Социальные науки

День какого Валентина?

14 февраля 2018 0

«Весна» Сандро Боттичелли

«Весна» Сандро Боттичелли 

Широко распространено мнение, что День святого Валентина был специально введён католической церковью, чтобы заменить древнеримский праздник Луперкалии. Однако никаких достоверных доказательств этому нет, да и сама фигура святого Валентина настолько туманна и не связана с любовью, что Римская католическая церковь отказалась от литургии по случаю этого дня. Разбираемся в тайне самого романтического праздника.

Кто такой святой Валентин

Существует довольно много христианских святых по имени Валентин, и по меньшей мере двоих из них чествовали 14 февраля: Валентина Римского и Валентина Тернийского (или Интерамнского).

О Валентине Римском известно только то, что он был священником в Риме, его убили в 269 году и похоронили у Фламиниевой дороги, ведущей из Рима на север.

Валентин же Тернийский проповедовал в городе Интерамне (ныне Терни). Согласно его житию, римский аристократ Кратон, когда у него заболел сын, отчаявшись после неудачных попыток врачей вылечить его, позвал на помощь местного епископа. По преданию, он исцелил юношу с помощью молитвы, из-за чего вся его семья обратилась в христианство, а когда весть об этом разнеслась по городу, христианство приняли и многие другие горожане, включая сына градоначальника. Возмущённый градоначальник приказал арестовать Валентина и потребовал от того принести жертву языческим богам, и, когда тот отказался это сделать, обезглавил его.

Также в связи с этой датой упоминается ещё один святой Валентин, о котором известно только то, что он с товарищами был убит в Африке.

В католической традиции всех этих святых почитали 14 февраля. Однако в 1969 году на Втором Ватиканском Соборе святого Валентина исключили из литургического календаря, поскольку достоверно о нём было известно только то, что его обезглавили. Вместо него 14 февраля, как и в православной традиции, стали чтить святых Кирилла и Мефодия. В православии же день Валентина Римского отмечается 6 июля, а Валентина Тернийского — 30 июля.

Связь праздника с Луперкалиями

Широко распространено мнение, что в качестве праздника любви День святого Валентина заменил римский языческий праздник Луперкалии, связанный с плодородием и деторождением. В рамках этого праздника римские аристократы приносили в жертву животных, а потом бегали голышом по городу и стегали женщин полосками кожи. Женщины же с удовольствием подставлялись, потому что считалось, что это повысит их способность к деторождению.

Празднование Луперкалии в Риме

Празднование Луперкалии в Риме

Луперкалии якобы были так популярны, что Папа Геласий I попытался запретить их и в 494 году ввёл вместо них день святого Валентина. Однако Луперкалии были локальным для Рима праздником и больше нигде не отмечались.

Некоторые исследователи предположили, что праздник, введённый Геласием, был не Днём святого Валентина, а Днём очищения святой Девы Марии. И ввёл он его в Иерусалиме, поскольку Иерусалим был местом рождения Иисуса. Позже этот праздник слился со стоящим рядом Сретением Господним. Однако и этот праздник появился уже после Геласия, так что широко растиражированное убеждение, что День святого Валентина заменил Луперкалии по решению Католической церкви, оказывается полностью ложным.

Как возникли романтические коннотации у этого праздника

Миф о связи Дня святого Валентина с Луперкалиями впервые появился в работе английского католического священника и агиографа Алана Батлера «Жизни первых святых», написанной между 1756 и 1759 годами. Скорее всего, он, за неимением достоверной информации о Дне святого Валентина, попытался искусственно увязать уже существовавшие на тот момент традиции его празднования с другими, более древними праздниками. Однако никаких доказательств он своей теории не приводит. Несмотря на это, многие историки и публицисты, рассказывая про историю праздника, некритично опирались именно на его работу.

В действительности же первые упоминания Дня святого Валентина, в связи с романтической любовью, появились только в XIV веке. Они появляются в поэзии родоначальника английской литературы Джеффри Чосера. Он упоминает этот день как время начала весны, когда природа пробуждается, и птицы начинают петь, чтобы найти себе пару.

Надо заметить, что коннотация весны и любви — довольно типичное явление. Те же Луперкалии также были праздником плодородия: как природного, так и женского. В греческой же мифологии существует легенда о Персефоне — богине плодородия, которая влюбилась в Аида и ежегодно спускается к нему в царство на полгода. Именно на эти полгода и наступают осень и зима.

Однако 14 февраля — слишком раннее время для наступления весны. По одной из версий, Чосер говорит о другом святом Валентине — архиепископе Генуи, которого, предположительно, почитали 3 мая.

По другой же версии, во времена Чосера День святого Валентина сместился ближе к концу месяца и приходился на 23 февраля. Это связано с тем, что в его времена пользовались юлианским, а не более точным грегорианским календарём. Из-за того, что движение Земли вокруг Солнца происходит не ровно за 365 дней, в обоих календарях происходит постепенное смещение календарных дат по сравнению с реальными временами года. Однако если в юлианском календаре оно происходит каждые 128 лет, то в григорианском — каждые 10 000 лет. Поэтому, когда в 1582 году происходил переход с юлианского календаря, которым на тот момент пользовались уже 15 веков, на грегорианский, разница между ними составляла 10 дней.

Джеффри Чосер

Джеффри Чосер

В любом случае, именно Чосер и поэты из его круга романтизировали День святого Валентина и придумали большинство связанных с ним легенд, в том числе и легенду о том, что святой Валентин был священником, который тайно венчал влюблённых, вопреки запрету императора.

Превращение Дня святого Валентина в День всех влюблённых

Окончательное же становление Дня святого Валентина в качестве Дня всех влюблённых произошло только в XIX веке. До этого времени это был локальный английский праздник, который по-разному отмечался крестьянами из разных регионов и аристократией. Так, например, у крестьян из Норфолка было принято на День святого Валентина, как и на многие другие религиозные праздники, выяснять своих суженых, а также дарить детям конфеты. У аристократии прижилась традиция писать любовные послания. Этот обычай появился после XV века, благодаря герцогу Орлеанскому, который, сидя в английской тюрьме, отправил своей жене первую в истории валентинку.

В XIX же веке эти традиции стали переплетаться, поскольку разница между крестьянами и аристократами стала стираться, вследствие индустриализации, демократизации и урбанизации. Кроме того, в XIX веке началось становление национального самосознания, спровоцировавшее моду на обращение к народным и древним национальным традициям.

Это, в свою очередь, вызвало всплеск интереса к средневековой традиции куртуазной любви — ритуального ухаживания рыцаря за прекрасной дамой. Именно на основе этой традиции сформировались современные представления о романтической любви. И так уж совпало, что времена куртуазных традиций пришлись именно на время жизни Джеффри Чосера, который, как мы помним, впервые связал День святого Валентина с любовью, так что его поэзия стала важным источником для конструирования и современных представлений о романтике.

К 40-м годам XIX века, бывший локальным английским религиозным праздником, День святого Валентина вызвал настоящую романтическую лихорадку сначала в Великобритании, а потом и в США. Торговцы же быстро подхватили эту идею, поняв, что из неё можно извлечь большие выгоды, заработав на шоколаде, подарках и поздравительных открытках, и поспособствовали популяризации и коммерциализации праздника. И уже благодаря им праздник распространился по всему остальному миру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться