Социальные науки

Все оттенки Дэвида Линча

Дэвид Линч

Gabriel Marchi / wikimedia.org (CC BY 2.0)

Мы решили попросить некоторых увлеченных студентов и молодых исследователей поделиться с нами тем, что они изучают. Новую лекцию нам прочитала магистр истории искусств Вроцлавского университета Алёна Антонова. Она рассказала о том, как Дэвид Линч использует цвет в своих фильмах.


 

Цветовой почерк Линча

Дэвид Линч во всех своих фильмах использует приблизительно одинаковую цветовую гамму. То, как он выстраивает мизансцены, то есть то, как организовано пространство, строится на колористике, на сочетании цветов. У других режиссёров стиль основывается на том, как подобраны костюмы, интерьер, определённые характеристики или герои. Так, например, фильмы Уэса Андерсона мы всегда можем определить по, допустим, сказочным декорациям. А вот у Линча все фильмы выстроены вокруг цветов. Если в фильме есть какой-то определённый набор цветов, то мы легко можем узнать в нём фильм Линча или отсылку к нему.

В каждой его киноленте есть определённый цветовой шаблон, который переходит из картины в картину, почти не изменяясь. И этот набор цветов у Линча имеет определённое символическое значение.Например, красный — это обман, сексуальность, опасность. Синий обозначает загадку, которую следует разгадать, это символ тайны, символ неизвестного.

Все фильмы Дэвида Линча построены на сильном цветовом контрасте, что и создаёт его законченный и узнаваемый стиль. При этом цветовая гамма в его фильмах достаточно узкая. Он всегда берёт какой-то определённый набор цветов, которые делает очень контрастными между собой. Это создаёт определённую эстетику – в некоторых моментах она является китчевой, преувеличенной, намеренно низкопробной. Но в большинстве фильмов цветовая гамма создаёт очень мрачную атмосферу за счёт контрастности. Иногда в кинолентах используются нехарактерные для Линча тёплые цвета, но это нужно для того, чтобы подчеркнуть важные, очень тёмные предметы голубого цвета (и тут снова обыгрывается контраст цветов), потому что синий — это всегда загадка, которую нужно решить.

Гендерный контраст

Весь этот контраст, эта противоположность проявляется в образах и характерах героев и особенно героинь. Возьмём, например, «Малхолланд Драйв»: главные героини, Рита и Бэтти, выглядят абсолютно контрастно. Бэтти — милая блондинка в розовой кофточке, а Рита — роковая брюнетка, которая носит чёрное с белым (тоже контрастные вещи), и у неё почти всегда есть какие-то красные элементы. При этом в фильме действие происходит во сне и в реальности, которые иногда очень сложно различить друг от друга. И как раз цвета позволяют нам сделать это: например, одежда Бэтти в реальности грязно-розовая.

Когда мы говорим про цвет, мы обязательно сталкиваемся с гендерными стереотипами. Так, блондинки в нашей западной культуре считаются более легкомысленными, глупыми, мягкими, более женственными, а брюнетки обычно роковые или опасные. И Линч всё время на этом играет. Поэтому его очень часто упрекают в том, что он антифеминистский режиссёр. Но это не совсем справедливо, потому что, хотя в его фильмах действительно воспроизводятся гендерные стереотипы, надо заметить, что они, в принципе, наполнены стереотипами об американской мечте, идеальной семье и всём в таком духе. Он эти представления разбирает, работает с ними. При этом, в отличие от многих других режиссёров, он не романтизирует насилие в отношении женщин. И злодей, который совершает это насилие, всегда оказывается наказан в конце.

«Синий бархат»

Разберём подробно, например,«Синий бархат». В начале фильма мы видим картины идеалистической жизни: красные розы, белый забор, синее небо — всё очень контрастное, везде используются очень яркие и чистые цвета. А потом камера резко переходит, и мы видим мужчину, у которого случается сердечный приступ, собаку, которая грызёт шланг, и, наконец, камера резко переходит в траву и показывает копошащихся в ней жуков. И это, кстати, очень точное описание всех фильмов Линча: вначале есть какая-то идиллия, которая перерастает в кошмар, который на самом деле всегда присутствует в ней в скрытом виде.

Основные цвета в «Синем бархате» — это синий и красный, чуть меньше там черного и белого, а также розового. Сначала в фильме доминируют белый и розовый, создающие идиллическую атмосферу. Но потом главный герой со своей девушкой (блондинкой в розовом, кстати) едет в клуб, но атмосфера резко меняется. Появляется много красного, синего и чёрного. Они как бы переходят со светлой стороны города на тёмную. К тому же их сторона города почти всегда показывается днём, а та сторона, где находится клуб, — ночью. И одна из первых вещей, которые бросаются в глаза в этом клубе — это красные шторы, которые переходят у Линча из фильма в фильм и обозначают вход в потусторонний мир и опасность. А на фоне этих штор поёт вторая героиня фильма, роковая брюнетка Дороти Валленс.

И вот тут как бы присутствуют и сосуществуют два мира: мир американской мечты и параллельный ему мир коррупции, преступности и разврата, в котором у Дороти похищают мужа и ребёнка, а саму её заставляют петь в этом клубе и оказывать сексуальные услуги.

Главный же герой изначально находится где-то между двумя мирами. И с его одеждой происходят очень характерные изменения в связи с этим. Сначала, поскольку он помещен в промежуточную атмосферу, в его одежде поровну представлены белый и чёрные цвета, а по ходу событий, в зависимости от того, какие решения он принимает, этот баланс смещается. Он как бы выбирает между этими двумя мирами: на этом построен весь фильм, и это отражается на цветовой гамме.

Эти два мира — они как жизнь, которую обычно пытаются показать, и жизнь, которая есть на самом деле. Есть красивые фасады и какая-то на первый взгляд идиллическая обстановка, в которой всё замечательно. Но, когда мы заглядываем за эти фасады, когда мы начинаем деконструировать эту жизнь, разбирать её на какие-то элементы, то оказывается, что там творится какой-то кошмар. Контрасты скрывают за собой некоторое безумие или порочность героев, которое в конечном итоге всё же прорывается сквозь ткань иллюзии, которую они сами для себя создают. И вот обычно ключом к снятию этой иллюзии является синий цвет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться