VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

16–18 ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге проходило яркое, запоминающееся и представительное событие — VI Международный культурный форум. Общий обзор знаменитых участников и интересных мероприятий на полях форума в нашем журнале уже доступен здесь. А сейчас более подробно хотелось бы рассказать о Научно-практической конференции «Наследие, наука и технологии», относящейся к секции «Образование».

Досье Конференции

Где? Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, Дворец Бобинских, ул. Галерная, 58–60.

Когда? 15–16 ноября 2017 г.

Модераторы: Федерика Росси (Италия) — историк архитектуры, искусствовед, приглашенный профессор МАрхИ и научный сотрудник немецкого Института истории искусств во Флоренции (Институт Макса Планка); Т.B. Ласка (Россия) — старший преподаватель кафедры изобразительного искусства СПбГУ.

Докладчиками Конференции были известные специалисты в области искусства и архитектуры из России, Италии, Франции, а также эксперты смежных сфер. Приветственное слово произнесли заместитель министра культуры РФ О.В. Рыжов и ректор СПбГУ Н.М. Кропачев.

Проблематика Конференции

Конференция касалась вопросов сохранения культурного наследия при помощи различных научных методов и инструментов — от лазерных технологий у физиков до розыска утраченных произведений искусства полицейскими (о последнем, например, рассказывал участник из Рима — генерал Фабрицио Паррулли, командующий Специализированной Службой карабинеров по охране объектов культурного наследия).

На первый взгляд может показаться, будто речь идет об узкоспецифическом мероприятии, полном технических тонкостей, не понятных простым смертным. Но это не так.

Всем нам нравится посещать музеи и созерцать картины и скульптуры, любоваться платьями красавиц из XVIII века, доспехами средневековых рыцарей или грацией античных фигур. Каждый из нас, рассматривая очередной экспонат, обязательно внутренне задается вопросом: настоящий ли он? Действительно ли я воочию вижу перед собой живую частичку истории? Утвердительный ответ на этот вопрос вызывает в каждом из нас, неважно, имеющих художественное образование или нет, волшебные ощущения.

А теперь представьте себе, что этим самым волшебным ощущением мы обязаны людям, умеющим квалифицированно восстанавливать старинные произведения искусства, определять их подлинность и обеспечивать сохранность. Именно такие люди рассказывали о своем опыте на Конференции.

Тезисы содержательной части

У тематики конференционных сообщений в целом было два фокуса:

  • научные исследования и методы, помогающие в современных условиях сохранить культурное наследие;
  • университетские программы и другие возможности для студентов познакомиться как с теоретической, так и технической стороной дела сохранения художественных ценностей.

Так, Анн Жюли Эттер, старший преподаватель кафедры истории Университета Сержи-Понтуаз, координатор Научного Фонда культурного наследия (Франция), в своем докладе «Организация и развитие сотрудничества между университетами и учреждениями культуры…» презентовала проект «Patrimex» — платформу данных с открытым доступом для исследователей материального культурного наследия. Patrimex собирает информацию о произведениях монументального искусства, картинах, книгах, архивах документов с тем, чтобы каждый заинтересованный специалист, в том числе студент как специалист будущий, смог увидеть наиболее редкие образцы и техники. Платформа обеспечивает широкое международное сотрудничество по профилю сохранения культурного наследия и организует программы академического обмена.

Член-корреспондент РААСН, профессор, заведующий кафедрой «Инженерное оборудование зданий и сооружений» МАрхИ Ю.А. Табунщиков представил доклад «Новые технологии в реставрации: температурно-влажностное состояние и долговечность». В этом сообщении на примере православных храмов речь шла о факторах, разрушающих памятники архитектуры, — солнечном свете, колебаниях температуры воздуха, влажности и способах их нейтрализации. Мало кто знает, например, что 1 кг свечей, сжигаемых во время церковных служб, выделяет 46810 кДж, что равнозначно теплу от 112 частей включенных радиаторов, 1 л влаги и 1650 л углекислого газа. Люди тоже «вредят» сохранности храмовых комплексов, выделяя углекислый газ и воду в колоссальных количествах, из-за чего в некоторых случаях приходится даже ограничивать доступ посетителей к этим памятникам архитектуры. Так, известна история Успенского собора во Владимире, содержащего уникальные подлинные фрески Андрея Рублева: до 18.00 в нем как в музее организован платный вход и ограничивается включение освещения, и только после 18 часов он открывается для прихожан как культовое сооружение. Чтобы памятники храмовой архитектуры могли жить полноценной жизнью, требуется усовершенствовать системы вентилирования и отопления.

Еще один докладчик — научный сотрудник Уральского федерального университета Д.В. Ильичев, представлял опыт Лаборатории экспертизы объектов культуры и искусства при УрФУ. Эта лаборатория почти не имеет аналогов в мире и к настоящему моменту обеспечила проведение ряда настоящих остросюжетных искусствоведческих расследований. Например, ученые смогли определить по анализу состава голубого красителя на плаще Мадонны возраст одной из копий полотна Рафаэля Санти «Прекрасная садовница». Или установить, что образцы скульптур из серии «буддийская пластика» на самом деле изготовлены в Европе. Поскольку Лаборатория действует прямо на базе университета, студенты профильных факультетов тоже принимают участие в ее работе, приобщаясь к профессиональным секретам.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи