Ошибка

Дети лучше усваивают мораль на сказках и рассказах о людях

Фото: Cristina Schek / Unsplash.com

Фото: Cristina Schek / Unsplash.com 

Канадские ученые пришли к интересному выводу: чтобы ребенок усвоил какую-нибудь мораль, лучше рассказывать историю, сказку или рассказ о людях, а не о животных. Исследование, посвященное изучению влияния сказок, опубликовано в журнале Developmental Science.

Психологи из Университета Торонто выяснили, что не все сказки оказывают одинаковый эффект на детей. Ученые провели эксперимент с участием детей в возрасте от 4 до 6 лет с целью определить, какие сказки дети лучше усваивают с точки зрения моральных ценностей. Им читали истории, которые должны были научить их щедрости. Одной группе детей читали истории о людях, другой – сказки, где героями были антропоморфные звери, а третьим – сказки, где не было такой морали. После прочтения сказок дети должны были поделиться друг с другом стикерами, которые были розданы каждому ребенку еще до начала эксперимента. Самыми щедрыми оказались дети, которым читали истории о людях. Остальные две группы детей весьма неохотно делились стикерами.

Сами дети, когда у них спрашивали, похожи ли животные на людей, чаще всего отвечали, что животные – это не люди, и им не хватает чего-то человеческого. По словам авторов исследования, такие результаты говорят о том, что дети не всегда могут понять аллегорию, которая вложена в сказки о животных.  Как отмечает одна из ученых, специалист по раннему когнитивному развитию Патрисия Ганея, «многие дети не считают персонажей из животного мира похожими на себя. Поэтому дети менее склонны переводить социальные уроки из этих историй в свою повседневную жизнь».


Светлана Игоревна Петрова

магистр филологических наук, консультант Санкт-Петербургского института гештальта

Я с такими выводами не согласна. Мой опыт говорит о том, что не имеет значения, кто герой сказок. Я также являюсь учителем русского языка, и в своей педагогической практике я использовала и использую разные сказки: и русские народные, и зарубежные. Очень многие произведения построены на аллегориях, так что нет, я не согласна. Я считаю, что независимо от того, история ли это о человеке или о животном, сказки способствуют развитию моральных качеств.

По своему опыту могу сказать, что использование образа животного часто способствует вхождению в роль именно ребенка. Такая форма более игровая для него, и эта маска животного больше раскрепощает. Образ человека часто связан с социальной характеристикой, которую ребенок очень плохо воспринимает, то есть он не понимает, в чем отличие, например, короля от принца. А отличие медведя от волка он понимает сразу.

Если говорить о том, в каком возрасте какие сказки лучше читать ребенку, то в любом учебнике по дошкольному образованию написано, что сначала, в возрасте до пяти лет примерно лучше читать сказки о животных, а потом только о людях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться