Стать учёным непросто. Для этого нужно пройти длинный и тернистый путь. «Прийти» в науку и принять для себя судьбоносное решение связать с ней свою жизнь помогает образование. Современные университеты мира предлагают самые разнообразные программы подготовки таких специалистов. Однако действительно выдающихся и передовых центров, которые задают тон современной науке, не так уж и много.
Чтобы получить необходимые навыки научной работы и стать настоящим экспертом в своей области нужно получить знания об основных методах, теоретических концепциях и современных достижениях соответствующих специалистов не только в своей стране, но и за рубежом. Освоить этот пласт информации возможно только в рамках специальных образовательных программ.
Прежде чем стать учёным необходимо долго и кропотливо трудиться: получить степень бакалавра, магистра, окончить аспирантуру, защитить кандидатскую или докторскую диссертацию. В мире существует множество академических центров, в которых можно найти широкую ресурсную базу для проведения исследования вкупе с высокопрофессиональными наставниками.
Россия
В российском образовательном пространстве выделяют несколько ведущих центров подготовки будущих учёных. К оплотам академической традиции относятся классические университеты. Прежде всего, это Московский государственный университет им. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Кузницей высокопрофессиональных технических специалистов и точных наук являются Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Теперь обратимся к мировым центрам, за которыми стоит будущее науки. Среди зарубежных представителей образовательной системы выделяются такие ведущие университеты Европы и США, как Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Массачусетский технологический институт.
Кембридж
Начнём с Великобритании, которая славится высокими образовательными стандартами. Кембридж — один из самых старейших университетов, зарекомендовавший себя как место подготовки лучших учёных, занимающихся исследованиями в области медицины, точных и естественных наук. Среди представителей Кембриджа не просто огромное, а рекордное количество Нобелевских лауреатов в самых различных сферах науки. К ним относятся 29 учёных, удостоенных премии в области физики, 25 по медицине, 21 по химии, 9 по экономике, 2 по литературе и одна премия мира. Масштабы исследовательской мысли действительно впечатляют.
В стенах этого университета получили образование Исаак Ньютон и Френсис Бекон, работали такие именитые учёные, как лорд Э. Резерфорд, Н. Бор и Дж. Р. Оппенгеймер. Несмотря на такой пул исследователей, занимающихся естественными науками, гуманитарное знание здесь также занимает достаточно прочные позиции. В Кембридже получили образование 15 британских премьер-министров, 25 глав правительств из других стран, а также известные писатели А. А. Милн, Дж. Б. Пристли, В. М. Теккерей, К. Эмис и Кл. Ст. Льюис, В. Набоков.
Массачусетский технологический институт
Нельзя оставить без внимания, пожалуй, ведущий центр подготовки учёных, связанных с техническими науками и IT. Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology) находится в Кембридже (штат Массачусетс), стабильно занимающий верхние строчки мировых образовательных рейтингов. Это высшее учебное заведение было основано в 1861 году. Оно было призвано разрешить проблему нехватки инженерных кадров и технических специалистов.
На данный момент это многопрофильное учреждение высшего образования, которое успешно реализует программы по химии, биологии, физике, математике, геологии, экономике и психологии. Массачусетский технологический институт составляют пять факультетов и один колледж. Самые высокие рейтинги у Факультета Инженерного дела и Школы Менеджмента Слоуна (MIT Sloan), где около 40% студентов — иностранцы.
Среди знаменитых выпускников MIT можно найти множество громких имён.
В годы Второй мировой войны в учёные и исследователи MIT, осуществляя всестороннюю помощь военным, внесли огромный вклад в развитие научных разработок. Позже Массачусетский технологический институт оказался на передовой в разработке, распространении и интенсивном освоении цифровых технологий. В 1980-е гг. при нём были созданы крупнейшие организаций, занимающиеся IT, интернетом и программным обеспечением. К ним относятся Richard Stallman’s GNU Project и Free Software Foundation и другие.
1976 г. был знаменателен для Массачусетского технологического института. Его официально включили в число участников государственной программы Соединённых Штатов по изучению, использованию и сохранению водных и атмосферных ресурсов. В 1989 г. он был включён в программу по освоению космоса. Институт имеет в своём распоряжении самый крупный университетский атомный реактор в стране. Большое внимание уделяется и разработке экологических программ. В их число входит использование различных зелёных и энергосберегающих технологий в кампусе, включая очистку воды.
Среди знаменитых выпускников MIT можно найти множество громких имён. В их числе экономист и президент Федеральной резервной системы США, Бен Бернанке, премьер-министр Израиля, Биньямин Нетаньяху, один из основателей компании Hewlett-Packard, Уильям Хьюлетт, седьмой генеральный секретарь Организации Объединённых Наций, Кофи Аннан, лингвист Наом Хомский. Выдающимися выпускниками и преподавателями были 80 Нобелевских лауреатов, 56 Обладателей Национальной медали за вклад в естественные науки, 28 Победителей Национальной премии в области технологий и инноваций.
Гарвард
Отдельно стоит сказать о старейшем учебном заведении США — Гарварде. В течение долгого времени он сохраняет за собой позиции ведущего учебного заведения за счёт высокого качества проводимых исследований и преподавания. Гарвард олицетворяет собой прогресс. Его окончили не только многие президенты США (Франклин Д. Рузвельт, Джон Ф. Кеннеди, Джордж Буш и Барак Обама), но и лидеры многих других мировых государств. К ним относятся президенты Мексики Фелипе Кальдерона и Карлос Салинас, президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, президент Тайваня Ма Инцзю, канадский премьер-министр Греции Антонис Самарас и многие другие.
Самые востребованные среди поступающих направления, как правило, связаны с гуманитарными науками. Высоко ценятся выпускники, освоившие такие специальности, как биология, история, математика и психология. Особенностью Гарварда является относительно небольшие размеры студенческих групп. На одного преподавателя приходится менее 20 студентов. Такой небольшой численный состав позволяет организовать аудиторную работу наиболее эффективно.
Оксфорд
Завершающим в нашем кратком обзоре старейших кузниц научных кадров становится Университет Оксфорда (Oxford University). Он успешно сохраняет многовековые традиции и огромный потенциал в подготовке будущих специалистов, истинных мастеров своего дела. Выпускники и преподаватели Оксфорда представлены 40 нобелевскими лауреатами, 25 британскими премьер-министрами, 6 королями, а также 50 олимпийскими чемпионами и сотней крупнейших бизнесменов мира.
Обучением или преподаванием в стенах одного из старейших университетов Старого света занимались такие именитые фигуры, как Маргарит Тэтчер, Тони Блэр, Льюис Кэрролл, Джон Толкин и многие другие. Оксфорд не остался в стороне от истории русской, а чуть позже и советской науки и литературы. Почетные степени университета получили такие учёные, как Д. Менделеев, историк П. Виноградов, правовед Ф. Мартенс, а также целая плеяда русских поэтов и писателей: В. Жуковский, И. Тургенев, К. Чуковский, А. Ахматова, И. Бродский.
Учёный учится всю свою жизнь.
Гуманитарные науки представляют собой визитную карточку Оксфорда, хотя не менее успешно здесь можно работать в таких областях, как право, искусство, музыка, медицина, экология и точные науки. В университете успешно функционирует система тьюторства, которая предполагает индивидуальный подход к каждому студенту, что позволяет не ограничиваться набором образовательным минимумом, а позволяет расширить и углубить знания, непосредственно связанные со специализацией обучающихся. Это возможно благодаря большому преподавательскому составу. По статистике на каждого преподавателя здесь в среднем приходится четыре-пять студентов.
Упомянутые высшие учебные заведения являются титанами в области подготовки выдающихся учёных. Хотя в глобализирующемся мире возникает всё больше интересных и перспективных образовательных учреждений не только в Европе и Соединённых Штатах, но в стремительно развивающейся Азии. При этом важно помнить, что становление учёного происходит не только благодаря курсам лекций, проектной работе, семинарским занятиям.
Учёный учится всю свою жизнь. Главное – обеспечить себе прочный фундамент и найти свой заветный путь в науку. Поэтому вне зависимости от того, с образовательного центра какой страны вы начнёте постигать основы исследовательской деятельности: будь то восстанавливающий свои позиции Китай, высокотехнологичная Япония, хранящие многовековые традиции, французская Сорбонна, британские Оксфорд и Кембридж, передовые российские университеты и институты или ведущие колледжи США – всё зависит от подхода, трудолюбия и личной мотивации, без которых успешно не может завершиться ни одно дело.