Социальные науки

Даши Намдаков — скульптор вне времени и пространства

25 октября 2017 0

царская охота, скульптура

"Царская охота", г.Кызыл. Источник: Wikimedia 

Если вы интересуетесь современным искусством, и в частности скульптурой, вы наверняка слышали о бурятском скульпторе и ювелире Даши Намдакове. Его работы завораживают, на них можно смотреть часами и каждый раз находить что-то новое и близкое для себя. В чем же их секрет?


 

Немного из биографии

Сегодня Даши Намдаков знаменит на весь мир — его выставки гремят не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, Америке, а его работы находятся в государственных музеях и частных собраниях в 25 странах. К примеру, скульптура «Чингисхан» стоит в Гайд-парке, в самом центре Лондона. О чем всё это говорит? Конечно, о том, что этот мастер близок и интересен людям различных культур — русской, восточной, европейской. Но разве можно угодить всем одновременно? Разве можно погнаться за двумя, тремя, четырьмя зайцами сразу?

Даши Намдаков — сын своих родителей, потомственный художник, скульптор, бурят, буддист, и его произведения — скульптуры, а также ювелирные украшения из разнообразных материалов (бронзы, меди, мрамора, золота и серебра, дерева, кости, конского волоса) – говорят об этом за него. В них как будто слились миф и реальность, воссоединились мир прошлого и настоящего, встретились Восток и Запад.

Даши Намдаков

Даши Намдаков (второй слева) на своей выставке. Источник: Wikimedia

Мотивы в творчестве именитого скульптора

В основе творчества Даши Намдакова лежит вдумчивая переработка культурного наследия прошлого. И не зря на его выставке, которую петербуржцы видели в Эрмитаже в 2010 году, произведения экспонировались среди объектов первобытного искусства. Это вполне закономерно, ведь мировосприятие скульптора перекликается с мировоззрением людей древних эпох. И даже если его темы иногда неожиданны, в основном они традиционны для Востока и Запада.

Так, среди его произведений мы видим скульптуры амазонок, тотемных животных, лучников, всадников, воинов, сибирских шаманов, буддистских лам, легендарных вождей и мифологических существ.
Они могучи и монументальны, устрашающи и фантастичны или грациозны и изящны, но непременно изображены не так, как было принято раньше. За счет врожденного чувства формы и пластики, а также приема стилизации древность в произведениях Даши Намдакова перестает быть мертвым памятником прошлого и получает второе рождение, становится актуальной.

центр азии, даши намдаков

“Центр Азии”. Источник: Wikimedia

Скульптура как особая трактовка мировосприятия

Чтобы было более наглядно, поговорим о его творчестве на конкретном примере. А именно — рассмотрим одну из скульптур под названием «Стихия». Она была выполнена в 1999 году из бронзы в техниках литье и патинирование. Кстати, работа находится в частном собрании В.В. Путина.

Итак, что же в ней является наследием прошлого? Конечно, тема — скачущая лошадь. Она связана с культурой монгольских кочевников, с ролью, которая отводилась этому сакральному животному, без которого в степи было просто не выжить. Сам образ лошади, буквально летящей по просторным территориям, которые рисует наше воображение, как нельзя лучше выражает свободу и мощь стихии.

Возможно, от кочевников Даши Намдаков перенял и ясность замысла, чистоту формы, в которой нет ничего лишнего, и понимание материала. Ведь бронза была одним из популярнейших металлов еще с глубокой древности.

Также возникают ассоциации со скифским искусством и его «звериным стилем». Помните знаменитого скифского Лежачего оленя из собрания Эрмитажа? Он выполнен из золота и отличается гораздо меньшим размером, чем лошадь Намдакова. Но значительное сходство есть, не правда ли? Оба животных образа исполнены как бы в полете. Но это не слепое копирование, а лишь отголосок прошлого — того, что находится в основе современной культуры.

Хранительница, Даши Намдаков

“Хранительница”в Лондоне. Источник: Wikimedia

Скифский олень остается традиционно застывшим. Да еще и его согнутые к животу передние ноги смущают исследователей, заставляя гадать, что это — бег или погребальная поза. А вот развевающаяся грива и хвост лошади Даши Намдакова не позволяют сомневаться в том, что это стремительный бег вперед.

Так, в отличие от застывших изваяний, традиционных для мировой культуры, его скульптура полна современной динамики и экспрессии, а значит — и жизни.
При этом в ней, несомненно, присутствует одна из других характерных особенностей произведений Даши Намдакова, придающих им черты современности. Речь идет о высоком уровне стилизации при рельефном выделении анатомических подробностей строения мускулов тела.

По-видимому, один из секретов Даши Намдакова в том, что он не стремится никому угождать. Он лишь старается слышать себя, природу, то инстинктивное, архетипическое и знаковое, что лежит в глубине подсознания и является общим для любого человека.

Скульптор отмечает: «Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух… Любви к стихиям не научишь. Их надо чувствовать и черпать в них силы».

Итак, опыт Даши Намдакова показывает, что можно не только погнаться за всеми зайцами сразу, но и поймать их. Правда, для этого нужно быть в гармонии с собой, с окружающим миром, нужно ощущать тонкую нить, связывающую нас с нашими предками и с давними временами, но в то же время чувствовать свое время. Сложно, не правда ли? И разве не к этому стремятся многие из нас, и разве не этому учат многие мировые религии?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться