Социальные науки

Мифология ирландских кельтов. Этика героя

3 декабря 2017 0

Кухулин, герой, скандинавия, мифология

Кухулин в колеснице 

Национальные герои ирландских саг, в отличие от членов пантеона, разобранных нами в предыдущих статьях этого цикла, не гнушались нарушать законы и правила, но именно это делало их живыми и близкими к людям.

Рождение Кухулина

Центральным персонажем ирландских мифов является Кухулин, о котором мы уже упоминали в первом материале про кельтских богов. Его жизнь довольно полно освещена в мифах, поэтому обратим внимание на два ключевых этапа его жизни: детство (или юность) и взрослую жизнь.

Сцена зачатия Кухулина весьма специфична и, если быть честным, негигиенична: его мать Дехтре проглотила попавшую в напиток муху-однодневку, которая оказалась Лугом, божеством солнечного культа. От него, по легенде, и был рожден Кухулин, тем самым изначально связанный с символом солнца. Также на это указывает его облик — “Пятьдесят прядей волос лежали между его ушами, все светло-желтые, словно верхушки берез или сияние заколок из бледного золота”.

Первый подвиг

Юношество Кухулина представляет собой собрание огромного количества подвигов, совершенных безбородым юнцом, еще не имевшим права взять в руки оружие. Начинается всё с того, что Кухулин (к тому времени еще носивший имя Сетанта), будучи в возрасте 5 лет, просит разрешения у матери отправиться на поле для игр, где дети проявляли свои навыки и боролись друг с другом.

В ответ Дехтре предостерегает будущего героя, что ему нельзя принимать участие в играх, пока он не получит заступничество и покровительство юношей, игравших там. Этого, по словам их короля Конхобара, требовал гейс — особое табу, которое накладывалось либо обществом, либо самим человеком на свои действия.

Тут нужно сразу сказать, что Кухулин с самого начала своих подвигов представляет собой не идеализированную фигуру обычного члена общества, следовавшего правилам и обычаям, а хитрого и самоуверенного юнца. Кухулин нарушает запрет матери и гейс, сказав, что не собирается так долго ждать и сам найдет дорогу. Прибыв на поле для игр, он с легкостью побеждает всех юношей, чем вызывает их гнев, а также возмущение короля, нарушенными правилами и не проявленной к соперникам учтивостью. На что Кухулин с легкостью лжет в лицо королю, заявляя, что не знал о существующих правилах.

Второй подвиг

Следующий подвиг — история получения Кухулином своего имени. Король Конхобар предложил мальчику отправиться вместе с ними на пир к кузнецу Кулану. Пир имел большое значение для раннеирландского общества, и это приглашение являлось огромной честью, так как король предложил пятилетнему юноше сидеть с ним за одним столом. Однако Кухулин отвечает, что он сам, опять же, найдет к нему дорогу.
Кухулин, мифология. скандинавия
Конхобар, приехав в дом к кузнецу Кулану, забывает о том, что к нему должен явиться юноша, и разрешает хозяину дома спустить свою огромную собаку, чтобы та охраняла владения. Но молодой герой с легкостью справляется со страшным животным, вследствие чего по справедливости решает служить Кулану в качестве сторожа, пока не найдет замену убитой собаке. За это Кухулин и получает свое имя, означающее “пес кузнеца”.

Третий подвиг

Последний подвиг героя-юноши заключался в окончательном оформлении Кухулина в качестве воина, а именно — в его инициации и принятии оружия. Друидом Катбадом было предсказано, что мальчик, что примет оружие в этот день, обретет славу, но обречен на быструю смерть. То есть на стандартную судьбу героя. И молодой Кухулин, даже будучи в неподходящем возрасте для принятия оружия, отправляется ко двору короля Конхобара.

В разговоре с королем Кухулин снова проявляет неуважение к гейсам и лжет в глаза Конхобару о том, что это именно друид Катбад надоумил его просить о принятии оружия. Король снова верит мальчишке и позволяет ему выбрать себе подходящее оружие: меч, щит и копье. Но тут возникает непростая ситуация: каждое новое оружие разлеталось от силы Кухулина у него в руках до тех пор, пока юный герой не попросил опробовать оружие самого короля. Так как оба персонажа являются эпическими героями, с одинаковым чудесным рождением от насекомого и родственной связью с богами, силы их равны и оружие Конхобара приходится как раз под силу Кухулину. На что юный герой заявляет: «Вот славное оружие, под стать мне».

В этих словах мальчишка не просто проявляет неуважение к королю, но и ставит себя вровень с ним. Ложь Кухулина вскоре раскрывается, что вызывает гнев короля, но юный герой произносит в ответ весьма значимые слова:

«С превеликой охотой остался бы я на земле всего день да ночь, лишь бы молва о моих деяниях пережила меня».
В этих строках раскрывается один из важнейших мотивов судьбы Кухулина и его взгляда на мир — он принимает судьбу героя. Кухулин, с момента принятия оружия и своего пути, начинает свой путь эпического героя и воина. Его сражения и победы с этого момента обретают облик дуэли, а поступки — оттенок настоящих подвигов. Скоротечной судьбой объясняется игнорирование Кухулином ряда гейсов: ему нужно совершать подвиги и прославлять свое имя, а не следовать ограничивающим его правилам.

Однако Кухулин был иным. Не зря историки связывают появление этого персонажа с формированием принципиально новых моральных ориентиров кельтского общества. В частности с изменениями в пользу признания индивидуальности.

В поисках приключений

После принятия оружия Кухулин также принимает колесницу, являвшуюся важным атрибутом знатного воина. Она служила для маневренных и быстрых атак на противника и являлась, по мнению исследователя Жана-Луи Брюно, основной боевой единицей. Благодаря ей кельтам на континенте удалось завоевать огромные территории. Опять повторилась та же история, что и с оружием, и король был лишен еще и своих личных королевских лошадей и колесницы. Приняв судьбу героя, Кухулин больше не может сидеть на месте и, не обращая внимания на желание возницы дать коням отдых, отправляется искать приключения.
Кухулин, Скандинавия, Миф
Затем Кухулин отправился на границу королевства Конхобара, где попросил стоявшего там воина позволить ему служить на границе, на что тот ответил отказом. Тогда юный герой решил отправиться во вражеские земли, чтобы снискать славу, однако воин-пограничник сказал, что отправится вместе с ним, так как не принято было отпускать мальчика одного. У Кухулина возникла новая помеха для обретения геройской славы, и он опять же без зазрения совести ломает колесницу воина камнем, обидев того, кто хотел ему помочь.

Но мальчику не нужна помощь, его оскорбляет, что его, героя, недооценивают. Здесь снова прослеживается идея борьбы с установленными порядками и даже некий юношеский максимализм.
Это помогает понять, что в сагах с этого момента стараются изобразить не идеального члена общества, по представлениям системы гейсов и правил, а эмоциональные и личностные особенности персонажа, выводя их на первый план и сближая эпического героя с реальными людьми.

Дальнейший путь юного героя лежит к крепости сыновей Нехта. Это не было вторжением, так как те буквально призывали доблестных воинов сразиться с ними, заявив, что никто из уладов, племени Кухулина, не сможет одолеть их в поединке. Кухулин принял вызов и остановил колесницу в поле, на котором стоял каменный обелиск с обручем геройских деяний и огамическими (священными) письменами, озвучивавшими гейс о том, что никто, не сразившись, не сможет покинуть это поле. Юный герой вновь проявляет бесцеремонное обращение к гейсам и, обхватив руками камень, погружает его в воду. Она полностью поглощает камень, но вода являлась символом очищения и жизни. Таким образом, Кухулин отметил начало новых деяний на этом поле и новой героической истории — своей.

Затем на этом поле Кухулин встречает трех братьев Нехта поочередно. В начале поединка с первым братом юный герой еще имеет возможность отказаться от дуэли, не взяв оружия, так как убийство безоружного считалось бесчестным, но Кухулин не отступает. Юный герой побеждает в трех поединках опытных воинов и отрубает им головы. Считалось, что через отрубленные головы воинам передавалась сила их врага, чем Кухулин и воспользовался. После этого Кухулин поймал оленей, запряг их и отправился назад ко двору короля Конхобара.

А теперь представьте, как всё это выглядело для короля: пятилетний юнец, который, восседая на колеснице, запряженной благородными оленями и украшенной головами врагов, с горящими яростью глазами, движется по твоим владениям. Довольно пугающее зрелище, согласитесь.

А теперь — о темных сторонах героя

Однако, как и обычные люди, Кухулин обладал и слабостями. Во-первых, Кухулин еще не научился контролировать свой боевой пыл, что вызвало необходимость остудить его гнев тремя бочками с водой, которые разлетались от жара одна за другой. А во-вторых, пусть Кухулин и нарушал гейсы, но правилам морали он следовал безукоризненно: он не смог смотреть на наготу женщин, вышедших ему навстречу, и отвернулся, что однажды позволило схватить юного героя.

Неверность

К тому же, Кухулин не был верным своей жене. Даже когда Кухулин влюбляется в Эмер и отправляется совершать ради нее подвиги, он проводит ночь с двумя другими женщинами, одна из которых рождает ему сына. Нельзя сказать, что измена была обычным явлением для кельтского общества, но значимые персонажи его мифологии частенько этим промышляли.

Хитрость

Еще одной малоприятной особенностью Кухулина является использование в бою хитрости. Казалось бы, для победы все средства хороши, но для древних народов было характерно сакральное отношение к дуэли, которая должна проходить по всем правилам. Если же их нарушить — готовься к божественной каре.

Первый подобный случай произошел, когда Кухулин сражается с королевой Айфе, от которой затем у него будет ребенок. Он использует ложь и провокацию, чтобы вывести противника из равновесия.

Второй случай происходит во время сражения с Фер Диадом, единственным воином, равным Кухулину по силе. Тогда герой, понимая, что ему не одолеть противника, просит у своего возничего Лаэга подать ему копье. То есть возничий, так или иначе, вмешивается в поединок, помогая Кухулину. Кроме того, Лаэг постоянно поддерживает Кухулина словами, разжигая тем самым его ярость.

Такое поведение шло вразрез с нормами морали кельтского общества, но Кухулин с вызовом воспринимал угрозы наказания от божественных сил за нарушение гейсов.

Смерть героя

Как и предрекало пророчество друидов, Кухулин должен был погибнуть молодым. С тем пор как герой принял свою судьбу, он не отступал. Когда пришло время выдвинуться на финальный бой с врагом для защиты своей земли, Кухулин не слушал ни плача женщин, ни своего верного коня, пытавшихся его остановить. Героически обмотав себя вокруг священного камня, чтобы умереть стоя, Кухулин расстался с жизнью.

Смерть Кухулина

Смерть Кухулина


Кухулин, как наиболее яркий носитель этики кельтского героя, не был идеален. Являясь главным героем зародившегося раннеирландского национального эпоса, Кухулин предстал в образе, сочетавшим в себе не просто идеализированные нормы и мораль современного ему общества, а новую, необычную и, порой, противоречивую этику сильного и мудрого, но хитрого и дерзкого человека. Кухулин обладал недостатками и делал ошибки, как обычные люди, но он никогда не отступал от своих личных принципов и умер, защищая свой дом. Несмотря на божественное происхождение, Кухулин был ближе к людям, разделяя с ними их судьбу. Он был олицетворением этики настоящего национального героя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться