Новости

Уступят ли железные дороги место Hyperloop?

6 апреля 2017 0

Вид из кабины поезда "Сапсан".

Вид из кабины поезда "Сапсан". Источник: premier.gov.ru (CC BY 4.0)

Представители РЖД объявили, что поезд «Сапсан» стал быстрее и время сообщения между городами сократится на пять минут.

«С 1 июня 2017 г. частично изменится расписание движения высокоскоростных поездов “Сапсан”, курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом. Согласно новому графику движения поезда “Сапсан” будут курсировать до пяти минут быстрее», — говорится в сообщении.

Это, несомненно, хорошо, но возникает вопрос: не является ли железнодорожная отрасль прошлым веком? Ведь разрабатывается технология вакуумного поезда Hyperloop, на которую положили глаз российские компании.

Как отмечает эксперт, вопрос не в том, что нужно, а в том, хватит ли нам терпения и финансов для реализации проекта.

Экспертное мнение

Вячеслав Сергеевич Тимченко, научный сотрудник Института проблем транспорта им Н.С. Соломенко РАН, член Санкт-Петербургского союза ученых и Национального общества имитационного моделирования

«Нужно сразу расчертить границу между наукой и практикой. С научной точки зрения, технология Hyperloop актуальна. Однако, откуда взять деньги на ее реализацию? Технологии высокоскоростных магистралей были куплены у немцев за баснословные суммы, с условием постепенной адаптации под российскую промышленность. Этот процесс не происходил в одночасье, ведь требовалось создать с нуля производственную базу на территории России, воспитать поколение инженеров, чтобы они смогли обучать новые кадры и в результате обеспечить весь производственный цикл, или хотя бы большую его часть на базе отечественной промышленности.

Прежде чем говорить о реализации Hyperloop, стоит посмотреть на проект “Маглев”, с легкой руки журналистов названный “левитирующие поезда”. Он предполагает создание поездов на магнитной подушке. Проект уже функционирует в Японии, Южной Корее. Экс-министр путей сообщения РФ Анатолий Александрович Зайцев, который отстаивает запуск “Маглев” в России, и созданный им коллектив стараются популяризовать и пролоббировать инициативу в правительстве, при отсутствии отечественной научной, инженерной и промышленной базы. Технологии опять нужно будет покупать за границей, при этом немцы, обладающие данной технологией сами “Маглев” не строят. Возникают вопросы: кому мы заплатим за Hyperloop и кто выделит деньги на покупку? В частности, поезда на магнитной подушке Зайцев планировал реализовать за счет средств, выделяемых правительством на финансирование РЖД.

В итоге идея есть, необходимость и перспективы есть, однако отечественной научной, инженерной и производственной базы нет и остается открытым вопрос финансирования. В такой ситуации может повториться история с поездом  “Сокол-250”, на реализацию которого не хватило денег и терпения. Который не довели до ума, так как колесные пары — трескались, чем и воспользовался принципиальный противник ВСМ в России, первый министр путей сообщения Геннадий Матвеевич Фадеев, чтобы закрыть данный проект.

Семь лет разработок пошли впустую. Поэтому мне кажется, что в условиях сложной экономической ситуации в стране, решение по одобрению таких крупных проектов требует политической поддержки и значительных экономических вливаний, которые должны обеспечить адаптацию новых технологий на отечественную научную, инженерную и производственную базы, а не выбрасывание средств в бездонные карманы иностранных производителей и следование на поводу у заинтересованных лоббистов. А прежде чем принимать такое решение, задаться вопросом, нужны ли нам конкурирующие проекты ВСМ, “Маглев” и Hyperloop или стоит сконцентрировать ограниченный экономический потенциал нашего государства на каком-то одном проекте?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться