    Here is my webpage; flight ticket booking

  7. I’ve been exploring for a little for any
    high-quality articles or blog posts on this kind of area .
    Exploring in Yahoo I at last stumbled upon this web site.
    Studying this information So i’m happy to show that I have
    a very good uncanny feeling I discovered exactly what I needed.
    I such a lot indubitably will make certain to do not omit this website and provides it a look on a
    relentless basis.

    My homepage: booking flights

  8. Hi! This is kind of off topic but I need some guidance from an established blog.
    Is it difficult to set up your own blog? I’m not very
    techincal but I can figure things out pretty quick.
    I’m thinking about making my own but I’m not sure where
    to begin. Do you have any points or suggestions?
    Appreciate it

    Also visit my web blog … gamefly

  9. Hey there just wanted to give you a quick heads up and let you know a few of the images aren’t
    loading correctly. I’m not sure why but I think
    its a linking issue. I’ve tried it in two different internet
    browsers and both show the same outcome.

    Here is my homepage info that (tinyurl.com)

  10. I was curious if you ever considered changing the layout of your site?
    Its very well written; I love what youve got to say.

    But maybe you could a little more in the way of content so people could connect with it better.

    Youve got an awful lot of text for only having 1 or two pictures.
    Maybe you could space it out better?

    Have a look at my web blog :: when info — tinyurl.com

  11. Your way of describing the whole thing in this piece of writing is really nice, every
    one be capable of simply be aware of it, Thanks a lot.

    Also visit my homepage: info with [t.co]

  12. Hello there, just became aware of your blog
    through Google, and found that it’s truly informative.
    I am going to watch out for brussels. I’ll appreciate if you continue this in future.
    Lots of people will be benefited from your writing.
    Cheers!

    Feel free to surf to my site … info but;
    tinyurl.com,

  13. It’s amazing to pay a visit this website and reading the
    views of all mates on the topic of this article, while I am also zealous of getting familiarity.

    Feel free to visit my homepage when info (http://tinyurl.com/2q6q668g)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи