Каждому голосу — свой микрофон

Главное в музыке — эмоции, которые испытывает слушатель. В вокальном искусстве, как бы странно для читателей это ни звучало, выражение «петь с душой» у профессиональных вокалистов означает умение применять различные технические приемы и грамотно взаимодействовать со студийным или сценическим музыкальным оборудованием. Микрофон не просто усиливает звук, как многие думают, он его «сличает» и репродуцирует, превращая в электрический ток. Каждый голос уникален, и предназначение вокального микрофона заключается именно в том, чтобы передать эту уникальность.


 

Первые микрофоны появились еще в конце ХIХ в. Это были достаточно сложные и громоздкие конструкции по сравнению с теми, которые используются сейчас.

Помимо того что микрофоны бывают шнуровыми и беспроводными (радиомикрофоны), различают еще несколько типов. Например, по принципу действия. В профессиональной среде музыкантов в основном применяется два типа микрофонов: динамические и конденсаторные. Для того чтобы определить тип микрофона с ходу, достаточно открутить его голову. Внутри конденсаторного мы увидим конденсатор, а внутри динамического — маленький динамик (более подробное описание будет представлено ниже).

Микрофоны и того и другого типа используются в различных целях. Предназначенные для звукозаписи, как правило, существенно отличаются от тех, которые артисты используют при живом исполнении. В живых выступлениях чаще применяют динамические, в то время как в звукозаписывающих студиях почти всегда — конденсаторные. Если при живом исполнении необходимо яркое звучание, выделение средних частот, то при записи звук должен быть более детальным и четким, без посторонних шумов.

Цель — максимально приблизить звук записи к оригиналу, чтобы создать впечатление присутствия источника звука непосредственно рядом со слушателем. Конденсаторные микрофоны ориентированы на высокие частоты, а радиус восприятия звука у них меньше, чем у динамических, что как раз и позволяет избежать «ловли» посторонних шумов. А то, что попадает в радиус их действия, слышится намного отчетливее. Но конденсаторные микрофоны более хрупкие и привередливые по отношению к окружающей среде.

 

Каждому голосу — свой микрофон

 

Давайте попробуем понять принцип работы микрофонов. В головке динамического микрофона установлен магнит, который создает вокруг себя магнитное поле. В этом поле находится токопроводящая катушка, которая при попадании звуковых волн на мембрану начинает колебаться, за счет чего возникает электрический ток. А он, в свою очередь, если микрофон шнуровой, отправляется по проводам к колонкам, а если это беспроводной микрофон — электрические колебания звуковых частот преобразуются в радиоволны через радиопередатчик, встроенный в микрофон, а оттуда уже радиоволны поступают к приемнику, который подключен к микшеру, преобразовывающему аналоговый сигнал в цифровой. По сути, динамический микрофон работает как обычный динамик колонки, только в обратную сторону.

 

Каждому голосу — свой микрофон

Устройство конденсаторного микрофона немного сложнее. В его основе находится конденсатор в виде двух токопроводящих пластин: с одной стороны — позолоченной или никелированной пленки, с другой — более плотного проводника. От звука пленка колеблется, изменяя емкость конденсатора, где и создается электрическое поле. Колебания мембраны в этом поле преобразуются в электрический сигнал, затем все происходит так же, как у динамического микрофона.

Кому какой микрофон?

Каждому певцу нужно найти «свой» микрофон, с которым ему будет комфортно работать. Микрофон, на самом деле, — вещь достаточно индивидуальная. Его выбор зависит от техники исполнения и физиологических особенностей голосового аппарата вокалиста.

Цены на сценические микрофоны варьируются где-то от 2000 руб. до нескольких тысяч долларов, студийные микрофоны тоже стоят очень по-разному. Почему же такая огромная разница в цене? Вокалисты говорят: «сколько стоит — на столько и звучит». Качество звука действительно отражается непосредственно на результате.

Лидер на рынке микрофонов по качеству — это немецкая компания Neumann, отделившаяся от компании Telefunken полвека назад, а с 1991 г. являющаяся дочерней компанией Sennheiser. Очень популярная модель этой марки среди вокалистов — Neumann KMS 105. Это конденсаторный микрофон, с которым работают такие звезды, как Д. Кролл (Diana Krall), М. Бубле (Michael Buble), Н. Джонс (Norah Jones). Его цена составляет 700 долл.

Сегодня все более популярными становятся USB-микрофоны и Bluetooth-микрофоны.

Из динамических самым распространенным является микрофон американского бренда Shure-58, произведенный еще в 1958 г., что ясно из названия. С этим микрофоном знаком каждый профессиональный вокалист. Он недорогой, его стартовая цена около 5,5 тыс. руб., и, как говорится, он «неубиваемый». Есть, конечно, гораздо более дорогостоящие вариации данной модели. На сегодняшний момент такие микрофоны выпускаются в двух модификациях — с кнопкой включения/выключения и без. Особенностью его является усиление срединных частот, что делает тембр голоса более ярким.

Среди других известных микрофонов стоит отметить, например, конденсаторный AKG C535 EB — стоимость его примерно 30 тыс. руб. С таким работал Фрэнк Синатра в свои последние годы. Также Audio-Technica AE5400, конденсаторный, больше подходящий для рок-исполнителей, конденсаторный Shure KSM9 стоимостью от 850 долл. — его предпочитает Мэрайя Кэри. Среди микрофонов бренда Sennheiser самые известные — это динамический Sennheiser SKM 2000-XP, его цена — примерно 800 евро, с ним работает Адель, а также динамический микрофон Sennheiser E 935. Одна из самых дорогих динамических моделей — Sennheiser SKM 5200, с ним очень часто выступала Уитни Хьюстон.

Из звукозаписывающих микрофонов самым дорогим является Telefunken C-12, его цена — от 8,5 тыс. долл. Он конденсаторный, и одной из его отличительных функций является опция выбора характеристики направленности. На данный момент считается, что именно этот микрофон выдает самый чистый звук.

В России существует пока что единственное предприятие, выпускающее микрофоны, — ОАО «Октава». Довольно успешно его продукция экспортируется и в Европу, и в США, тем не менее до мировых лидеров «Октаве» еще далеко.

Каждому голосу — свой микрофон

Сегодня все более популярными становятся USB-микрофоны и Bluetooth-микрофоны, позволяющие преобразовывать звуковой сигнал сразу же в цифровой. Используются они чаще в домашних условиях. При подключении звукозаписывающего устройства сразу к компьютеру минус заключается в том, что обработать звук по ходу записи через компрессор или микшер не представляется возможным, поэтому профессионалы предпочитают все-таки консервативные устройства.

Микрофоны постепенно превращаются в многофункциональные гаджеты, при помощи которых вокалист может сам управлять эффектами без использования пульта и даже обходиться без звукорежиссера. В дальнейшем все усовершенствования будут направлены на то, чтобы сделать процесс обработки звука более оперативным.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи