Средневековый бестиарий

Средневековые бестиарии, получившие особенное распространение с XII по XVI в., — одни из самых любопытных рукописей Европы. На страницах таких книг, как в огромном зоопарке, уживаются обыкновенные лисы и волки, экзотические львы и слоны, воистину фантастические драконы, единороги и страшные мантикоры с телом льва, головой человека и хвостом скорпиона. Все эти иллюстрации были сделаны не с развлекательной целью, как можно было бы подумать, а с дидактической: средневековая эпоха прошла под знаком религии, и бестиарии, как и многие другие книги этого времени, должны были поучать людей и объяснять им смысл Священного Писания. Кроме того, бестиарии сами по себе чрезвычайно интересны и неоценимы в средневекового периода истории.


 

Бестиарий. XIII в., Франция

Средневековые бестиарии: три основных типа

Для средневекового человека бестиарии (от лат. bestia — «зверь») были своеобразными энциклопедиями: листая их, он мог увидеть, как выглядят различные животные, узнать об их происхождении, повадках, среде обитания и месте в иерархии живых существ. Тем не менее эти книги не претендуют на научность — звери, изображенные в них, представляют собой аллегории, разъясняющие текст Священного Писания. В связи с этим существует три типа средневековых бестиариев, предназначенных для разной публики: бестиарии (в т.ч. и книги о птицах), написанные для монахов, для ученых людей (на латинском языке) и для простых мирян (на национальных языках).

«Орнитологический» бестиарий

Например, известен средневековый бестиарий о птицах, написанный и проиллюстрированный в XII в. Гюго де Фоилуа для своих собратьев, монахов из аббатства Святого Августина. Изображения в этой рукописи были стилизованы и дополнены комментариями — подписями в стихотворной форме, помогающими растолковать Библию. Так, голубка, с которой начинается рукопись, обозначает созерцание, свойственное монаху, и его мысли о духовном. Ей противопоставляется сокол, символ активной жизни феодала.

Средневековый бестиарий

Звери, как символы морали

Средневековый бестиарий, как правило, был составлен из разделов: домашние животные, дикие, маленькие, птицы или рептилии. И к каждому животному помимо кратких пояснений зоологического характера добавляли пространные библейские цитаты.

Таким образом, изображения зверей также объясняли священный текст, помогали изучать тайны веры и напоминали о некоторых нормах морали. Одно из основных животных, фигурирующих в бестиариях, — царственный лев, символизирующий приход Христа на Землю, его страдания и воскресение. Часто изображался пеликан, по легенде вскармливающий детенышей собственной кровью, что выражало идею жертвенности. На страницах бестиариев можно встретить и единорога, припавшего к лону прекрасной девы и обозначающего чистоту и целомудренность.

Энциклопедия существ из «окраинных миров»

Интересно, что изображения фантастических животных считались такими же достоверными, как и изображения реальных. Почему так происходило? Исследователь М. Камилль считает, что зачастую авторы не выдумывали монстров, но описывали создания, которые, по их мнению, вполне могли бы существовать где-то на краю мира, к примеру по соседству с великанами и людьми о собачьих головах. Действительно, для человека того времени мир был не только огромен, но и полностью неизведан. Кто знал, что могло существовать на его окраинах?

Бестиарий Анны Уолш

У истоков средневекового бестиария

У истоков бестиария стоит известный греческий текст «Физиолог», написанный в Александрии во II в. н. э. и сочетающий в себе знания греков о зоологии и библейские комментарии о 50 животных, преимущественно живущих в этих широтах. В «Физиологе» идет речь не только о зверях, но и о растениях и минералах (вкупе с легендами фольклора), что позволяет назвать эту книгу энциклопедией природы. Кроме того, именно она впервые подчинила знания о животных догматике христианского вероучения и определила появление бестиария.

«Физиолог» был переведен на латынь, дополнен и начал использоваться в XII в. в Англии в качестве книги проповедника.

Средневековй бестиарий: начало триумфа

Первый бестиарий сразу вызвал огромный интерес в среде аристократии, и к 1180 г. в Йорке и Линкольне уже изготавливали множество роскошных рукописей для королевской семьи. В начале XIII в. несколько авторов с севера Франции адаптировали текст для французской аристократии, и бестиарии начали свое триумфальное шествие по Европе. В это время они воспринимались как инвентари созданного Господом мира, где у каждого животного есть свое место.

Бестиарий, как основание средневековой философии

Средневековые бестиарии приглянулись многим: на них опирались в своих спорах философы и теологи, их использовали для проповедей священники, ими развлекала себя аристократия. Постепенно они становились все более популярными и светскими, освобождались от библейского подтекста: возникли и стихотворные бестиарии, и даже «Бестиарий любви» (около 1250 г.), где символика животных интерпретировалась с романтической точки зрения.

От бестиария к басне

Впоследствии влияние бестиариев проявлялось повсеместно: в народном творчестве и лубочных картинках, в книгах охоты, появившихся в XIV в. и предназначенных исключительно для развлечения знати, в знаменитом приключенческом романе о Лисе, пародирующем рыцарские романы и ставшем основой для многих басен, в т.ч. и для той самой басни о вороне и сыре.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи