Популяризация науки: Кто? Что? Зачем?

Первая открытая дискуссия журнала SciencePop.
Первая открытая дискуссия журнала SciencePop.

Недавно в здании Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) состоялась первая открытая дискуссия, организованная экспертным сообществом журнала SciencePop. Она была посвящена популяризации науки.

Специалисты, сотрудничающие с журналом, обсудили, кто и с какой целью может заниматься популяризацией, какие выгоды она несёт государству, бизнесу и самим учёным, как она влияет на их статус. Также участники обсудили, с какими проблемами сталкиваются исследователи, занимаясь популяризацией, а также в каком формате необходимо заниматься информированием о научных достижениях.

Открывая дискуссию, генеральный директор научно-популярного журнала SciencePop Олег Елизарович Сергеев отметил, что наука и просвещение являются приоритетными задачами государства, поскольку страны, обладающие преимуществом в научно-техническом прогрессе, обладают и экономическими выгодами. Он предположил, что для более широкого охвата аудитории нужно осваивать также новые технологии, форматы подачи материала и платформы.

Кандидат культурологических наук Наталья Никифорова поддержала его, отметив, что сейчас возникает профессиональное сообщество людей, которые не занимаются ни наукой, ни журналистикой, ни PR в том виде, в котором ими занимаются учёные, журналисты и PR-менеджеры, но специализируются именно на популяризации науки. По её мнению, необходимо активно сотрудничать с такими коммуникаторами.

Первая открытая дискуссия журнала SciencePop.
Первая открытая дискуссия журнала SciencePop.

Между участниками конференции разгорелись дебаты по поводу того, какую задачу должна выполнять представляемая популяризатором информация. Некоторые предположили, что просветительский портал должен заполнять пробелы в образовании. Другие же, напротив, полагали, что задача научно-популярного журнала состоит в том, чтобы вовлечь читателя и подтолкнуть его к самостоятельному изучению вопроса. Было отмечено, что важно не упрощать ту информацию, которую научные коммуникаторы сообщают людям, а выбирать интересный ракурс её подачи.

Во время дискуссии профессор Политеха Александр Иванович Альхименков противовес идее о необходимости популяризации науки обратил внимание на опасность её вульгаризации. Он отметил, что многие СМИ очень поверхностно освещают деятельность учёных, в связи с чем может искажаться смысл исследований.

Первая открытая дискуссия журнала SciencePop.
Первая открытая дискуссия журнала SciencePop.

После дискуссии участники выразили заинтересованность в предложенном формате и своё желание продолжать участвовать в подобных мероприятиях. Заместитель председателя экспертного совета журнала SciencePop, кандидат технических наук Борис Шефтель, отметил, что тема встречи, пожалуй, была задана широко, хотя это и связано с тем, что она предназначалась для поиска вопросов, на которые должны ответить эксперты в рамках последующих встреч. Он предложил в следующий раз сузить тему до 1-2 вопросов, чтобы разговор получился более структурированным. Также своими впечатлениями поделились еще ряд участников.

Александр Иванович Альхименко, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого:

Я полагаю, что для содержательного разговора необходимы три вещи. Во-первых, необходимо доказать, что проблема, в нашем случае проблема популяризации, вообще существует, что она актуальна для кого-то, а не является предметом чьих-то частных интересов. Во-вторых, следует сформулировать конечную цель, с которой мы занимаемся той или иной деятельностью. В-третьих, надо сформулировать задачи, которые необходимо выполнить для достижения этой цели. Конечно, если мы будем знать, кто занимается той или иной деятельностью или обеспечивает финансирование, то сразу станут понятны цели и задачи этого человека. Без всего этого подобный разговор будет простым переливанием из пустого в порожнее.

Анастасия Андреевна Липинская, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для геологических и географических специальностей СПбГУ:

Вы знаете, мне кажется, что в целом дискуссия была плодотворной, но возникли трудности с форматом — вписаться в заявленные рамки и найти баланс между выступлениями докладчиков и репликами из зала. Возможно, дело просто в том, что это первый опыт, а может, стоит что-то “довести” — к примеру, доклады делать не порциями, а сразу по всем вопросам тезисно, особенно если вопросы очень явно пересекаются, все равно бывают порывы сказать “еще и вот это”, а последний пункт рискует провиснуть, потому что время вышло. И еще, возможно, стоит перед дискуссиями (в зависимости от темы) устраивать что-то типа онлайн-опроса, серьезной статистики это не даст, но какие-то отправные точки — почему нет? В следующий раз — вот коллеги хорошо заметили – что, поставив общие вопросы, было бы здорово перейти к проблемам конкретных отраслей, к примеру. Если разговор продолжится, с удовольствием приму участие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью