Социальные науки

О Марсе и его обитателях

14 марта 2018 0

Робот Bb-8 из «Звёздных войн»

Робот Bb-8 из «Звёздных войн» 

Нет в культуре другой такой планеты, как Марс. О нем писали книги, сочиняли радиопостановки, комиксы, фильмы и компьютерные игры. Самый близкий среди прочих планет, не такой агрессивный, как Меркурий с Венерой, не такой холодный, как Плутон, Нептун и Уран, и не такой газообразный, как Юпитер с Сатурном, Марс привлекал и разжигал воображение. Марсианская тема не забыта и сейчас во многом благодаря Илону Маску, который «покушается» на Красную планету. В этой статье мы проследим, как развивался образ Марса в мировой культуре и как менялось представление о нем.

Часто бывает так, что древние боги, почитаемые в определенной местности, входят в новые пантеоны под видом демонов или с другим содержанием. Марсу повезло — от верований Древней Италии до самого падения Рима — он был одним из самых высокочтимых богов.

Изначально Марс был не только богом войны. Он считался главным покровителем Рима, источником плодородия и отцом Ромула и Рема, которые родились от его союза с весталкой Реей Сильвией. Одним из главных атрибутов Марса был его щит, который он сбросил с небес для защиты римлян. Чтобы злоумышленники не украли его, римляне изготовили одиннадцать таких же щитов, которые поместили в храм Марса на Форуме. Первого марта жрецы Марса — салии — выносили эти щиты из храма и несли по Риму в торжественном шествии. Впоследствии римляне примешали к древнему культу Марса признаки греческого Ареса — бога войны. Но, заметим, отождествлять их нельзя. Во многом Арес был в греческом пантеоне неприятной необходимостью — олицетворением жестокой войны с плащом из кожи убитых воинов. Римский Марс был защитником и покровителем города, да и плодородие никуда не девалось — в честь Марса устраивали праздники изгнания зимы. Отсюда и первый весенний месяц, названный в честь божества мартом.

Кроме месяца, от Марса еще осталось Марсово поле — в Риме на нем стоял древнейший храм бога, проводились учения, смотры и народные собрания по поводу войны. Впоследствии эти места застроили, но Марсовы поля начали появляться в других городах — Петербурге, Париже и т. д.

Обычай называть планеты именами богов пришёл в Грецию и Рим из Египта и Вавилона, в которых была давняя традиция наблюдения за звёздным небом. Сложилась простая логика: большую планету мы назовём Юпитером — в честь главного бога, быструю планету — в честь бога торговли Меркурия, самую яркую планету — в честь богини любви Венеры. С Марсом тоже ничего особенного: красный оттенок, напоминающий кровь, навел древних римлян на мысли о боге войны. Так Марс получил имя, которым мы пользуемся до сих пор.

Марс

Марсианские каналы

В течение Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени Марс возникал в культуре сугубо как римский бог в своем мифологическом антураже. Интерес к планете вспыхнул с развитием оптических средств и наблюдательной техники.

Особый вклад в то, что люди поверили в марсианскую жизнь, сделал итальянский астроном Джованни Скиапарелли. Он был серьезным ученым своего времени, учился в Турине, работал в Берлине и в Петербурге, даже получил медаль Королевского астрономического общества и членство в Петербургской академии наук.

Во время наблюдений за великим противостоянием Марса в 1877 году Скиапарелли заметил на поверхности планеты прямые линии. Он назвал их итальянским словом «canali». В переводах его работ обычно использовали слово «каналы» и аналогичные ему. Так появился термин «марсианские каналы».

Стоит отметить, что в те годы случился бум на каналы — в 1869 году закончили Суэцкий канал, строился Панамский канал, и идея каналов на Марсе не казалась такой уж фантастической. Скиапарелли в своих поздних рассуждениях предполагал, что каналы могут быть искусственного происхождения. Уверенности добавляли давно известные факты о Марсе: полярные шапки, как на Земле, наклон оси, длительность суток — многое указывало на сходство с нашей планетой.

В связи с этим началась так называемая марсианская лихорадка. Постоянно появлялись сообщения об очередном доказательстве жизни на Марсе, притом жизни разумной. Тесла утверждал, что он поймал повторяющийся сигнал и что послали его разумные существа с других планет. Другие исследователи решили, что темные пятна на Марсе — вода, как наши моря и океаны, и что на нем есть растительность. Особых успехов в этом деле достиг американский астроном Персиваль Ловелл, который развил идею Скиапарелли о марсианских каналах и написал книгу «Марс как обитель жизни». «Обитель» можно назвать программным документом «марсианской лихорадки» — в книге весьма подробно и логично изложены доводы в пользу того, что на Марсе обитают разумные существа.

Впоследствии телескопы лучшего качества, а за ними и космические станции, показали, что никаких рукотворных каналов и развитой жизни на Марсе нет. Но это было потом, а после «открытия» Скиапарелли и публикации Ловелла идея обитаемого Марса пошла в культуру.

Карта Марса Джованни Скиапарелли, 1877 г.

Карта Марса Джованни Скиапарелли, 1877 г.

Книги и фильмы

Самым знаковым и резонансным произведением о Марсе я бы назвал «Войну миров» Герберта Уэллса. В этом романе впервые поднимается тема вражды высокотехнологичных пришельцев и людей, при этом пришельцы — с Марса. В позднейшей экранизации с Томом Крузом пришельцы были с неизвестных планет, а их боевые треноги, незамеченные людьми, покоились в земле долгие годы. У Уэллса все было гораздо более классическим — пришельцы с Марса, которые прилетели на кораблях и завоевывают на Земле место для жизни. В романе и в фильме есть сходство — марсиане в итоге умирают от земных бактерий.

Роман имел ошеломительный эффект: поставленный в формате радиопостановки, он вызвал панику и фурор, потому что люди поверили, что марсиане атакуют. С «Войны миров» стартует долгая и плодотворная история вражды пришельцев с людьми, в которую укладывается и серия игр X-Com, и «Марс атакует» (советуем посмотреть), и «День независимости», и «Район номер 9», и еще десяток фильмов, книг и игр.

Важная страница в фантастике о Марсе — серия Эдгара Райса Берроуза, в которой он описывает Барсум (местное название Марса) как бедную на ресурсы планету, на которой постоянно ведётся борьба за ресурсы. В основу книг Берроуза легла идея Ловелла о том, что на Марсе есть разумная цивилизация.

Книг о Марсе много, но, помимо Уэллса и Берроуза, нельзя не упомянуть «Марсианские хроники» Брэдбери. Если в «Войне миров» марсиане прилетели на Землю и умерли от местных бактерий, то в «Хрониках» люди сами принесли на Красную планету смертельные вирусы и убили все местное население ветрянкой. Тут угадывается прямая отсылка на колонизацию Нового Света европейцами — те же болезни, технологичность колонизаторов и их практицизм.

Совершенно другое измерение марсианской темы показал Алексей Николаевич Толстой в своем романе «Аэлита». В нем рассказывается о путешествии земных инженеров на Марс, где располагается развитая цивилизация. Дочь местного диктатора — Аэлита —влюбляется в одного из землян, и вокруг их любви строится повествование. Экранизированная Протазановым в 1924 году «Аэлита», стала классикой мирового кинематографа и sci-fi в частности.

Что касается фильмов про Марс — их великое множество. С широким распространением кинематографа совпали открытия в космосе, например, подтверждение того, что на Марсе точно нет высокоразвитой цивилизации, а может, и жизни вовсе. Поэтому параллельно с темой о землянах и марсианах возникает пласт фильмов о Марсе колонизированном. Яркий образец — «Вспомнить все» Пола Верховена с Шварценеггером в главной роли. Рассказывать, как связан главный герой Арни и Марс, было бы спойлером, так что просто посоветуем посмотреть. И держаться подальше от ремейков.

В 2000-х тема Марса набрала популярность, и вышло сразу два фильма о покорении планеты в тяжелых условиях: «Красная планета» и «Миссия на Марс». В обеих лентах Марс представляется агрессивной средой, где главная проблема колонизаторов — не марсиане, а природные условия.

Кульминацией темы «человек vs. тяжелые условия Марса» стал фильм Ридли Скотта «Марсианин». В нем возродился классический сюжет XIX века о том, как человек борется с неуступчивой природой и в конце концов побеждает. А еще там астронавт чинит свою станцию с помощью утерянного в 1997 году марсохода Pathfinder.

Фильмов о Марсе много, и они разные. «Марс атакует» — комедия о вторжении марсиан на Землю, которые погибли от песни Indian love call в стиле йодль. «Робинзон Крузо на Марсе» — переложение знаменитого сюжета на sci-fi, «Марсианские хроники» — мини-сериал по Брэдбери.

Отдельно стоит упомянуть видеоигровую составляющую марсианской культуры. Здесь главным среди всех является Doom — папа всех шутеров от ID Software. По сюжету на Марсе существует исследовательская лаборатория, которая добаловалась с порталами и призвала на Землю демонов, которых вы уничтожаете. Вся серия Red Faction разворачивается на колонизированном Марсе, где происходит шахтерское восстание. Очень часто (Galactic Civilizations, Mass Effect, Space Station 13) Марс является отправной точкой для колонизации землянами космоса. Вполне вероятно, что в реальности этот сюжет повторится.

26452939004 87a2792694 O

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться