Работы над ядерным поездом прекращены

Перестройка, а за ней и конец Холодной войны были характерны постоянными призывами сократить те или иные виды вооружения. Восторги людей тех лет можно прекрасно понять: представьте себе, что вы родились, выросли и живете в атмосфере ядерной угрозы, когда неосторожное движение политиков может привести к мировой катастрофе. И тут вдруг этот стресс заканчивается, и по американскому телевизору говорят, что в Советском Союзе тоже живут люди, а по советскому — что в США не все хотят скорейшей смерти нашей стране. На такой волне разрядки мы были готовы сокращать все, что попросят, в том числе и в стратегической сфере.

Без «Молодца»

Отголоски тех сокращений еще долго преследовали отечественный ВПК. Так, в частности, был свернут и уничтожен Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Молодец», который был уникальным проектом советского оборонного комплекса.

Поезд-призрак, или поезд номер ноль, был весьма серьезным аргументом в составе [simple_tooltip content=’Ракетных войск стратегического назначения’]РВСНp[/simple_tooltip] сначала ВС СССР, а потом и России. «Молодец» внешне представлял из себя железнодорожный состав, но вместо стандартной начинки и проводниц внутри были стратегические ядерные ракеты, средства наведения и командный пункт. Такой состав мог незаметно переместиться в нужную точку страны и совершить пуски.

С 1987 по 1994 год на боевом дежурстве стояло 12 единиц БЖРК «Молодец», но затем в соответствии с международными договоренностями все они были демонтированы и уничтожены, кроме двух музейных экспонатов. Кстати, один из них находится в экспозиции музея Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге.

«Баргузин»

Идея создать новый ядерный поезд взамен «Молодца» возникла в 2010-х годах на фоне восстановления российской армии от разрухи и бардака 90-х. В 2012 году Московский институт теплотехники начал опытно-конструкторские работы над проектом нового БЖРК, который должен был стать даже лучше предыдущего.

Главной проблемой «Молодца» было высокое удельное давление на железнодорожное полотно, что сильно мешало маскировке комплекса. Также возникал вопрос: а устоит ли поезд после пуска ракеты? Все эти проблемы должен был снять новый ядерный поезд.

Проект получил название «Баргузин», и поначалу все шло довольно бодро: в феврале 2016 года завершились проектные работы, через 9 месяцев прошли первые [simple_tooltip content=’испытания массогабаритного макета МБР, проведённые без использования двигателей ракеты’]бросковые[/simple_tooltip] испытания  предполагаемой баллистической ракеты для комплекса, а к 2019 году были запланированы уже летные пуски.

«Баргузин», как и «Молодец», должен был стать внешней копией железнодорожного состава, но с военной начинкой. Боевой частью должны были быть ракеты РС-24 комплекса «Ярс», по шесть штук на каждый состав. Каждый заряд в соответствии с международными требованиям был бы меньше 47 тонн, а сам состав смог бы передвигаться по любым рельсам.

Однако, как сообщает «Российская газета» со ссылкой на свои источники в военно-промышленном комплексе, разработка «Баргузинов» откладывается на неопределенный срок. Официальные представители Министерства обороны конкретных причин не озвучивают, указывая на то, что ядерная мощь России и так на должном уровне. Однако отовсюду слышны мнения, что на разработку просто не хватает средств.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи