Синтез искусств в эпоху готики
Павел Вредеман де Врис. Интерьер готического собора, 1612. Wikimedia.org (CC-PD-Mark)
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Синтез искусств – что это и с чем его едят? Что может рассказать о нем готика и так ли он нужен в наши дни? Да и возможен ли синтез искусств в наше время?
Синтез искусств: что это такое?
На последний вопрос ответим сразу — синтез искусств нужен, хоть сегодня об этом задумываются и немногие. А всё потому, что
Синтез искусств и его виды Синтез искусств бывает разных видов — он объединяет как пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство (и называется в таком случае архитектурно-художественным синтезом), так и садово-парковое, пространственные и временные искусства (музыку, театр, танец, литературу). Архитектурно-художественный синтез, как правило, считают основным видом синтеза. Он замечательным образом отражает жизнь общества, верования людей и дух эпохи, а также ее представления об эстетике и гармонии.
Готический собор как храм искусства
Сент-Этьен-де-Мец N i c o l a / flickr.com (CC BY 2.0)
Чем знаменательна для синтеза искусств эпоха готики? В данный период он получил особенное развитие, и не стоит этому удивляться – приоритет духовной составляющей готического искусства и его устремленность в иные сферы придали ему невиданную силу и выразительность, а объединение искусств многократно усиливало эффект, оказываемый на зрителя. Основу синтеза составляла архитектура, унаследовавшая главенство еще со времен романского стиля. Остальные искусства подчинялись ей, стремились подражать, создавая между собой разнообразные связи. При этом стоит помнить о том, что они не просто копировали архитектуру, а дополняли её, обогащали новыми деталями, без которых не получилось бы столь впечатляющего результата.
Переплетение искусств на страницах книг
Часослов Жанны д’Эвре. 1325-1328гг. Wikimedia.org (CC-PD-Mark)
Заметим, что истории искусства готического периода известны разнообразные формы синтеза. Декоративно-прикладное искусство также связано с пространственными искусствами: к примеру, манускрипт – это синтез искусств в миниатюре. Известный российский искусствовед В.А. Фаворский говорит об этом так:
Сравнивая книжный микроансамбль с готической архитектурой, Фаворский идет еще дальше и пишет о понятии книжной архитектуры:
Это не случайность, а закономерность – в искусствах, образующих синтез, вновь и вновь повторяется некий модуль, лежащий в основе стиля, характерного для той или иной эпохи. И важность даже не в том, что архитектура зачастую занимает в нем главенствующую роль, а в том, что все искусства объединяются, чтобы с помощью пластики, ритма, выверенных пропорций стать значимее, чем они были бы поодиночке, и в полной мере отразить глобальные трансформации мировой культуры.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.