Костюм Крито-Микен: как одевались носители уникальной культуры

Крито-микенская, или минойская культура – одна из самых загадочных культур в истории. О ней известно бесконечно мало, а если бы не легендарные археологи Артур Эванс и Генрих Шлиман (тот самый, что ухитрился раскопать Трою), мы бы не знали вообще, что она существовала. К счастью, благодаря найденным ими произведениям, мы можем, в частности, узнать, как одевались древние критяне и микенцы в IIIII тысячелетии до н.э., и тем самым получить некоторое представление о жизни в то время.


 

Крито-микенская культура и где стоит искать ее следы

Крито-микенская культура получила распространение в окрестностях Эгейского моря еще до того, как там обосновались древние греки. Из названия можно догадаться, что центром этой культуры на островных территориях был Крит. Об этом мы кое-что знаем. Кто сегодня, отравляясь в путешествие на этот остров, не посетит прообраз Лабиринта Минотавра, известнейший Кносский дворец? И несмотря на то что дворец слишком хорошо отреставрирован и от былых росписей мало что сохранилось, нам надолго запоминаются его многочисленные ярусы, колонны, похожие на копыта быков, и повсеместные изображения этих животных. В основном о минойском искусстве можно судить именно по таким огромным дворцовым комплексам, например, в Фесте, Закросе и Тилиссе.

На сохранившихся фресках мы видим удивительно жизнерадостных людей, написанных свободно и легко. Это прекрасные широкоплечие и высокие мужчины, стройные женщины с тонкой талией и широкими бедрами, облаченные в не менее прекрасные одежды.

Крито-микенский стиль: каков он?

Правда, сложен и хорошо известен был только женский костюм, а мужской – нет. Мужчины великолепно обходились набедренной повязкой, слегка напоминающей египетский схенти, поясом и головным убором. Всё, что мы знаем о мужском костюме критян, основывается лишь на нескольких изображениях, дошедших до наших дней. И наиболее известен из них, конечно, Принц, которого также иногда называют Царь-Жрец. Видите, сколько неопределённости? И это касается практически всего, что мы знаем о крито-микенской культуре.

Итак, на Принце та самая набедренная повязка, широкий пояс и необычный головной убор, напоминающий корону с длинными перьями, отчего в нем и подозревают принадлежность к королевской крови. Он гладко выбрит, по-видимому, как и другие критяне, и носит длинные волосы, прядями ложащиеся на его грудь и спину.

Между тем можно лишь гадать, как одевались простые люди – на росписях дворцов мы видим лишь приближенных царя, аристократическую верхушку общества, участвующую в ритуальных шествиях, спортивных состязаниях и сценах жертвоприношений.

В последних участвовали исключительно женщины: предполагается, что они совершали в том числе и человеческие жертвоприношения. Женщины в крито-микенской культуре были жрицами богини Матери и занимали особенное, привилегированное, положение.

Есть даже мнение, что в Крито-Микенах царил матриархат. Отсюда, как полагают исследователи, и сформировался столь непохожий на другие культуры костюм.

Объемный, но изящный, вероятно, каркасный, он подчеркивает все достоинства женской фигуры. Талия затягивалась шнурованным жилетом с пышными рукавами, тугой лиф приподнимал и оставлял открытой грудь. Бедра казались шире за счет колоколообразных юбок из цельного куска ткани или поперечных полос, которые могли украшаться воланами и оборками из гладкой и складчатой ткани. Поверх юбок носили войлочные или меховые передники. Пояса, как и у мужчин, были массивные и широкие, а волосы – роскошные и длинные. Их красиво укладывали в локоны, пряди перехватывали золотыми кольцами, а голову украшали венцами, диадемами, а также жемчужными нитями.

Внешнее искусство Крита и Микен: как одна культура перетекла в другую?

Постепенно Крит пришел в упадок – в конце ХV в. до н.э. беззаботные жители этого острова пострадали от ужасного землетрясения, а затем ассимилировались со вторгшимися на их территории и перенявшими их культуру ахейцами.

После падения Крита центром минойской цивилизации стали Микены.

Внешне искусство Крита и Микен очень похоже. Правда, по сравнению с критским, микенское искусство более сухое и стилизованное, ему недостает той свободы и живости, что мы видели ранее.

Вместе с тем костюм также был очень похож. Можно лишь добавить, что, поскольку микенцы были более военизированными, чем критяне (ведь на Крите и укреплений-то не было), они внесли свою лепту (да еще какую!) в военный костюм. Так, известно, что ими были придуманы доспехи, состоящие из кольчужного панциря, металлического шлема и металлических поножей, защищающих икры. В руках воин держал щит и копье. Такое воинское снаряжение стало в дальнейшем использоваться и совершенствоваться греками, а затем римлянами.

Исследователи до сих пор спорят, каким образом в Крито-Микенах создавали такие сложные, требующие огромного мастерства, костюмы. Но факт остается фактом – они были и все тут. И, как ни странно, ни предшественников, ни последователей в истории костюма им не было. Греки предпочитали одеваться красиво, но более просто, и крито-микенский костюм можно сравнить разве что с современным. Современности ему, действительно, не занимать, а прически древних критянок и по сей день выглядят настолько стильно, что одну из росписей с изображенной на ней прекрасной девушкой с завитыми волосами исследователи кокетливо назвали «Парижанка».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью