Этические проблемы и вопросы для учёного

Для любого ученого существует великое множество этических вопросов. Они касаются выбора темы исследования, применяемых методов, принципов организации процесса работы, обнародования ее результатов. Не праздными являются и правила взаимодействия с профессиональным сообществом, поскольку в изоляции от информационного пространства в столь быстро развивающемся мире крайне сложно создать нечто новое и внести свой вклад в развитие науки.


 

Научную этику определяют как систему норм и представлений, связанных с познанием, анализирующих конфликты морального характера, возникающие в ходе проведения исследований. Она направлена на поиск совместных решений, в котором задействованы как ученые, так и общество. Этика обязательно должна соответствовать сформировавшимся моральным установкам, а также принципу гуманизма.

Подходы к научной этике многообразны. Одни ученые полагают, что она содержится в самой науке. В частности, так считал норвежский философ Г. Скирбекк. Он говорил, что, «будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами: “ищи истину”, “избегай бессмыслицы”, “выражайся ясно”». Другие заявляют о важности наличия строгой регламентации. Так или иначе этические вопросы не просто остаются внутренней дилеммой самого ученого или профессионального сообщества, существует объективная потребность в налаживании диалога с обществом, с которым многие исследования и их результаты связаны напрямую.

Научная этика зародилась вместе с университетами. За основу были взяты религиозные традиции и правила, которым следовали члены городских корпораций учащихся. Несколько позже академическая этика связывалась с нормами поведения, предписываемыми дворянскому сословию и буржуазии. Серьезные изменения произошли в XX в., когда образование стало массовым. Это породило необходимость более детально прорабатывать этические нормы и правила поведения. Поэтому стали появляться специальные уставы и кодексы, которые имеются при университетах.

Несмотря на то что в профессиональных ассоциациях и научных учреждениях существуют официальные кодексы, есть еще и свод неформальных правил и установок, которые соблюдаются всем сообществом. Всегда непростительными остаются плагиат, злоупотребление положением в личных целях, подтасовка данных и результатов экспериментов. При этом к нарушению этики не относятся неосознанные ошибки, различные толкования результатов проведенного эксперимента. Таков естественный ход исследовательского процесса. Также любой ученый должен быть готов к критике и принимать во внимание рекомендации коллег.

отношения аспиранта и научного руководителя

Одна из основных проблем связана с тем, что академическое сообщество является в высокой степени глобализированным, поскольку его невозможно представить без международного сотрудничества. Поэтому можно отметить наличие различных культурных контекстов, которые также затрагивают этические вопросы для ученого. Примером могут являться отношения аспиранта и научного руководителя. В каких-то культурах принято жестко регламентировать их сводом формальных правил, в других эти взаимоотношения выстраиваются на основании модели мастер — ученик.

С этическими вопросами связана принятая на Генеральной ассамблее ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. «Рекомендация относительно статуса работников науки». Ее ратифицировала большая часть государств. В соответствии с документом работники науки наделяются главной ролью в повышении эффективности науки и ее использования на благо человечества, а также в содействии поддержанию мира и стабильности в международных отношениях.

Ученые в соответствии с документом принимают на себя обязательства активно участвовать в научной жизни, информировать общество о возможных социальных последствиях, осуществляя их контроль, передавать свои профессиональные знания, проявлять инициативу, осознавать риски, связанные с проведением научных исследований. Также они несут ответственность за обмен информацией, обеспечение сотрудничества и здоровой конкуренции с коллегами, содействие диалогу с обществом.

Биоэтика — попытка соотнести морально-мировоззренческий аспект общественной жизни с возможностями медико-биологических исследований.

В целом в научной этике выделяют два круга проблем. Первый связан исключительно с самим научным знанием, а второй — с регулированием его взаимодействия с обществом. Внутренняя организация науки соблюденает принципы ценности истины, новизны, свободы научного творчества, равенства всех перед лицом истины, которые помогают ее самосохранению. В рамках этого измерения поднимаются вопросы авторства и оригинальности исследования, плагиата, проблемы фальсификации результатов и компетентности их достижения. В данном контексте отдельно стоит сказать о т.н. одержимости ученого. Некоторые в ходе проведения исследования склонны утрачивать связь с миром, а иные чрезмерно преувеличивают свой профессиональный вклад в сравнении с коллегами.

Система правил существует и в случае регулирования работы коллектива ученых. Их руководители должны обеспечивать климат взаимного доверия, уважения, прозрачность системы, с пониманием относиться к тем, кого затрагивает их деятельность. Важная составляющая — поддержание обратной связи с представителями научного коллектива. Также представители научного сообщества могут столкнуться с конфликтом интересов, ситуацией, когда действия отдельного лица затрагивают противоположные по форме и содержанию интересы. Возможны случаи, когда подобные ситуации возникают на почве личных отношений. Тогда ответственному лицу лучше отказаться от участия в принятии решения, если оно затрагивает личные отношения с теми, кого они касаются (например, родственники или друзья).

Измерение, затрагивающее взаимодействие науки и общества, зиждется на столкновении внутринаучного интереса и социального. Для этого есть ряд объективных предпосылок. Современная экспериментальная база и информационное обеспечение науки требуют большого количества ресурсов, в том числе людских, поэтому общество имеет право быть в курсе того, как они используются. В поле зрения современной науки включаются многие природные объекты и сам человек.

Проведение экспериментов в этих областях сопряжено с серьезными рисками, поэтому они должны регламентироваться. Также исследование не должно угрожать правам и достоинству отдельного человека. Выбор внутринаучных целей требует учета системы ценностей, а также существующих для социума приоритетных проблем. Поэтому на свободу научного творчества накладываются разумные ограничения в случае, если его результаты могут привести к негативным последствиям.

поддержание обратной связи с представителями научного коллектива

Пример биоэтики помогает проиллюстрировать всю сложность вопроса о том, как далеко может зайти наука и как она может выстраивать диалог с социумом. Биоэтика — попытка соотнести морально-мировоззренческий аспект общественной жизни с возможностями медико-биологических исследований. Наиболее актуальными вопросами для нее являются эвтаназия, клонирование, евгеника, аборты, клинические испытания, искусственное оплодотворение, а также множество иных.

Например, в реанимационной практике существует сложный морально-этический вопрос о том, кто принимает решение о смерти. Врачи, родственники или же сам умирающий? Или современное развитие нейробиологии. За последнее время она серьезно преуспела в изучении центральной нервной системы человека. Однако есть риск, что результаты исследования будут применяться не для лечения расстройств психики, а для «модификаций поведения».

Необходимо признать, что этические вопросы — неотъемлемая составляющая жизни ученого. Наличие системы норм, писаных и неписаных правил помогает более продуктивно заниматься исследованием и распространением его результатов. Также не менее важным остается диалог с обществом, формирующим русло для развития науки. В истории уже были примеры, когда ученые могли отодвинуть рассуждения о морали и с головой погрузиться в исследование. Сегодня уже невозможно представить такие радикальные случаи, как эксперименты нацистов или японского «Отряда 731» во времена Второй мировой войны, но новые вызовы и возникающие перед наукой горизонты требуют постоянного поиска компромисса между стремлением к открытию нового и следованием принципам гуманизма.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи