Двигатели «Вояджера» не подвели

О космическом проекте «Вояджер» за 40 лет существования сказано и написано очень много. Он стал самым отдаленным рукотворным объектом земной цивилизации, самым быстрым творением человека, а также [simple_tooltip content=’первым был «Пионер»’]вторым[/simple_tooltip] космическим аппаратом, который покинул Солнечную систему. В сентябре нынешнего года запуску «Вояджер-1» исполнилось 40 лет, и каждый уважающий себя любитель космоса вспомнил славные страницы истории: сложный процесс создания «Вояджера», золотую пластинку с информацией на его борту, роскошный гравитационный маневр сразу вокруг нескольких планет и прочее. И вот «Вояджер» снова на коне.

Зачем «Вояджеру» резервные двигатели

Амбициозный проект «Вояджер» был создан, чтобы с близкого расстояния изучить отдалённые планеты Солнечной системы — в первую очередь Сатурн и Юпитер. Два «Вояджера» были более устойчивы к травмирующему воздействию магнитных полей и прочим космическим факторам, чем «Пионер-10», запущенный десятью годами ранее.

Чтобы развить свою рекордную скорость и в кратчайшие сроки долететь до планет-гигантов, «Вояджеры» использовали гравитационный маневр, о котором у нас выходила статья. Вкратце этот маневр представляет из себя разгон космического аппарата за счет гравитации движущегося тела, например планеты. Движение происходит на манер пращи: аппарат подходит к планете с нужной стороны, как бы цепляется за её гравитационное поле, и в нужный момент отцепляется с дополнительным ускорением. Это требует минимального расхода топлива и дает колоссальный прирост в скорости.

Соответственно, основное движение происходило за счет первоначального импульса от ракеты-носителя и гравитационных маневров, однако двигатели «Вояджеру» все равно нужны. Главное их назначение — маневры возле исследуемых планет, которые позволяли более направленно и детально рассмотреть и сфотографировать поверхности Сатурна и Юпитера. Еще маневры были нужны, чтобы поддерживать связь с Землей, чтобы специальная антенна была направлена всегда в сторону нас. Надо понимать, что на расстоянии в 6 млрд км любое отклонение привело бы к потере связи.

Включение спустя 37 лет

Сейчас «Вояджер-1» улетел от Земли примерно на 140 астрономических единиц (21 млрд км), но все еще продолжает поддерживать связь с домом. Для этого он производит миллисекундные импульсы от специальных микродвигателей и остается на нужном направлении относительно Земли.

Начиная с 2014 года, ученые стали понимать, что микродвигатели постепенно выходят из строя, и для нормальной связи с «Вояджером» нужно все больше импульсов. Тогда, взвесив все и просчитав возможные сценарии, ученые решились на необычный шаг — запустить резервные двигатели. Особенность в том, что они не работают уже 37 лет — после маневров возле Юпитера и Сатурна в 1980 году надобность в них отпала.

Так, 28 ноября четыре запасных двигателя были вновь запущены после 37-летнего анабиоза, и запуск прошел без сбоев и ошибок. Остается только поаплодировать инженерам-создателям.

В дальнейшем планируется также скорректировать аппарат «Вояджер-2», а к 2018 году NASA хочет перенести всю корректировку на резервные двигатели.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи