Социальные науки

Искусство скульптуры в Таиланде: почему Будда стоит в каждом доме

27 февраля 2018 0

Скульптуры Будды в Тайланде

Скульптуры Будды в Тайланде 

На наш взгляд, скульптура дает более полное представление об искусстве Таиланда, чем традиционно главенствующая архитектура или живопись. Поговорим о том, почему это так, обсудим особенности тайской скульптуры и выясним, с какой стати изваяний Будды в этой стране больше, чем её населения.

Как тхеравада повлияла на скульптуру

Итак, один из интересующих нас вопросов: по какой причине скульптура дает более полное представление об искусстве Таиланда, чем традиционно главенствующая архитектура или живопись. Всё просто. Посудите сами, архитектура (а с ней и живопись — в первую очередь фрески на стенах дворцов и храмов) изрядно пострадала во время бирманских войн в XVI-XIX веках. Скульптура же сохранилась до наших дней гораздо лучше, ведь она была менее внушительных размеров, хотя среди статуй попадаются и настоящие колоссы. Кроме того, есть и другая, не менее важная причина, сделавшая скульптуру главным видом искусства в Таиланде. Она заключается в огромном числе изготавливаемых изваяний, во много раз превышающих количество возводимых храмов, образцов настенной живописи и книжных миниатюр.

В Таиланде распространен вариант раннего буддизма, тхеравада, которая не принимает культа бодхисаттв — просветленных, к которым простые люди обращаются за помощью. Поэтому Будда — главный персонаж тайской скульптуры. Конечно, в ряде случаев мы можем встретить и скульптуры учеников Будды, монахов, индуистских богов, местных духов или фантастических существ, например птицы Гаруды.

Интересно, что тхеравада наложила отпечаток и на само понимание образа Будды, а как следствие, на его изображение в искусстве, в частности в скульптуре.

В Таиланде Будда не столько божество, сколько духовный учитель, реальный человек, который с помощью собственных усилий смог достичь просветления. А статуя Будды — в первую очередь символ, напоминающий о Будде. Им, кстати говоря, может быть не только скульптура, а всё что угодно — текст, ступа, реликвия и т. д.
И несмотря на размер, внешний вид, качество исполнения и наличие художественных достоинств, для тайцев все они являются равнозначными копиями с первых подлинных буддистских (индийских) реликвий. Такой символ, будь то гигантская статуя или просто маленькая глиняная табличка с нацарапанным на ней рисунком, издавна приносился в дар Будде и замуровывался в ступы, а заодно и улучшал карму дарителя. Потому их так много.

Будда, Тайланд, пейзаж

Стили тайской скульптуры

Теперь об особенностях тайской скульптуры. Она создавалась из глины, гипса, камня, дерева. Но любимым материалом на протяжении веков оставалась бронза. Если вы уже ознакомились со второй статьей цикла («Искусство Таиланда. Часть 2. Архитектура»), то вы знаете, что смена стилей в искусстве этой страны дублировала смену государств на территории нынешнего Таиланда. В период Дваравати (VI-XI вв.), когда эти земли населяли моны (а затем лао и таи), их скульптура уже достигла больших высот и отличалась качеством исполнения, любовью к деталям и общей мягкостью манеры. Затем здесь жили кхмеры, которые внесли в скульптуру и свои традиции: ставшие впоследствии типичными полуприкрытые глаза, вытянутые овалы лиц, крупные губы.

Однако считается, что наибольшее значение в формировании собственно стиля в искусстве и, в частности, в скульптуре оставило первое тайское государство Сукхотай, образованное в середине XIII века. Действительно, скульптура этого периода совершенно иная, «классическая».

Как правило, Будда сидит на коленях, а кажется, что он воспарил над землей: край его одежды, в виде узкой раздвоенной ленты, спускается на живот, а ушниша (пучок на затылке — символ нирваны и отличительная черта Будды) заканчивается типично тайской кетумалой, то есть языком пламени.
Весь его облик проникнут тонкостью, изяществом, одухотворенностью. Были и другие стили, региональные — немного высокомерные и оригинальные произведения Ланна, провинциальная манера мастеров Исана и т. д.

В XIV — середине XVIII вв., в период государства Аютия, скульптура потеряла былую мягкость и текучесть, стала схематичнее, а оттого проще и суше, обрела склонность к стилизации и украшательству. Несмотря на это, мастерство скульпторов того периода все еще находилось на высоком уровне, а главная его заслуга состоит в популяризации единого национального стиля в скульптуре и искусстве Таиланда, положившего конец многочисленным местным школам. В это время в канонической системе изображений Будды появлялись новые жесты и позы, а старые переосмысливались и приобретали новое значение.

Стиль государства Бангкок (конец XVIII — конец XIX в.) стал последним этапом в скульптуре Таиланда. Интересно, что современные мастера до сих пор копируют произведения этого времени.

В этом стиле тенденция к стилизации, сухости, декоративности усилилась еще больше, породив статуи, сплошь покрытые позолотой, или попросту статуи-копии, потерявшие былую естественность и тонкость.
Если говорить о сюжетах, то самые распространенные из них: «Будда, призывающий землю в свидетели» («Будда, побеждающий Мару»), «Будда ищущий», «Коронованный Будда».

Будды в храмовом комплексе Сукотай

Будды в храмовом комплексе Сукотай

Итак, говоря об особенностях тайской скульптуры, мы увидели зависимость различных школ и стилей от периодов в истории этой страны. И хотя каждая из этих манер обладает своими характерными чертами, мы не поленимся и выделим из них то общее, что свойственно тайской скульптуре. Это сдержанный выверенный стиль, спокойствие героя-миросозерцателя, полузакрытые глаза на вытянутом овальном лице, легкая полуулыбка, тщательно проработанные детали и элементы украшения (стеклянная мозаика или листочки).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться