Образ Иуды Искариота как отражение «еврейского вопроса»

Сразу хочу предупредить, что не собираюсь слишком углубляться в тему. Я только соберу пыль с поверхности и заодно попытаюсь разобраться с истоками антисемитизма.

Разумно предположить, что об Иуде, что-то должны были написать люди, писавшие о Христе. С них и начнём. Единственный современник Иуды и Христа, работы которого дошли до нас, это апостол Павел.

Во времена Христа он был воинствующим фарисеем и участвовал в гонениях на первых христиан, однако после «чудесного просветления» (по дороге в Дамаск) уверовал, крестился, проповедовал и написал несколько посланий, которые, позже были канонизированы.

Павел не упоминал об Иуде ни разу. Он не считал, что среди учеников был предатель. О воскревшем Иисусе он пишет: «… явился Кифе (Пётру), а потом двенадцати»( Первое послание Коринфянам 15:3-8). По всем каноническим евангелиям, Иисус являлся одиннадцати, Иуда на тот момент уже исключён из числа апостолов.

Образ Иуды Искариота как отражение «еврейского вопроса»

СЛОЖНОСТИ ПЕРЕВОДА

Учёный-библиист Эрман Барт заметил, что апостол Павел не менее 15 раз в своих работах употребил слово “paradidomi”. Когда Павел говорит, что передал письмо коринфянам, он употребляет это слово. Когда Павел употребляет это слово применительно к Иисусу, оно относится к действиям Бога, «который предал сына» на смерть ради блага других. «Тот который сына своего не пощадил, но предал (paradidomi) за всех нас»( Послание к Римлянам 8:32).

То же слово Павел употребляет когда упоминает последнюю земную ночь Христа. «…Господь Иисус в ночь, в которую предан был…»(1 Коринф. 11.23).

Удивительно но в русском языке слово «предан» также имеет отношение к действиям Бога. Например «прах предан земле». Из выше сказанного я бы сделал вывод, что до появления первых евангелий, предательство в корыстных интересах канонически оформлено не было, речь шла о предании страданиям сына во искупление чужих грехов.

Случайно или нет, но все дошедшие до нас евангелии были написаны либо во время Иудейской войны (66-71 г. н.э.), закончившийся разрушением Иерусалима римлянами, либо после неё. В исторической науке есть консенсус о порядке написания евангелий. Вначале появляется евангелие от Марка, потом от Матфея, от Луки, и последнее- от Иоанна. Канонический порядок другой: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Буду придерживаться исторического порядка.

Образ Иуды Искариота как отражение «еврейского вопроса»

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

Основной посыл евангелия в том, что ученики до самого конца ( до воскресения) не понимают кто такой Иисус. Петр, после долгих колебаний и видимо посоветовавшись с учениками даёт ответ: «Ты мессия»(8:29).

Но в еврейской традиции мессия- богоподобное существо, воитель силой делающий детей Израиля великим народом. Никто из учеников не предполагает, что мессия может быть схвачен, подвергнут суду, бичеванию и распят как преступник.

У Петра, который символизирует всех учеников, были вполне традиционные ожидания того каким должен быть мессия. Поэтому, как только Христа арестовали, ученики сбежали. Петр трижды отрёкся от него, на суде ученики не защищали его, не предлагали достойно похоронить, а потом ни разу не пришли к нему на могилу. Тем не менее одиннадцать из них были прощены.

Иуда в евангелие упоминается три раза. Первый раз когда Иисус выбирает себе двенадцать учеников (последним был избран «Иуда Искариот, который и предал его»). Одиннадцать учеников из Галилеи, один из Иудеи, против которой ведётся или велась война. Контекст слова предал( передал) пока неясен.

Образ Иуды Искариота как отражение «еврейского вопроса»

СНОВА ИУДА

Второй раз Иуда упоминается в ключевой сцене, на мой взгляд, сцене- сцене помазания. Неизвестная женщина «возлила Ему( Христу) на голову» драгоценные благовония. В гл.14:5 даже названа примерная цена, этих благовоний- триста динариев, запомните эту цифру. Ученики возмущены такой расточительностью- эти деньги можно было раздать нищим. Но Иисус успокаивает их: «оставьте её», нищие всегда будут с вами, а меня вскоре может не быть рядом. «Она сделала, что могла: предварила помазать Тело Моё к погребению»( 14:8). Иуда сразу же, казалось бы, идёт выполнять волю учителя. «И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им»(14:10). «Предать» или «передать» попрежнему не ясно. Однако Марк сразу убирает интригу. (. 14:11) «Они же услышавши обрадовались и обещали дать ему сребреники».

В таком контексте- конечно «предать». Но у Марка не сказано сколько денег пообещали Иуде. Взял ли он их. И не понятно были ли деньги мотивом поступка.

Иуда появляется ещё один раз, он целует Христа и пропадает. В главе 16:14 воскресший Иисус является одиннадцати, Иуда исключен. Значит- предатель.

Однако все не так однозначно. Дело в том, что евангелии, которые мы читаем были канонизированы значительно позже написания. Не сохранилось ни одного подлинного текста первых евангелий. Современные библиисты считают, что евангелие от Марка заканчивалось стихом 16:8, остальные двенадцать стихов, имеющие значительные стилистические отличия от текста Марка, добавлены позже. Если это так, то мы не знаем точно явился ли Иисус одиннадцати (стих 16:14 в канонизированном варианте) или двенадцати, среди которых был и Иуда, выполнявший по поручению Христа важную миссию.

В 70 году н.э. Иерусалим был разрушен, из камней старого города были построены казармы римского военного лагеря с характерной для римлян прямоугольной планировкой улиц. По мостовой Виа Долороза Христос вряд ли шёл, она сформировалась в средневековье,а её прямая часть повторяет планировку римского лагеря. Когда легионеры обзавелись семьями, лагерь получил статус римской колонии с правом римского гражданства всем там родившимся и стал называться Элия Капитолина. В таком виде он просуществовал по крайней мере до V века н.э., оставаясь оплотом римского язычества, окружённым со всех сторон уже христианским к тому времени миром. Название Иерусалим ему было возвращено императором Константином в середине IV века н.э.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Оно написано примерно в 80-85 гг н.э. и является,пожалуй, самым «антииудейским» из всех ранних евангелий. Еврейские власти в нем изображаются как яростные враги Иисуса, которым он противостоит и критикует. Этому посвящена практически вся 23 глава. Если у Марка ответственность за смерть Иисуса несут Понтий Пилат и еврейские власти в равной мере, то у Матфея вины Пилата нет, он провозглашает Иисуса невиновным.

В ответ толпа евреев, подстрекаемая властями, издала печально известный возглас, который послужил поводом к многочисленным актам антисемитизма в последующие века. Весь еврейский народ берёт на себя ответственность. «И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших»( 27:25). Подобная трактовка событий в дальнейшем будет прослеживается у Луки и Иоана.

Матфей убирает все сомнения относительно мотивов поведения Иуды. Именно в этом евангелие Иуде обещаны 30 сребренников, и он их берёт. Правда, после предательства, Иуда раскаивается и возвращает деньги. Казалось бы он может быть прощён как Петр, отрекшийся трижды, и как остальные разбежавшиеся ученики. Но у Матфея Иуда удавился- это закрывает ему путь быть прощённым и обрести святость. Возможно этот его поступок послужил формированию церковной традиции, осуждающий суицид, включающий в себя невозможность принять покаяние и запрет на похороны на церковном кладбище. На возвращённые Иудой 30 сребренников, первосвященники покупают за городскими стенами участок земли, где хоронят его.

Образ Иуды Искариота как отражение «еврейского вопроса»

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

У Луки «антииудейская» направленность сохраняется. Причины поступка Иуды объясняются просто- в него вселился сатана. Первосвященники обещают Иуде деньги, но деньги не является мотивом. Сумма не оговаривается, взял их Иуда или нет неизвестно. После поцелуя Иуда пропадает из текста.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Это евангелие написано намного позднее предыдущих и сильно от них отличается. Я бы назвал это евангелие «манифестом побеждающего христианства». У Марка Иисус- предан, отвержен, проклят, высмеян и забыт, даже самим Богом. «Боже мой, Боже мой, почему ты меня оставил?». В этот момент Иисус не уверен в намерениях Бога. Он узнаёт о них только после смерти.

У Иоанна все не так. Христос с самого начала знает, что он послан Отцом Небесным, что вскоре к нему вернётся и что всякий кто в него верит обретёт вечную жизнь. Иисус уверен в своём божественном статусе: «Прежде чем Авраам был, я есть». Выражение «Я есть» появляется у Иоанна и является ключевым для понимания божественной сущности Христа. Когда Моисей в третьей главе книги Исхода, спросил у Бога как его имя. Бог ответил, что его можно называть «Я есть». Иисус знает, что является частью божественного замысла и что после запланированной смерти, он «вознесется».

Главными врагами Иисуса являются иудеи, причём слово это приобрело негативный оттенок. Иудеи, противостоят Христу, восстают против Господа, замышляют гибель Иисуса и несут ответственность за его смерть. Если Матфей писал, что в Иуду вселился сатана, то у Иоанна все иудеи — дети сатаны, исполняющие волю своего отца, в то время как он, Иисус, представляет божественную волю.(Иоанн 8:39-47). У Иоанна Иисус полностью контролирует ситуацию. Обращаясь к ученикам он говорит: «… один из вас дьявол». Автор сразу же уточняет: «Он говорил об Иуде, сына Симона Искариота. И это был тот, один из двенадцати, кто должен был его предать»(6:71). Из контекста можно сделать заключение, что наличие предателя часть божественного плана и Иисус уверенно следует этому плану.

У Иоанна помазание Иисуса дорогими благовониями вызывает осуждение не стороны всех учеников, как у Марка или Матфея, а конкретно со стороны Иуды Искариота: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим»(11:5). «Сказал он это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»(11:6). Таким образом казначеем и вором Иуда становится только в четвёртой евангелие. Позже, некоторые толкователи евангелий считали, что Иуда, являясь казначеем, присваивал себе десятую часть собранных денег, поэтому не получив «свою» десятую часть от благовоний, он решил получить её путём предательства. Любопытно. Но это не так. Во первых казначеем Иуда стал только у Иоанна, а 30 сребренников он получал у Матфея, у Иоанна он денег вообще не получал. Во-вторых у Матфея, единственного кто говорил о 30 сребренников, не названа стоимость благовоний, говорится только, что они были дорогими. В третьих, серебряник вообще не являлся денежной единицей тех времен. Во всех евангелиях неоднократно упоминается другая денежная единица — динарий. Сребреник всегда связан с Иудой и только с ним. 30 сребрянников это, скорей всего, понятная современникам аллюзия на Книгу пророка Захарии, где они упоминались в похожем контексте, но это отдельная тема.

У Иоанна окончательное решение- предать, Иуда принимает на тайной вечери. О необходимости этого все время напоминает Христос(13:10, 13:11). И особенно 13:26 и 13:27 — «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту». «И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».

Иуда возвращается со стражей. Он не целует Христа, как во всех предыдущих евангелиях, он вместе со стражей падает ниц перед ним. В отличии от других евангелий, большую смелость проявляют ученики. Так Петр достаёт меч и отрубает ухо некоему рабу по имени Малх (ранее меч доставался кем-то не названным по имени, но не учеником). Несмотря на робость стражи, Иисус буквально настаивает на своём задержании. «Неужели не пить Мне чаши, которую дал Мне Отец»(18:11). У Марка Иисус не так уверен: «Авва Отче! все возможно тебе; пронеси чашу сию мимо Меня…»(Мк 14:36).

ЧТО ДАЛЬШЕ

Что стало с Иудой дальше, Иоанна не интересует, выполнив свою роль Иуда пропадает из текста.

Появись всего несколько раз в канонических текстах образ Иуды, бесспорно украсил евангелия, внеся в них внутренний драматизм. Перефразируя Вольтера, хочется сказать- если бы Иуды не было, его следовало бы выдумать. Но в любых канонических текстах всегда есть какая-то недосказанность, что-то нам не говорят, скрывают. Попробуем разобраться в следующей статье.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи