С расовыми предрассудками эффективнее бороться в детстве

Гейл Хейман и ее коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Диего разработали методику, с помощью которой можно измерить степень расовых предрассудков и сократить их, пишет The Conversation.

Измерение уровня предрассудков

Когда психологи впервые начали изучать расовые предрассудки, они просто просили добровольцев описывать свои мысли и чувства, касающиеся определенных групп людей. Участники эксперимента, как правило, отвечали социально приемлемо, но далеко не всегда искренне. Начиная с 90-х, исследователи стали разрабатывать методы, которые позволили бы оценить несознательную и неконтролируемую реакцию. В это время наиболее популярным стал «Тест подсознательных ассоциаций» (IAT), который выявлял, что ассоциации с некоторыми расовыми группами более позитивны, чем с другими. Однако у этого теста есть значительные ограничения — он не работает с детьми до шести лет, для которых инструкции к выполнению являются еще слишком сложными.

Как работает новый тест?

Свой тест Гейл и ее коллеги назвали «Тест на расовые предрассудки». Он похож на IAT, но опирается на другие инструкции. К слову, этот тест могут проходить дети, достигшие трехлетнего возраста.

Участникам исследования показывают серию фотографий, состоящую из белых и черных лиц, на устройстве с тачскрином. Каждое лицо сопровождается двумя смайликами: грустным и веселым. В первой части теста участников просят как можно быстрее нажимать на веселый смайлик, когда появляется черное лицо, и на грустный, когда появляется белое. Во второй части все наоборот.

Разница в количестве времени, которое требуется на выполнение первого и второго наборов инструкций, показывает подсознательные ассоциации человека: тестируемому требуется больше времени на реакцию, если она противоречит его интуитивному выбору.

Есть ли расовые предрассудки у детей?

Только если иносказательно. Имеются в виду бессознательные реакции, нежели какие-то социально сложившиеся отношения. Явные расовые «предрассудки» в детском поведении документировались на протяжении многих лет. В общем, в этом нет ничего удивительного: дело в том, что людям нравятся знакомые вещи, а незнакомые — нет. Дети реагируют на узнаваемость лица, а не на принадлежность к той или иной расе.

Новый подход к работе с расовыми предрассудками

Люди, имеющие расовые предрассудки, видят индивидов другой расы не как отдельных людей, а как часть недифференцированной группы. Поэтому здесь так важна индивидуализация, которую ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего применили для работы с детьми. Используя разработанное ими приложение, дети учились идентифицировать пятерых индивидуумов другой расы в течение 20 минут. Обнаружилось, что пятилетние участники не показали вообще никаких подсознательных предрассудков сразу после обучения.

Хотя эффект от одной сессии недолговечен, дополнительная 20-минутная сессия через неделю привела к возможности сохранения примерно 50%-ного эффекта на протяжении двух месяцев.

[myexpertblock uphoto=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/04/gurieva.jpg» uname=»Светлана Дзахотовна Гуриева» uabout=»доктор психологических наук, член диссертационных советов по специальностям социальная и политическая психология, общая психология, педагогическая психология, эксперт РГНФ»]

Для начала стоит отметить, что под предрассудком понимается какое-то суждение, мнение, убеждение. Расовые предрассудки — суждения о неполноценности либо исключительности (в силу “избранности”, физиологических, культурных особенностей, исторического развития) некоторых рас или народов. Соответственно, маленькие дети не могут рассуждать об исключительности или неполноценности того или иного народа.

Следует вспомнить утверждение Д. Майерса о том, что среди верующих людей наблюдается больше расовых предрассудков, чем среди неверующих. Закономерна серия следующих вопросов: из каких семей были дети, принимавшие участие в эксперименте, каков их социальный статус, уровень экономического благополучия, степень и направленность религиозной принадлежности и т.д.

Теперь что касается эффективности такого обучения. Крайне важно развивать у детей способность понимать индивидуальность, особенность (отличие) другого человека. Возможно, это и есть новый подход в аккомодации расовых предрассудков на ранних этапах развития, начиная с детского возраста.

[/myexpertblock]

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи