Социальные науки

«Герои» нашего времени: Цитадель среди песков

23 ноября 2017 0

Скриншот из игры Герои Меча и Магии 3. Окно найма замка, где изображены все существа фракции

Скриншот из игры Герои Меча и Магии 3. Окно найма замка, где изображены все существа фракции  

Медленно, но верно мы продвигаемся по миру культовой пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic III. Позади остались Оплот, Башня, Темница, Инферно, Некрополис и Крепость, впереди очень человеческий Замок и убежище зеленых рейдеров — Цитадель. Людей я предпочитаю оставить «на сладкое», так что сегодня займемся фракцией, без особого желания защищаться и с огромным рвением нападать. Встречайте, уникальная в своем роде Цитадель!

Цитадель по своей стилистике является одной большой отсылкой к кочевым народам и разного рода налетчикам, терроризирующим оседлое население. Сам замок неизменно располагается посреди скал, как убежище для воинственных варваров, в архитектуре преобладают грубо выделанный камень, дерево и, что самое примечательное, кости.

В результате Цитадель получилась чем-то вроде представлений античного человека или средневекового европейца о том, что творится за границами ойкумены — чудища, зеленые люди, скалы, жертвоприношения и прочие темные стороны.

Нечто подобное присутствует и в тактике Цитадели — много атаки при минимуме защиты и без особого внимания к магии. С мировоззренческой точки зрения, пещерные бандиты относятся к нейтральной стороне — служба темным силам их не прельщает, разве что когда можно пограбить светлую сторону.

Комплектация нижних чинов армии Цитадели полностью возложена на плечи огро-гоблино-окроподобной братии, поэтому первые четыре уровня здесь целиком зеленые. Далее идет троица крупных мифических существ, которые связаны с пустынными грабежами не очень четкой связью, но все же смотрятся органично. И прежде чем перейти к конкретным образцам, оговоримся, что игра за Цитадель — это дело очень быстрое, прямо-таки блицкриг, ибо в поздних стадиях юниты «из ущелья» начинают сильно проигрывать всем остальным фракциям.

Гоблины

Гоблин, фентези, чудовище

Фигурка гоблина

Большинству жителей СНГ нашего поколения и поколения чуть старше слово «гоблин» знакомо по псевдониму Дмитрия Юрьевича Пучкова, который озвучивал фильмы, вел свой «уютный тупичок», боролся с проявлениями антисоветчины, а теперь покоряет Youtube. Есть и другая стезя гоблинизма.

Гоблины, вместе с орками, эльфами, людьми, гномами и еще пачкой варьирующихся существ (гноллы, дроу, ящеролюди, черт еще знает кто), входят в классический, кристаллизованный фэнтези-канон. Этот канон — как урановый сердечник в ядерной бомбе — копился, проистекая из мифологии и сказаний народов мира, и, когда накопилась критическая масса, произошёл взрыв. Взрывом стало явление миру Джона Рональда Толкина, который выстроил настолько органичный и обширный мир, что отдельные его черты нашли отражение в доброй половине современных РПГ по мотивам фэнтези.

Гоблины присутствуют у Толкина еще в ранних произведениях, не связанных с легендариумом Арды, например, в стихотворении Шаги гоблинов, где те перемешаны с гномами и лепреконами и больше напоминают сказочных существ, а не злобных зеленых карликов.

Впоследствии гоблины перекочевали в толкиновскую Книгу утраченных сказаний и Хоббита, где они уже однозначно злые и подземные, но еще не дифференцированы.

Многие исследователи творчества Толкина, да и сам Профессор, указывают, что гоблины Средиземья многое позаимствовали у аналогичных существ из сказок шотландского писателя Джорджа Макдональда. У него гоблины — антропоморфные существа, живущие в полноценном социуме, но только под землей. Их туда изгнал людской король, вследствие чего подземные жители затаили обиду на обитателей поверхности. Там, в недрах пещер, ущелий и подземелий, у гоблинов есть полноценная экономика, хозяйство животноводство, семьи и государство. Также у Макдональда их часто называют гномами или кобольдами.

Становится понятно, что образ гоблина — духа вредителя, жителя подземелий — взят из далеких уголков скандинавской и кельтской мифологий, которые изобилуют историями о подземном народе, который изгнан, либо рожден под землей и который вредит человеку разными мелочами, вроде выдувания сажи в прибранную избу.

Кстати, слово «гоблин» происходит от Gobelinus, по имени духа, обитавшего в долине Эвре. По крайней мере, такой версии придерживается Оксфордский словарь.

Гоблины из видеоигр обычно низкорослые, многочисленные, слабые, зеленые и с торчащими ушами. Часто они выступают в качестве наиболее слабых противников героя, на которых приходится отрабатывать свой скилл. Иногда гоблины становятся еще и технически одаренными существами и строят разные замысловатые механизмы или вовсе служат в качестве орудийного расчета, как в Warhammer.

Налетчики

Это слово тоже хорошо известно жителям СНГ и тоже не в том смысле, который мы рассматриваем в статье. По факту налетчики из Цитадели — гоблины, сидящие на волках, мобильная сила, которая атакует дважды в ход.

Волк для северных и некоторых не северных народов — знаковая фигура. Он силен, могуч, верен стае и всегда свободен. И, естественно, волки оставили свой отпечаток в мифологии практически каждого народа, который проживал в достаточно лесистой местности.

Те волки, которые интересуют нас, обитали в скандинавской мифологии в количестве трех штук. Звали их: Фенрир и Сколь с Хати. Они были гигантских размеров, а Фенрир так и вообще терроризировал весь Асгард. Его пришлось посадить на искусно выкованную цепь Глейпнир, приковать к скале и воткнуть меч между челюстями. История Фенрира не попала бы в статью, если бы не одно «но». Гигантского волка вместе с сыновьями принято было называть «варгами», что имеет свой корень в древнескандинавском языке, где varg означало «волк».

Фернир, Асгард, мифология

Изображение Фернира

Это слово и ряд мифологических сюжетов, в которых волк выступает как ездовое животное, позаимствовал угадайте кто? Правильно, Джон Р. Р. Толкин, сделавший наездников на варгах одним из вариантов орочьей кавалерии.

В отличие от киноадаптации, варги из книги обладали некоторым разумом и примитивным языком, который понимал Гэндальф, и с орками у них был союз: орки получали из набегов рабов и добычу, а варги — мясо убитых.

Налетчики из Цитадели вполне соответствуют образу орка/гоблина, который оседлал гигантского волка и теперь грабит быстро и стремительно. Поэтому остановимся здесь и перейдем к более крупным существам зеленого цвета.

Орки

Орк, фентези, чудовище

Изображение орка

Думается мне, что толкиновская направленность сегодняшнего материала подсказывает вам, что речь не об огромных китах-убийцах, а о зеленых злобных существах, которые в Средиземье исполняли роль пехоты тьмы, а в других мирах — роль необузданной, первобытной и разрушительной силы.

Если с гоблинами было не все очевидно и явно можно было усмотреть какие-то ниточки к предыдущим традициям, то орки являются «детьми» Толкина в полной мере. Безусловно, само слово не было придумано Профессором, да и взялся образ исковерканного злобного существа не с потолка. Что касается этимологии, то, скорее всего, orc или ork относится к аналогичному древнеанглийскому слову, которое обозначало «демон ада».

Толкин прожил долгую жизнь и оставил довольно серьезный корпус текстов, так что любое значительное явление в его литературном мире имеет свою историю. Развивался и образ орка. Так, из творений злого бога Мелькора они превратились в испорченных заточением и злыми чарами эльфов, которые оказались в плену. Наиболее четкую картину давал сам Профессор, говоря, что эльфы — это квинтэссенция всего самого хорошего, что можно найти в человеке, в то время как орки — наоборот.

Орки Средиземья — это антропоморфные существа со смуглой кожей, искаженными чертами лица и повышенной свирепостью. Они формально живут племенами и подчиняются вождям, у них даже есть свое наречие, но к цивилизованным народам их можно причислить весьма условно. Им известно оружие, доспехи, осадные и пыточные механизмы, езда на волках, приготовление пищи. Однако все проявления высокой культуры им чужды, и они постоянно воюют с людьми, эльфами, гномами и прочими разумными существами.

Стандартные орки боятся света, однако выведенные Сауроном урук-хай избавлены от этого недостатка и одинаково хорошо сражаются ночью и днем.

Создав своих орков, Толкин запустил мощнейший образ врага во многих компьютерных играх. Самые популярные «орочьи» серии — Warcraft, где орки — главные антагонисты людей (там же появляется классический зеленый вариант орка), и Warhammer, в котором орки — это бесчисленное полчище безумных существ, которые размножаются спорами и красят свои машины в красный цвет ибо «Red goez fasta!».

Людоеды/огры

огр, рисунок, голова

Огр

В отличие от известного нам с детства Шрека, огры из кельтской мифологии не умели говорить, были огромного роста, носили с собой дубины и ели детей. Огромным полудиким существам не было никакого дела до говорящих ослов с принцессами, они занимались набегами и поеданием человечины.

Образ огра проистекает из обычного великана, который приобрел более человеческие черты: в частности, огры замечены за скрещиванием с людьми и орками, проживанием в людской местности и примитивным хозяйством.

Огры часто смешиваются в своем образе с троллями, однако надо понимать различия: огры — великаны, такие туповатые большие люди, которые не следят за собой, в то время как тролли — горные духи, сверхъестественные существа, обитающие в горах, под мостами и в пещерах. У того же Толкина видно различие: тролли более разумны и обращаются в камень при свете дня, а огры — своего рода тягловая сила и бронетехника армии Саурона.

Огры, они же людоеды из Цитадели, заметно меньше и цивилизованней, чем те существа, которых мы описали выше. Они имеют подобие жилищ, владеют оружием, а в улучшенной версии еще и магией. Видимо, полукровки.

На четвертом уровне заканчивается зеленая когорта Цитадели и начинается форменный зоопарк. Так не будем стоять на пороге.

Птицы грома

Птицам, как и волкам, в мифологии уделяется очень даже приличное место, вспомнить хотя бы Феникса, Жар-птицу или ездовую птицу бога Вишну, Гаруду. Но нас интересуют не они и даже не грифон, с которым мы познакомимся в Замке. Нас интересует птица Рух.

Рух, птица, мифология

Птица Рух

Птица Рух — гостья из средневекового арабского фольклора, который подчас богаче, чем эти ваши Греция и Рим. Эта птица обычно изображается как огромный орел, размером с остров, который охотится на слонов и каркаданов, унося их в своих когтях в гнездо.

Первые упоминания о Рухе содержатся в арабских источниках Х века, где сообщается, что гигантское существо видели в районе Индии. Классическая ситуация, когда дальним странам приписывают таких обитателей, что никаких сказок не надо.

Прославился на весь мир Рух благодаря историям о Синдбаде-мореходе: в его пятом плавании описывается сюжет, когда Рух уничтожает целый корабль в отместку за разбитые яйца с птенцами.

Логическое объяснение мифу о гигантской птице из Индийского океана есть — до XVII века на Мадагаскаре водились нелетающие гиганты семейства эпиорнисовых, которых путешественники могли принять за птенцов другой, более внушительной летающей птицы. Известно также, что монгольский правитель Хубилай-хан снаряжал экспедицию на запад Индийского океана, чтобы получше разузнать о Рухе, и путешественники принесли ему гигантское перо, которое, скорее всего, было листом винной пальмы, в большом количестве произраставшей на Мадагаскаре.

Помимо индоарабского Руха, который, вероятно, имеет родственные связи с Гарудой и Симургом, есть еще один весьма оригинальный, аутентичный миф. Он оригинален тем, что происходит из Северной Америки, которая была отрезана от влияния евроазиатского мифотворчества океаном.

В сказаниях коренных американцев встречается мифический Thunderbird, Громовая Птица, которая, обладая гигантскими крыльями, вызывает каждым взмахом гром, шторм и страшные ветры.

В существе пятого уровня Цитадели Рух и Тандербёрд слились в единую Птицу Грома, которая при атаке умеет бить врага молнией с 20% вероятностью и обитает в скалистых верховьях.

Циклоп

Циклоп, Седьмое путешествие Синдбада

Циклоп из фильма “Седьмое путешествие Синдбада”

Плох тот замок в героях, в котором нет юнита с греческой родословной. Одноглазый стрелок, который швыряется во врагов камнями, — греческий гость, образованный от слияния др.-греч. κύκλος — «круг» и όψις — «глаз».

Циклопы относятся к хтоническим существам доолимпийской эры, но, в отличие от сторуких титанов и прочих дивных обитателей Тартара, они вовремя примкнули к Зевсу и были освобождены из подземного плена.

Изначально три одноглазых брата были рождены от Геи и Урана, но тут же были связаны и брошены в Тартар. После свержения Урана их освободили, но вскоре заточили обратно. Когда началась война богов с титанами (титаномахия), Зевс, по совету Геи, освободил их, и в благодарность те выковали ему молнии, Аиду — шлем, а Посейдону — трезубец.

Наиболее известное упоминание о циклопах содержится в Одиссее, где главный герой хитростью спасается из плена свирепого Полифема, предварительно ослепив того. Кстати, в той версии циклопы — это не трое братьев, а отдельный народ.

Весьма состоятельна версия о происхождении «циклопного» мифа от находок останков карликовых слонов на средиземноморских островах. Гигантское носовое отверстие этих животных располагалось точно посреди черепа, и древние греки запросто могли принять его за большую глазницу.

Циклоп — второй стрелок в армии Цитадели и существо шестого уровня, помимо всего прочего, он умеет швырять камни в стены и башни врага, что делает Цитадель вдвойне опасным противником в атаке.

Чудища

Наш вояж по Цитадели происходил слишком плавно до этого момента, не правда ли? Настоящие проблемы в поиске генеалогии начинаются на седьмом уровне, где нас ожидает шерстистое и когтистое нечто, названное просто — чудище.

Чудища и древние чудища напоминают собой горбатую двуногую помесь медведя с кабаном, которая снабжена саблеподобными когтями. Ими же они снижают защиту противника, ими же кромсают отряды врага. Но откуда он взялся?

Мне видится, что чудища стали плодом фантазии создателей героев, которые просто-напросто «оторвались» на этом создании. Чудище, оно какое? Страшное и непонятное. Вот, пожалуйста, нечто страшное и непонятное.

Конечно, в такой трактовке имеется свое лукавство. В оригинале чудища обозначены как behemoth, а у этого слова есть уже вполне конкретное происхождение.

Бегемот на картине Уильяма Блейка

Бегемот на картине Уильяма Блейка

Бегемот, что в переводе с иврита означает «животные» (именно так, во множественном числе), является вторым, после Левиафана, доказательством могущества Бога, который тот представляет праведнику Иову.

Библейский бегемот представляет из себя царя зверей, чудовище невероятной силы и демона чревоугодия одновременно. В различных средневековых источниках его изображают по-разному, но нечто похожее на существо из цитадели мы встречаем у И. Виера, который назначил бегемота виночерпием на пирах Сатаны и ночным сторожем ада. По Виеру, чудище имеет голову гиппопотама, круглый живот, слоновьи ноги и когтистые лапы. Весьма отдаленный образ по отношению к челмедведосвину из Цитадели, но все же хоть что-то.

На этом мы завершаем вояж по ущельям и холмам Цитадели, у нас остался только Замок с его классической армией, но и там есть о чем рассказать. Следите за нашими статьями и до встречи!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться