Социальные науки

Что представляет собой традиционный брак

28 ноября 2017 0

свадьба, жених, невеста

 

Последнее время в России стремятся укрепить традиционные ценности, центральное место среди которых занимает институт семьи и брака. Однако каковы истоки этой ценности, почему она находится под угрозой и возможно ли её существование в условиях современного общества?

Мужское и женское

Разделение труда между мужчинами и женщинами возникло ещё в древнейшие времена. Связано оно было с тем, что женщины были способны выполнять особую функцию, без которой родовая община не смогла бы выжить: они могли рожать детей.

Дети нужны были для того, чтобы приобщить их к делам общины, дабы они помогали охотиться, собирать дикорастущие плоды, затем обрабатывать землю и пасти скот, а также выполнять другие хозяйственные работы. Безусловно, дети были необходимы и для того, чтобы община воспроизводила себя, т.е. на смену старикам и умершим приходили новые поколения, которые могли бы обеспечить общину пищей.

При этом смертность была огромной: большинство новорожденных не выживали в результате антисанитарии, зачастую приводя к гибели ещё и мать.Да и сами взрослые умирали, не доживая обычно даже до 30 лет. Поэтому, чтобы поддерживать баланс рождаемости и смертности, а также обеспечивать выживание рода, женщины вынуждены были рожать непрерывно, как конвейеры.

Понятно, что постоянно беременные женщины не могут заниматься тяжёлой физической работой и особенно охотой и войной. Кроме того, они были слишком ценными членами рода, чтобы подвергать их риску. Поэтому, в разделении обязанностей между полами, обеспечение семьи едой и защитой закрепилось за мужчинами, а забота о детях и домашние обязанности — за женщинами.

Однако, вследствие такого разделения труда, женщины оказались зависимы от мужчин. Женщины и дети, будучи обеспечиваемы мужчинами, стали жить как бы по их милости. Способность женщины выносить и родить ребёнка стала ценным ресурсом, за который мужчины стали бороться, как и за любой другой ресурс. В то же время самим женщинам необходимости в такой борьбе не было.

мужчина, женщина

Таким образом, женщины стали частью имущества мужчин, почти наравне со скотом и орудиями труда. Это особенно заметно в демократических государствах древности: греческих полисах и ранней Римской республике. Политические решения там принимались всем сообществом равноправных граждан. Однако женщины не были частью этого сообщества. Римский сенат, состоявший из глав семейств, был органом самоуправления общины, состоявшей только из самих сенаторов. Над членами своей собственной семьи сенаторы обладали абсолютной властью — они не были представителями её интересов как парламентарии.

Неслучайно именно женские измены и промискуитет традиционно жестоко порицаются обществом, тогда как мужские игнорируются или даже поощряются. Большое количество партнёрш у мужчины в ряде культур и сообществ — знак успеха, а большое количество партнёров у женщины — знак её падения. Ведь ребёнок мужчины — это его «имущество» и в то же время его наследник. Если же женщина рожает от другого мужчины, то она фактически способствует краже.

Любовь и брак

Брак возник как чисто имущественное отношение между мужчиной и женщиной, необходимое в первую очередь для продолжения рода, а также для заключения союзов. В большинстве случаев традиционный брак заключался по расчёту. При этом любовь никогда не играла при заключении браков особого значения. Будущие супруги могли и вовсе не знать друг друга до свадьбы.

Сама концепция романтической любви в том виде, в котором мы её знаем, возникла лишь в XIX веке на волне увлечения Средневековьем. Она создаётся на основе представлений о куртуазной любви, то есть системе правил поведения рыцарей при дворе, в первую очередь в отношении дам. Только вот для самих средневековых рыцарей, в отличие от романтиков XIX века, популяризовавших этот образ, такое поведение и ухаживания носили чисто формальный, церемониальный характер, не имевший никакого отношения к сексуальному или романтическому влечению. Реальные рыцари женились по расчёту, а плотским утехам предавались, когда и с кем вздумается. Никакого смысла в свои ухаживания за благородными дамами они не вкладывали — это было частью этикета.

Параллельно возникновению романтической любви, включающей в себя взаимное личное доверие и сексуальное желание, происходят социальные трансформации, разрушающие основы брака как экономического или политического союза.

Романтика, закат, велосипед

Индустриализация притягивает всё больше людей в города. Урбанизация в свою очередь разрушает устоявшиеся общины и многопоколенные семьи, поддерживавшие традиционную мораль и конституировавшие собственное единство через заключение браков. Семья теперь зависит не от совместного возделывания земли, а от продажи своего наёмного труда, так что женщины теперь тоже вынуждены работать и приносить в семью доход. Однако это делает их гораздо менее зависимыми от мужчин, так что сама необходимость в том, чтобы обзаводиться семьёй, отпадает. Наконец, развитие медицины избавляет женщин от необходимости постоянно ходить беременными, ведь теперь большинство детей выживает при родах и доживает до совершеннолетия.

Идея переменчивой, ничем, кроме взаимного притяжения, не обоснованной и отделённой от экономических отношений, романтической любви входит в противоречие с рациональной, основанной на выгоде и постоянстве, идеей брака и подменяет её собой. В связи с этим традиционный брак и традиционная семья стремительно приходят в упадок. Брак становится частью ритуала ухаживаний, частью символики романтического союза. Он становится вторичным по отношению к последнему, а потому несколько растрачивает самостоятельный, реальный смысл.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться