Код гениальности: научные попытки его разгадать

Любой, кто хоть раз смотрел на ночное небо, замечал, что среди мириад звёзд обязательно есть те, что светят ярче остальных. То же самое происходит и с людьми. Эйнштейн, Да Винчи, Моцарт, Ньютон, Кюри, Микеланджело – вот те звёзды, что отчетливо сияют на небосклоне человеческой истории. Философ Артур Шопенгауэр назвал бы их даже «кометами, озаряющими целые эпохи». Мы же привыкли характеризовать таких людей попросту – гениями. Ни один феномен человеческой природы так не поражает, не восхищает и не вызывает столько вопросов, как гениальность. Поэтому сегодня мы посмотрим, насколько современная наука близка к разгадыванию ее кода.


 

Помешательство на тайнах гения

Люди довольно быстро обратили внимание, что интеллектуальные и творческие способности отдельных персон выходят за рамки среднего. Первыми о происхождении гениальности стали размышлять философы. Ранние греческие мыслители основывались на идее Гиппократа «о четырех жидкостях», которые определяют темперамент человека. Они полагали, что выдающиеся способности обеспечивает переизбыток черной желчи (флегмы) в организме. Римляне считали, что талант и успех человеку дарит незримый дух – гений.

[myline]В качестве полноценного термина это понятие оформилось лишь в XVIII веке с подачи Иммануила Канта. Знаменитый философ определил гениальность как «редкую способность самостоятельно понимать концепции, которым, как правило, человека обучают другие люди».[/myline]

С тех пор спектр способностей, которые мы считаем проявлением гения, значительно расширился. Однако вопросов в отношении сего феномена только прибавилось. Можно ли развить в себе гения? Передается ли гениальность по наследству? Обусловлена ли она особым строением мозга? А может быть, это и вовсе социально сконструированное определение, всего лишь степень общественной оценки и признания чьей-то работы? Кое-какие ответы современная наука все-таки нашла.

гений
Green Ocean / bigstock.com

Тест на гениальность: все ли обуславливает интеллект?

Конечно, гениальность слишком неуловима и субъективна для того, чтобы искать ее источник или настраивать ее проявление. Поэтому ученые, анализируя истории творцов, изобретателей и не только, подступали к гению с разных сторон. Одной из самых очевидных была попытка найти параллель между гениальностью и высоким интеллектом.

Почти сто лет назад психолог из Стэнфорда, Льюис Терман, стал наблюдать за 1500 калифорнийских школьников с IQ выше 140. Вместе с коллегами из Национальной академии наук он почти 40 лет вел наблюдение за жизнью своих «подопытных». Оказалось, что многие из одаренных стали преуспевающими врачами, политиками, музыкантами и учеными. Терман зафиксировал тысячи опубликованных научных докладов и книг, 350 выданных научных патентов и 400 литературно-художественных произведений, авторами которых были участники эксперимента. Подобное исследование было проведено в США повторно, только охватило уже 5000 одаренных детей, за карьерой и достижениями которых ученые наблюдали 45 лет и завершили свою «слежку» в сентябре прошлого года.

Получается, что высокий интеллект – один из очевидных признаков гениальности. Но не определяющий. Крайне важно обладать еще и сверхкреативностью. И для того чтобы понять ее природу, ученые в буквальном смысле проникли к гениям в мозг.

Биологические признаки гениальности и мозг Эйнштейна

На секунду мы перенесемся в музей Мюттер, расположенный в американском штате Филадельфия. Экспонаты здесь напоминают Кунсткамеру: всюду стоят стеклянные сосуды с почками сиамских близнецов, кусочки раковых опухолей известных личностей, бедренная кость с пулей времен Гражданской войны и прочие формальдегидные препараты. Но есть здесь экспонат, к которому ежедневно выстраивается немалая очередь – мозг Альберта Эйнштейна. И не просто мозг великого учёного, а 46 его частей, любовно помещенных под стёкла микроскопа. Окруженная свидетельствами болезней, повреждений и телесного безобразия, коллекция мозговых тканей завораживает своим совершенством. И вот уже полвека не дает покоя антропологам и биологам.

[myline]Мозг Эйнштейна в 1955 году был поделен на 2000 частей и «растащен» как минимум на 18 исследований по всему миру.[/myline] Рассмотрев мозговые структуры гениального физика вдоль и поперек, ученые выявили в них особенности. Так, была зафиксирована очень высокая плотность нейронных связей и необычный узор борозд теменной доли. Что, вероятно, и обеспечило уникальную способность к абстрактной концептуализации, благодаря которой Эйнштейн сформулировал свою теорию относительности.

А опубликованное в 2009 году исследование американских ученых доказало, что, по сравнению с серым веществом обычных людей, мозг Эйнштейна более объемен и сложен по своему анатомическому строению, более «мускулист». Значит, у гениальности есть объективные биологические корни.

Эту гипотезу поддерживает и когнитивная нейронаука. Например, в прошлом году исследователи из Университета Томаса Джефферсона и Университета Нью-Мехико провели любопытный эксперимент. Они собрали группу креативных людей и попросили их решить творческие задачи, а также предложили им придумать нестандартное применение обычным вещам, вроде зубной щетки и зонта. В процессе выполнения заданий нейрофизиологи сканировали мозговую активность участников опыта. В результате было совершенно точно доказано, что у таких людей наблюдается невероятно высокая степень нейронных связей между правым и левым полушариями мозга. [mydoubleline]Иными словами, у талантливых изобретателей и творцов обе части мозга плотно «общаются». Отсюда и гибкость мысли, креативность, новаторство.[/mydoubleline]

Получается, что у гениальности есть биологическая подоплёка? Этот вопрос заставил исследователей копнуть глубже и искать ответы уже в области генетики.

Почему генетики охотятся за следами Леонардо да Винчи?

Безусловно, генетика интеллекта чрезвычайно сложна, да и нельзя с уверенностью полагать, что она сможет объяснить гениальность. Тем более что у большинства гениев отнюдь не выдающиеся родители. В то же время наследственные признаки одаренности могут разрешить спор «природа vs воспитание» по поводу развития гениальных способностей. И, пожалуй, из всей массы генетических исследований подобного рода отдельное место занимает проект «Леонардо».

[myline]Международная группа ученых, курируемая Рокфеллеровским университетом, сегодня пытается в прямом смысле разгадать «код Да Винчи». Генетический код гения Леонардо Да Винчи.[/myline] Этот человек сумел совместить в себе и выдающегося художника, и изобретателя, опередившего свое время, и феноменального мыслителя. По этой причине исследователи нахлынули во Флоренцию, чтобы восстановить всю родословную Да Винчи и, главное, уловить его ДНК.

да винчи
Green Ocean / bigstock.com

Проект «Леонардо» действительно масштабный. Специалисты по молекулярной антропологии пытаются извлечь ДНК из каждой биологической реликвии, сохранившейся по сей день: будь то кость, прядь волос или клетки кожи, которые могли остаться на его работах или инструментах. Историки-генеалоги отслеживают всех возможных ныне живущих родственников Леонардо по отцовской линии, чтобы получить биоматериал для сопоставлений. Искусствоведы и генетики экспериментируют с методами выделения структур ДНК из объектов эпохи Возрождения. А специалисты по сенсорной нейронауке озадачены поиском особого гена, отвечающего за высокую остроту зрения. Предполагается, что именно благодаря особому зрению, Леонардо да Винчи мог визуализировать птиц в полете так, будто бы это делал высокоточный фотоаппарат. Пока проект «Леонардо» не пришел к каким-либо открытиям.

Гениальность и талант не падают с неба

Куда бы ученых ни привели поиски природных источников гениальности, они неизбежно наталкиваются на обстоятельства, зависимые только от самого человека. Об этом не понаслышке знает Теренс Тао – один из известнейших современных математиков, который входит в десятку самых умных людей планеты и обгоняет суперкомпьютеры в решении задач. Родители Теренса быстро поняли, что их ребенок одаренный, и стали развивать его способности с раннего детства. Благодаря этому он поступил в университет в возрасте 13 лет и стал профессором Калифорнийского университета в 21 год.

Природный талант – это хорошо, но без мотивации и упорства гением вряд ли станешь. Профессор психологии Пенсильванского университета Анджела Дакуорт верно подмечает: [myquotes]Понятие гения слишком окутано флёром волшебства, как будто великое достижение создается без тяжелой работы.[/myquotes] Отсутствие должной поддержки может похоронить гения. Так, старшая сестра Моцарта, Мария Анна, была блестящей клавесинисткой. Но ровно до тех пор, пока не достигла брачного возраста и не была выдана замуж. Если прикинуть, сколько прирожденных талантов сгинули в нищете и голоде, становится вдвойне грустно.

[mydoubleline]Некоторые ученые вовсе придерживаются мнения, что «гений» – это лишь общественное суждение, которое возвышает избранных.[/mydoubleline] Никто не задумывается о том, что многие исследования практически не цитируются, многие композиции не записываются и т.д. Так что гениальность немало привязана к вопросам признания чьего-то труда.

Возможно, стремление найти истоки гениальности никогда не достигнет конечной точки. Как и в случае с тайнами Вселенной, нам может казаться, что мы уже вплотную приблизились к их разгадкам, но в действительности они от нас еще далеки. В конце концов, иногда путешествие важнее прибытия в пункт назначения. Те открытия о мозге, генах и работе интеллекта, которые ученые совершают в попытках объяснить гениальность, позволят увидеть оттенки гения в каждом.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи