Социальные науки

Архитектурное искусство Таиланда

19 февраля 2018 0

Город Аюттхая, Тайланд

Аюттхая 

Сегодня в Таиланде строят здания по общепринятым стандартам, и очень часто они мало отличаются от построек, возводимых в любых других странах мира. Другое дело — архитектура старого Таиланда, впитавшая традиции многих народов, но при этом оставшаяся удивительной и самобытной.

Об истории архитектуры в Таиланде

Действительно, важной особенностью тайской архитектуры является то, что она сформировалась на основе индийских, монских, кхмерских, китайских влияний. Дело в том, что искусство Таиланда и, в частности, его архитектура на протяжении многих столетий находились в прямой зависимости от исторических событий, происходивших в стране.

Ват Пхра Кео

Дворец Ват Пхра Кео

Еще с VI века территорию современного Таиланда занимали моны и основанное ими государство Дваравати. В XI веке они были завоеваны кхмерами, и в истории искусства и культуры будущего Таиланда начался новый этап. Исследователи считают, что именно в этот период стало формироваться собственно тайское искусство. Народы сменяли друг друга, но не исчезали бесследно — они ассимилировались. Видоизменялось и искусство, вбирающее в себя все новые художественные традиции. Нельзя не отметить важную роль индуизации — то есть процесса распространения индийской культуры. Её, кстати, веками популяризировали все кому не лень, начиная от простых путешественников и заканчивая торговцами, и даже жрецами.

Сами тайцы, выходцы из Южного Китая, считают началом своего государства 1238 год — дату основания королевства Сукхотай. Но к середине XIV века и оно перестало существовать, ему на смену пришло большое государство Аютия. А в XIX веке столица переместилась из Аютии в Бангкок, и начался новый этап в развитии тайского искусства.

Становится понятно, почему, к примеру, тайцы вплоть до середины XII века применяли для строительства песчаник — материал, изначально характерный для кхмерской архитектуры и получивший в Таиланде не меньшую популярность, чем дерево. Правда, его позднее все равно вытеснил кирпич. А извне, помимо индийских влияний, проникли и китайские — их можно проследить, к примеру, в использовании фарфора для облицовки и декорирования зданий, что стало особенно распространено в XIX веке.

Но какую бы роль в тайской архитектуре ни играли влияния других стран, для неё характерно не слепое подражание, а в первую очередь самобытность и оригинальность. Классический вариант тайской архитектуры — сооружения, имеющие в плане прямоугольник, с высокими шпилями и скатными крышами. В интерьере присутствует множество вертикальных опор и деревянных конструкций. Таковы Большой дворец в Бангкоке, храм Ват Сутхат. А самой известной тайской постройкой считается богато украшенный резьбой храм Ват Пхра Кео, или храм Изумрудного Будды. Известен и Ват Бенчамабопхит — Мраморный храм, построенный целиком из итальянского мрамора.

Главные объекты тайской архитектуры и их особенности

Поговорим о культовых постройках более подробно. Их в Таиланде, согласно индийской традиции, два основных типа: буддистский храм и ступа. Ступа — это сооружение-реликварий, куда помещены останки особенно выдающихся духовных лиц. В тайском варианте она напоминает колокол, водруженный на ступенчатый пьедестал в форме квадрата или круга. У ступы есть и пилообразное навершие из пирамиды установленных друг на друга круглых дисков.

Кстати, именно в Таиланде находится самая большая ступа в мире — Пхра Патом Чеди (высотой 127 метров).
Пхра Патом Чеди

Пхра Патом Чеди

Храмовая архитектура по большей части представлена кирпичными постройками на внутренних столбах, увенчанными деревянной крышей. В Таиланде получили распространение как отдельно стоящие храмы, так и целые комплексы, заключенные в общую ограду. Помимо самих квадратных святилищ (пра-нранг), устанавливаемых на ступенчатом цоколе и увенчанных ложным куполом, а иногда и высокой башней, туда входит множество построек с залами для религиозных церемоний и собраний, а также школы и библиотеки.

Традиционно вход в них находится в западной части сооружения, а у восточной стены установлен алтарь со скульптурой Будды. Иногда святилища окружены галереей из нескольких рядов разномасштабных колонн. Храмовые комплексы могут дополняться маленькими квадратными часовнями с большой крышей в несколько ярусов. Пространство рядом с ними окружают священными прудами, где совершают омовения и выращивают лотосы. Стены храмов часто украшены сценами из жизни Будды, сюжетами из индуистского эпоса или даже мифологическими сюжетами.

Со времен кхмерского владычества в бывшей столице Лопбури сохранился храм Ват Махатхат, построенный в XIV веке. Согласно индийской традиции, он разделен на колонный зал и само святилище.

Форма святилища и её кукурузообразной башни говорит о кхмерских традициях, а вот богатство и тщательность, с которой проработано художественное убранство храма, — это уже особенность именно тайского искусства.

Образцом средневекового градостроительства являются мощные каменные стены Саджаналая, в плане представляющие собой прямоугольник, с каждой стороны которого предусмотрены отдельные ворота. Вообще тайская архитектура сильно пострадала в XVI-XIX веках во время бирманских войн, и оттого гражданские светские постройки практически не дошли до наших дней. Ведь они были в основном деревянными, с крышами из бамбука и пальмовых листьев. Сегодня мы знаем об этих сооружениях в основном по росписям и рельефам королевских дворцов.

Саджаналая

Эти дворцы имеют многоярусные крыши и внутренние вертикальные опоры, а также разветвленную систему двориков и переходов, что характерно для Индии и Китая. Интересно, что росписи, в том числе росписи по лаку, издавна применялись в дворцовой архитектуре так же широко, как и в храмовой. Ими покрывали двери, окна, колонны, кровельные балки, скульптуры и даже домашнюю утварь. Излюбленные цвета — золото на черном фоне, сюжеты — как религиозные, так и светские (охотящиеся звери, порхающие бабочки, сражающиеся воины, прогуливающиеся придворные). Стиль таких росписей традиционно условный, но при этом искренний и лишенный эмоциональной сухости. Добавим, что, помимо лаковых росписей, дворцы щедро украшали резьбой, скульптурами, цветной мозаикой. Примером тому могут служить росписи книгохранилищ Королевской библиотеки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться