«Герои» нашего времени — обитатели Темницы

В наше время получать знания можно отовсюду. Фильмы, музыка, сериалы и, конечно, компьютерные игры. Детальные квесты, сложные стратегии и объемные RPG стали для нынешнего поколения от 20 до 35 лет своеобразной школой жизни. Из «Цивилизации» мы узнавали, что такое granary и temple. В «Старкрафте» и «Варкрафте» познавали азы микроменеджмента, а за Counter-Strike шли в компьютерные клубы, где получали бесценный опыт социализации и по шее от местных хулиганов. Этой статьей мы открываем цикл материалов о еще одной культовой игре нашей юности — Heroes of Might and Magic III.


 

Heroes of Might and Magic III — игра в жанре пошаговой стратегии с элементами RPG. Она вышла в начале 1999 года, и почти сразу стала хитом и классикой среди фэнтезийных стратегий.

Действие игры происходит в вымышленном мире, который населяют мифические существа. Всего для игры доступно семь сторон, у каждой из которых есть свой набор из семи уникальных юнитов в двух вариантах: обычном и улучшенном. Игроку предстоит нанимать их и вести в бой против существ других игроков или искусственного интеллекта.

В нашей серии статей мы не будем изучать особенности геймплея или историю вымышленного игрового мира. Речь пойдет о том, откуда взялись прототипы юнитов, которые разработчики «Героев» поместили в свою игру. Итак, сегодня мы разберемся, кто живет в Темнице.

Подземный мир всегда был источником самых разных [simple_tooltip content=’представляющих собой дикую, первобытную силу, подземный мир’]хтонических[/simple_tooltip]чудищ в самых разных мифологиях и религиях. Темнота — извечный страх тепло- и светолюбивого человека —  порождала мифических существ: от сторуких титанов до гномов-шахтеров.

Создатели «Героев» ввели в третьей части подземный замок, Темницу (Dungeon), которая стала дополнением к двум «злым» фракциям — Некрополю и Инферно. Часть армии Темница позаимствовала из Замка Чародея, что был во вторых «Героях», но некоторые из существ были новичками серии.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Троглодиты

Существо первого уровня, безглазый зеленый троглодит, запомнился игрокам в первую очередь тем, что был невосприимчив к ослеплению. Но откуда он взялся?

Само слово пришло к нам из древнегреческого и в переводе означает «живущий в пещере». Познания греков о дальних концах окружающего мира сейчас выглядят несколько комичными: многим известен тезис Геродота о кинокефалах, племени людей с собачьими головами. Чем-то подобным для древних греков были и троглодиты — племенем, жившим на побережье Красного моря в пещерах. Они вели полудикий образ жизни, не имели языка и ели змей.

Греческие исследователи строили свои догадки на основе обнаруженных скал-городов, вроде иорданской Петры, только примитивней. В меловых отложениях скал жители африканского севера выдалбливали своеобразные жилища-пещеры, которые образовывали целые города. Скорее всего, это дело рук тунисского племени матмата, которое унаследовало пещерную жизнь от берберов. Такое странное жилище было выбрано неслучайно — оно прекрасно защищает от жары и набегов противника. Древнегреческие хронисты лишь дополнили образ пещерного жителя дикостью, нецивилизованностью, и вот — троглодит уже синоним варвара и невежды.

В серии Might and Magic, которая распространяется далеко за границы «Героев», троглодит принял свой каноничный вид в седьмой части — зеленый, безглазый, с хвостом и напоминающий младшего брата Чужого из фильма Ридли Скотта. Изначально он походил на классическое представление о троглодите — пещерный неотесанный человек, дикарь. Но затем изображение сместилось на более фантазийное, и он стал напоминать рептилию, которой дали в руки копье.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Гарпия

Летающий юнит Темницы, в своей усиленной версии, подлетал, бил врага и улетал, чем доставлял большие проблемы медлительным существам и армиям со слабыми стрелками.

В армию Темницы гарпии попали тоже из Древней Греции, только уже не из сочинений по географии, а из мифов и легенд. Слово «гарпия» означает «похитительница» или «хищница». В представлении греков это было хтоническое существо-химера — наполовину женщина, наполовину птица.

В древнегреческой мифологии большинство химер, составленных из частей разных реальных существ, принадлежат к подземному миру, к архаическим доолимпийским временам, когда миром правили титаны.

Гарпий такая судьба тоже не обошла стороной — хищные воительницы сторожат подземный мир Тартар, а на досуге похищают детей и человеческие души.

Гарпии встречаются в разных местах древнегреческого эпоса: в мифе об [simple_tooltip content=’мифические мореплаватели, поплывшие в Колхиду за золотым руном’]аргонавтах[/simple_tooltip] они досаждали царю [simple_tooltip content=’древнегреческий герой мифов, царь фракийского города Салмидеса, который получил дар провидца от Аполлона’]Финею[/simple_tooltip], [simple_tooltip content=’древнегреческий мифограф’]Акусилай[/simple_tooltip] приписал им охрану яблок [simple_tooltip content=’нимфы, дочери Геспера’]Гесперид[/simple_tooltip], а в «Одиссее» они похищали людей.

Из всего обилия свидетельств древних греков о гарпиях, можно вынести несколько характерных черт: они наполовину женщины, наполовину птицы, они очень злы и свирепы, быстро прилетают, делают свои страшные дела и улетают, обязательно кого-то похищают или что-то крадут.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Злобоглаз

На третьем уровне притаился глазастый шар со щупальцами, называемый злобоглазом. В английском варианте у него много имен — evil eye, eye tyrant, beholder. Последний, кстати, происходит от английской пословицы «Beauty is in the eye of the beholder», то есть «Красота в глазах смотрящего».

В отличие от своих соседей по Темнице, злобоглаз пришел не из Древней Греции, а из вполне современных ролевых игр (нет, не тех). Бехолдеров придумали на заре создания игр серии D&D, механика которых легла в основу большинства RPG. Первое упоминание о злобоглазе относят к D&D-миру под названием Greyhawk, а первооткрыватель злобных глазастых шаров — Гарри Гигакс, широко известный в узких кругах.

Каноничный злобоглаз представляет из себя шар с десятью щупальцами, каждый из которых оборудован глазом. Самый большой, десятый глаз, вмонтирован в шарообразное тело бехолдера. Каждый из щупалец-глазков имеет собственную силу, обычно смертоносную для неудачливого визитёра. А тем, кому мало, грозит зубастая пасть чудища. Помимо всего этого, злобоглаз оборудован защитой от магии. В таком виде, или с небольшими изменениями, бехолдер кочевал от одной RPG к другой, и забрел на пир в Темницу.

Разработчики «Героев» оставили злобоглазу только жалящий противников луч и электрическую атаку щупальцами, которая не имеет штрафа в рукопашном бою.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Медуза

В отличие от троглодитов и гарпий, существа Темницы четвертого и пятого уровней не просто пришли из древнегреческих мифов, они имеют вполне конкретные легенды. Да и вообще в оригинале они были штучным товаром, а уж никак не солдатами чьих-то армий.

Медуза горгона, легендарное мифическое существо, одна из трех сестер горгон и единственная смертная из них. Горгоны были превращены Афиной в чудовищ после того, как Посейдон овладел Медузой в храме, посвященном богине. Существует много деталей, которыми древнегреческие мифотворцы наделяли горгон, но одно остается неизменным — змеи вместо волос. Медуза отличалась от своих сестер одной интересной сверхсилой — любого, кто взглянет в ее глаза, она обращала в камень.

Миф об убийстве Медузы детально описан Овидием в «Метаморфозах» — хитроумный герой Персей, получивший от царя Полидекта задание убить Медузу, обманом выманил у вещих [simple_tooltip content=’мифические прорицательницы, у которых был один глаз и зуб на троих’]старух-грай[/simple_tooltip]  шапку-невидимку, крылатые сандалии и волшебный мешок. У Афины он взял полированный щит, а у Гермеса — кривой заостренный меч, который мог пробить чешую Медузы. Смотря в отражение от щита и подлетев на крылатых сандалиях, он отрубил голову Медузе, сложил трофей в мешок и скрылся под шапкой-невидимкой подземного бога Аида.

Медуза из Темницы стала еще более рептилоидной — вместо ног у нее образовался змеиный хвост, наподобие наги, в руки ей вложен лук, а физические атаки не имеют штрафа. Ну и без окаменения не обошлось — при каждой атаке она имеет шанс превратить противника в камень.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Минотавр

Очередной древнегреческий гость Темницы всегда имеет +1 к морали и неплохо бьет противников в лицо. Классический, оригинальный Минотавр был, как и Медуза, штучным товаром и в армии не объединялся. Для найма такого воина в героическое войско нужно построить Лабиринт, и здесь разработчики решили намекнуть на аутентичный, древнегреческий миф.

Минотавр, а по-русски «бык Миноса», был мутантом — человеком с головой быка. Он родился от извращенных утех Пасифаи, жены критского царя Миноса, и быка, которого послал Посейдон. Есть мнение, что этим быком был сам Зевс. Так или иначе, бык был умерщвлен Тесеем, а разгневанный Минос заточил чудище в Кносском лабиринте, который построил умелец Дедал.

Минотавр кормился человечиной, которая прибывала из Афин в количестве 7 девушек и 7 юношей каждые девять лет. Впрочем, цифры разнятся от автора к автору. В один из «призывов» в качестве жертвы на Крит прибыл Тесей, который убил злобное чудовище в схватке и выбрался из Лабиринта благодаря нити Ариадны.

Критская культура вообще богата на изображения быков и существ, которые на быков похожи. Вполне возможно, что Минотавр перекочевал в классическую греческую мифологию именно из их крито-микенской культуры, которая впоследствии была поглощена Грецией.

О происхождении мифа ходят разные версии. Есть мнение о египетском следе, ведь в Египте практически все божества — это человеческое тело и голова животного. Плутарх упоминает о начальнике стражи Миноса по имени Тавр, который бился в гладиаторских боях в Лабиринте. Некоторые усматривают происхождение Минотавра в культах средиземноморских народов, в частности финикийцев.

Минотавр из Темницы более «быкообразен» — у него, помимо головы, есть еще и копыта, но и более цивилизован — в руках у него топор, а на улучшенную версию надета броня.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Мантикора

Да-да, снова Древняя Греция. Могучее существо шестого уровня с телом льва, головой человека и хвостом скорпиона, в отличие от Медузы и Минотавра, рассматривалось греками как вполне реальное существо, которое просто обитает в заморских землях, вдали от цивилизованного мира.

Мантикора впервые встречается в текстах Ктесия — греческого историка и писателя, который родился в Малой Азии и врачевал персидского царя Артаксеркса II в его походах. Широкое знакомство с персидской мифологией позволило Ктесию транслировать часть азиатских легенд в Грецию. Вполне возможно, что Мантикора перекочевала именно оттуда, а благодаря любви античных жителей к разным «составным» чудищам, миф разнесся по многим авторам и встречается даже у Плиния Старшего и Аристотеля.

От древних писателей и историков она перебралась в средневековые бестиарии, а оттуда перепрыгнула в разное фэнтези и до «Героев» добралась. Будучи существом шестого уровня, мантикора и её усиленная версия, скорпикора, весьма опасны, а удар скорпикоры так вообще вызывает паралич. Стоит добавить, что к армии Темницы скорпикора, в отличие от медузы и минотавра, присоединилась практически без изменений, только лишь вырастив крылья.

P.S. Есть еще отечественный фильм «Мантикора» 2005 года выпуска, и он настолько плох, что даже немного хорош.

«Герои» нашего времени - обитатели Темницы

Драконы

Мощь, сила и злость подземной армии. Самые сильные существа седьмого уровня из тех, что обитают в замках, — красные и черные драконы — обладают иммунитетом к магии, а черные еще и особой ненавистью к титанам и гигантам из Башни. Это вполне логично, так как Башня плотно населена магами и их творениями.

Говорить о драконах в человеческой культуре можно долго — у нас есть греческие, персидские, китайские, индийские и Дейнерис их знает ещё какие драконы! В самом общем виде драконы представляют из себя гигантских крылатых змеев, которые дышат огнем и стерегут свое золото. Некоторые из них обладают разумом, как Смауг из «Путешествия туда и обратно», некоторые повинуются инстинктам, как дети, все той же Дейнерис из «Игры престолов».

Создатели «Героев» драконов явно любят — шесть видов доступны для найма в трех замках, а Сказочные, Ржавые, Кристальные и Лазурные драконы гуляют сами по себе. И во всех вариациях драконы обладают большой силой, полетом и разными крутыми способностями. Мы еще обязательно поговорим о летающем ужасе, когда пойдет речь об Оплоте и Некрополе, а на сегодня все, ждем вас в следующем замке!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи