В прошлых статьях мы говорили о том, как взаимосвязаны между собой восприятие, внимание и интерпретация. Теперь мы предлагаем посмотреть на то, как идеи, относительно свойств зрения, интерпретации и восприятия, отражались в искусстве.
Как мы уже говорили в предыдущей статье, зрение представляет собой не только и не столько регистрацию происходящего вокруг. Наш мозг не способен воспринять всё, и потому он обрабатывает только часть информации, поступающей к нему от глаз, а остальное достраивает сам, на основе догадок и предшествующего опыта созерцания аналогичных предметов и ситуаций. Для того же чтобы иметь возможность догадаться о том, что необходимо достроить, мозг должен понимать, что он вообще видит. То есть он не только воспринимает чувственные сигналы, но и даёт им интерпретацию, приписывает смысл.
С одной стороны, это приводит к тому, что мы видим мир не таким, какой он есть, поддаёмся на уловки различных иллюзий, а также упускаем важную информацию и допускаем ошибки. Однако, с другой стороны, реальность слишком сложна и многогранна, чтобы её вообще возможно было воспринять так, как она есть. И если бы мы видели лишь то, что непосредственно передают наши чувства, а не интерпретацию, то мы многое бы потеряли. Например, изображение для нас было бы просто набором цветов на куске материи. И осознание этого факта очень важно для искусства, особенно искусства ХХ века, тем более, что это осознание во многом является заслугой именно художников.
Интерпретация и зрение в «старом» искусстве
Надо заметить, что художники уже с древнейших времён осознавали, что они занимаются не отображением действительности так, как она дана нам непосредственно органами чувств, но отображением идей и представлений об этой действительности, оперированием смыслами.
Это происходило даже с пещерной живописью. После того как древние художники достигают определённой степени мастерства в отображении пространства и пропорций и в уподоблении своих изображений тому, что они видят, они начинают усложнять свои рисунки именно за счёт их упрощения и схематизации, за счёт работы со смыслами, придаваемыми тем или иным объектам, а не с самими объектами. Причём этот процесс совпадает по времени с неолитической революцией, с усложнением культуры и техники в целом, с увеличением благосостояния людей, с началом осёдлого образа жизни и с появлением возможности передавать знания из поколения в поколение.
Игра со смыслами, чувствами, переживаниями, идеями для художников оказывается важнее непосредственного отображения реальности, поскольку она, как это ни парадоксально, позволяет лучше и полнее передать эту реальность. Искусство становится средством изучения реальности. Поэтому некоторые способы изображения, могущие показаться на первый взгляд слишком простыми и создающими впечатление недостатка мастерства у художников, на деле являются результатом глубокой рефлексии над сущностью искусства, требующим большого мастерства.
Средневековая европейская иконография с её обратной перспективой, древнеегипетское искусство, изображающее людей только в профиль, упрощённое и схематизированное восточное искусство—продукты очень развитых культур, художникам которых уж точно хватало мастерства для любого способа изображения. Однако они сознательно отказывались от реалистичности, поскольку она ограничивала их и отвлекала от изображения реальности.

Но и художники, создающие реалистичную живопись, отлично понимают разницу между реальностью и изображением. Они выстраивают пространство на картинах, исходя из понимания того, из какой точки и в каком контексте зритель будет смотреть на картину. Поэтому они сознательно искажают пропорции в своих работах, чтобы сделать их более реалистичными и произвести определённый эффект.
Интерпретация и зрение в современном искусстве
В XIX-XX веках художники очень много экспериментируют именно с пространством, в определённый момент и вовсе отказываясь от изображения какой бы то ни было реальности. Объектом изображения становится сама форма и пространство. Как часть этой рефлексии, над пространством как таковым возникает ещё и рефлексия над пространством, в котором что-либо изображается, то есть пространством художественного объекта и пространством, в котором он выставляется, а также над средствами изображения. Отсюда и происходит авангардное искусство, особенно супрематизм, и особенно контррельефы Владимира Татлина, а вслед за ним и концептуализм, в котором больше внимания уделяется рефлексии над изображением, чем самому изображению, и уж тем более изображаемому.
Пожалуй, первой такой работой было «Вероломство образов» Рене Магритта. На картине изображена трубка, под которой на французском написано «Это не трубка». Казалось бы, надпись противоречит изображению. Однако Магритт таким образом, напротив, отмечает тот факт, что изображение трубки само не является трубкой, и заодно задаётся вопросом, чем же оно всё-таки является. Изображение лишь указывает на реальность, но само ею не является. И это указание может иметь ту или иную степень подобия. Так, уже упоминавшееся в первой статье изображение утки-зайца не является ни уткой, ни зайцем, но при этом указывает сразу на два объекта, а мы додумываем образ и следуем его указанию.

Немного позже Джозеф Кошут разовьёт эти идеи, окончательно сформировав такое направление в искусстве, как концептуализм. Самая известная его работа — «Один и три стула» — представляет собой стул, рядом с которым с одной стороны расположена фотография этого стула, а с другой — словарная статья о стуле. В этой работе он анализирует отношения между реальным объектом, которым является стул, и указывающими на объект фотографией и определением.

Однако первая работа Кошута — «Опирающееся стекло» — не менее примечательна. Это пять чистых пустых прозрачных стеклянных кубов, на которых написано «куб», «пустой», «стеклянный», «прозрачный», «чистый». Также, обращаясь к отношению описания объекта и самого объекта, он раскладывает это описание, пытаясь показать, что оно не является единственным, и у объекта может быть множество разных описаний и множество разных взглядов на него, которые мы можем произвольно выбирать. И выбор наш будет зависеть в первую очередь от контекста, в котором мы этот выбор будем делать.

Ещё один интересный пример оперирования с пространством и смыслами — это работы Эрика Булатова, работающий в жанре соц-арт. Он соединяет соцреалистические картины с лозунгами и плакатами, стилистика которых разрабатывалась ещё авангардистами. Помимо абсурдности соединения противоречащих друг другу контекстов, в его работах соединяются и противоречащие друг другу способы работы с пространством. Так, например, в работе «Горизонт» линия горизонта закрыта лентой ордена Ленина. Таким образом, реалистичная картина, реалистически изображающая пространство и людей в нём, уплощается за счёт присутствия в ней практически супрематической ленты, перечёркивающей и отрицающей это пространство.
Heya i’m for the first time here. I found this board and I
in finding It truly helpful & it helped me out a lot.
I am hoping to present something again and help others such as you aided me.
Also visit my web site :: info but (tinyurl.com)
Having read this I believed it was rather informative.
I appreciate you spending some time and effort to put this informative article
together. I once again find myself spending a significant amount
of time both reading and commenting. But so what, it was still worth it!
Here is my website … your info — tinyurl.com —
First off I would like to say wonderful blog! I had a quick question in which I’d like to ask if you don’t
mind. I was interested to know how you center yourself and
clear your thoughts prior to writing. I have had trouble clearing my thoughts in getting my thoughts out.
I truly do enjoy writing but it just seems like the first 10 to 15
minutes tend to be lost simply just trying to figure out how to begin.
Any ideas or hints? Kudos!
Also visit my homepage :: for info (http://tinyurl.com)
Hi colleagues, its impressive piece of writing
regarding tutoringand entirely defined, keep it up all the time.
Take a look at my site; cheapest airfare guaranteed
I just like the valuable info you supply on your articles.
I will bookmark your weblog and take a look at again here frequently.
I’m relatively certain I will be told lots of new stuff right right here!
Best of luck for the next!
My webpage: cheapest airline tickets guaranteed
Wow, wonderful blog structure! How lengthy have you ever been running a blog for?
you made blogging glance easy. The entire look of your web site is great, let alone the content material!
Feel free to surf to my web page; cheapest flight
Very nice post. I just stumbled upon your blog and wished to say that
I have truly enjoyed surfing around your blog posts. In any case I’ll
be subscribing to your feed and I hope you write
again soon!
Here is my webpage; flight ticket booking
Currently it appears like BlogEngine is the best blogging platform available right now.
(from what I’ve read) Is that what you are using on your blog?
Here is my blog post … cheapest flights
Hi, I read your blogs on a regular basis. Your story-telling style is awesome,
keep it up!
Have a look at my blog the cheapest flights
Awesome! Its really awesome paragraph, I have got much clear idea about from this post.
my web page … lowest airfares possible
I’ve been exploring for a little for any
high-quality articles or blog posts on this kind of area .
Exploring in Yahoo I at last stumbled upon this web site.
Studying this information So i’m happy to show that I have
a very good uncanny feeling I discovered exactly what I needed.
I such a lot indubitably will make certain to do not omit this website and provides it a look on a
relentless basis.
My homepage: booking flights
Hi! This is kind of off topic but I need some guidance from an established blog.
Is it difficult to set up your own blog? I’m not very
techincal but I can figure things out pretty quick.
I’m thinking about making my own but I’m not sure where
to begin. Do you have any points or suggestions?
Appreciate it
Also visit my web blog … gamefly
I really like what you guys are up too. Such clever work and
exposure! Keep up the amazing works guys I’ve added you guys to blogroll.
Also visit my blog; gamefly
Hey there just wanted to give you a quick heads up and let you know a few of the images aren’t
loading correctly. I’m not sure why but I think
its a linking issue. I’ve tried it in two different internet
browsers and both show the same outcome.
Here is my homepage info that (tinyurl.com)
I relish, cause I found exactly what I used to be looking for.
You’ve ended my four day long hunt! God Bless you man. Have a nice day.
Bye
My page :: the info (tinyurl.com)
I was curious if you ever considered changing the layout of your site?
Its very well written; I love what youve got to say.
But maybe you could a little more in the way of content so people could connect with it better.
Youve got an awful lot of text for only having 1 or two pictures.
Maybe you could space it out better?
Have a look at my web blog :: when info — tinyurl.com —
Your way of describing the whole thing in this piece of writing is really nice, every
one be capable of simply be aware of it, Thanks a lot.
Also visit my homepage: info with [t.co]
Hello there, just became aware of your blog
through Google, and found that it’s truly informative.
I am going to watch out for brussels. I’ll appreciate if you continue this in future.
Lots of people will be benefited from your writing.
Cheers!
Feel free to surf to my site … info but;
tinyurl.com,
Keep on writing, great job!
My site info what (http://tinyurl.com/4javwvhk)
Marvelous, what a blog it is! This blog presents valuable information to us,
keep it up.
Feel free to visit my web page :: info there (tinyurl.com)
It’s amazing to pay a visit this website and reading the
views of all mates on the topic of this article, while I am also zealous of getting familiarity.
Feel free to visit my homepage when info (http://tinyurl.com/2q6q668g)