Задания повышенного уровня сложности на олимпиадах по математике

Учителям математики постоянно нужно быть ко всему готовыми, когда подходит время отправки участников на дистанционные олимпиады Отличник. Не всегда спецификация всероссийских дистанционных олимпиад и образовательные стандарты, а также примеры олимпиадных заданий прошлых лет отражают, то, что реально будет на конкурсе. Хорошим примером может являться последний раздел, который содержит любая олимпиада по информатике или математике под кодовым названием С3, в котором содержатся очень сложные задания на логику.

Если посмотреть справку об изменениях в олимпиадных заданиях 2013 года, то в ней сказано, что принципиальных изменений нет в математических заданиях C3. В этих заданиях по-прежнему представлены элементы теории игр, и также в процессе решения требуется определить выигрышную стратегию. Если говорить о проекте демонстрационного варианта, то там была дана задача более простая, которая раньше фигурировала в похожих демонстрационных вариантах прошлых лет. В демонстрационном варианте текущего года, уже подписанном и утверждённым конкурсной комиссией дистанционных олимпиад «Отличник», задача уже сильно изменена. Несмотря на то, что она тематически осталась той же, условия задачи и непосредственно, как следствие, ее решения были очень сильно были усложнены. Таким образом, теперь однозначно можно сказать, что это задача высокого уровня сложности.

Если посмотреть на проект демонстрационного варианта 2014 года, то мы видим что задача сохранилась, почти полностью сохранилась формулировка по сравнению с 2013 годом. В общем она оказалась немного усложнена. Если в тринадцатом году в условиях задачи было сказано, что добавляется некое условие, при котором нужно вычислить результат, то в этой задаче уже добавляется два условия. По сути это пока проект дистанционного варианта олимпиадной задачи. Что будет опубликовано в дистанционном варианте текущего года, мы пока сказать не можем. Если произойдут значительные изменения в заданиях дистанционных олимпиад, то их нужно будет обязательно учитывать в подготовке школьников.

Давайте смотрим эту сложную задачу. Во-первых, что может быть отпугивающим в этой задаче для школьников? На первый взгляд выходит громоздкость её внешнего вида. Сложно понять, что требуется от школьника, и не каждый сможет выявить это действительно точно и быстро.

Прежде всего нужно ориентировать ребят на то, чтобы попытаться для себя уяснить, что же требуется найти в олимпиадном задании, не смотря на такую громоздкость её постановки. Такая громоздкость оправдана и обусловлена тем, что нужно корректно составить формулировку, что по-другому правильно понять смысл и составить вопросы невозможно. Помимо формулировки в данной задаче часто ребят смущает, то, что в вопросах данной задачи мы видим странные формулировки. В первом случае нам нужно указать все исходные значения чисел.

В другой задаче от нас уже требуют указать уже не все значения, а только одно значение, при котором какой-то параметр является верным.

На первый взгляд кажется, что эти данные предложены для облегчения. Но если мы посмотрим на решение задачи, которые предложены в демонстрационном варианте олимпиадных заданий 2014 года, то там нет никаких вспомогательных данных. И ребенку придется самому додумывать их и предлагать собственное решение. О методах решения данного типа задач, которые предлагает всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Отличник», мы поговорим в следующей статье.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи