История отечественной
журналистики
(с 1621 по 1990-е гг.)

Читайте о самых важных этапах развития
отечественной журналистики в специальном
проекте SciencePop.ru

до XVIII

XVIII

XIX

XX

По сравнению с другими странами журналистика в России зародилась сравнительно недавно.
Однако сегодня в нашей стране насчитывается более 80 тысяч различных СМИ.
Историю некоторых из них вы можете узнать в нашем проекте.

Материал подготовлен при поддержке

до XVIII века

1621

В Москве начали издавать первую в России газету «Куранты» («Вестовые письма»)

XVIII век

1703

13 января из-под печатного станка вышел один из первых номеров российской газеты «Ведомости»

1728

«Ведомости» сменили название

1755

Начали издавать академический журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие»

1756

Появилась вторая русская газета — «Московские ведомости»

1759

В Санкт-Петербурге появился первый частный журнал «Трудолюбивая пчела»

1769

Появляются первые сатирические журналы

1788

Д.И.Фонвизин пытается получить разрешение на открытие журнала «Друг честных людей, или Стародум», однако ему отказывают

1789

И. А. Крылов начинает издавать литературный сатирический журнал «Почта духов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами»

1792

В Санкт-Петербурге появляется ежемесячный литературный журнал И. А. Крылова «Зритель»

XIX век

1802

В Москве появляется периодический журнал «Вестник Европы». Его редактор — Н. М. Карамзин

1812

Преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н. И. Греч начинает издавать журнал «Сын Отечества»

1818

Историк и писатель П. П. Свиньин основывает журнал «Отечественные записки»

1820

В Петербурге появляется ежемесячный журнал «Невский зритель»

1823

Декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский начинают издавать литературный альманах «Полярная звезда»

1825

В России появился первый энциклопедический журнал «Московский телеграф»

1831

Возник прогрессивный журнал «Телескоп». Издатель — профессор Московского университета Н. И. Надеждин

1836

А. С. Пушкину разрешили издавать свой собственный журнал под названием «Современник»

1839

Журнал «Отечественные записки» обретает новую жизнь

1840

Славянофилы в печати

1855

А. И. Герцен и Н. П. Огарев начинают издавать литературный и общественно-политический альманах «Полярная звезда». При нем выходит газета «Колокол»

1861

М. М. Достоевский начинает издавать журнал «Время»

1865

В России принимается первый закон о печати «Временные правила о печати»

XX век

1900

Союз социалистов-революционеров выпускает газету «Революционная Россия»

1900

Социал-демократы организовали газету «Искра»

1906

Кадетские издания начинают влиять на общество

1912

Большевики начинают издавать газету «Правда»

1917

Отечественная журналистика в период Февральской революции

1917-1927

Журналистика первого советского десятилетия

1928-1941

Журналистика довоенного времени

1941-1945

Журналистика в годы Великой Отечественной войны

1946-1956

СМИ послевоенного десятилетия

1956-1964

Отечественная журналистика в годы оттепели

1964-1986

Журналистика в эпоху застоя

1985-1991

СМИ в период перестройки общества

1990е

Развитие журналистики в Российской Федерации

Материал приготовлен при поддержке

Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями

до XVIII века

1621

В Москве начали издавать первую в России газету «Куранты» («Вестовые письма»)

XVIII век

1703

13 января из-под печатного станка вышел один из первых номеров российской газеты «Ведомости»

1728

«Ведомости» сменили название

1755

Начали издавать академический журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие»

1756

Появилась вторая русская газета — «Московские ведомости»

1759

В Санкт-Петербурге появился первый частный журнал «Трудолюбивая пчела»

1769

Появляются первые сатирические журналы

1788

Д.И.Фонвизин пытается получить разрешение на открытие журнала «Друг честных людей, или Стародум», однако ему отказывают

1789

И. А. Крылов начинает издавать литературный сатирический журнал «Почта духов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами»

1792

В Санкт-Петербурге появляется ежемесячный литературный журнал И. А. Крылова «Зритель»

XIX век

1802

В Москве появляется периодический журнал «Вестник Европы». Его редактор — Н. М. Карамзин

1812

Преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н. И. Греч начинает издавать журнал «Сын Отечества»

1818

Историк и писатель П. П. Свиньин основывает журнал «Отечественные записки»

1820

В Петербурге появляется ежемесячный журнал «Невский зритель»

1823

Декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский начинают издавать литературный альманах «Полярная звезда»

1825

В России появился первый энциклопедический журнал «Московский телеграф»

1831

Возник прогрессивный журнал «Телескоп». Издатель — профессор Московского университета Н. И. Надеждин

1836

А. С. Пушкину разрешили издавать свой собственный журнал под названием «Современник»

1839

Журнал «Отечественные записки» обретает новую жизнь

1840

Славянофилы в печати

1855

А. И. Герцен и Н. П. Огарев начинают издавать литературный и общественно-политический альманах «Полярная звезда». При нем выходит газета «Колокол»

1861

М. М. Достоевский начинает издавать журнал «Время»

1865

В России принимается первый закон о печати «Временные правила о печати»

XX век

1900

Союз социалистов-революционеров выпускает газету «Революционная Россия»

1900

Социал-демократы организовали газету «Искра»

1906

Кадетские издания начинают влиять на общество

1912

Большевики начинают издавать газету «Правда»

1917

Отечественная журналистика в период Февральской революции

1917-1927

Журналистика первого советского десятилетия

1928-1941

Журналистика довоенного времени

1941-1945

Журналистика в годы Великой Отечественной войны

1946-1956

СМИ послевоенного десятилетия

1956-1964

Отечественная журналистика в годы оттепели

1964-1986

Журналистика в эпоху застоя

1985-1991

СМИ в период перестройки общества

1990е

Развитие журналистики в Российской Федерации

Материал приготовлен при поддержке

Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями

Первый лист «Курантов» за 1631 год

Газета не имела постоянного названия. Однако в «Переписной книге царя Алексея Михайловича» (1676 г.) была названа как «Куранты о всяких вестях».

До 1649 г. слово «куранты» обозначало столбцы с вестями. Формат газеты полностью соответствовал названию: она состояла из узких листов склеенной бумаги, исписанных столбцом сверху вниз. Порой такие столбцы текста достигали в длину нескольких метров.

Отметим, что газета была рукописной и издавалась дьяками Посольского приказа в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. В состав редакции входили переводчики, правщики, переписчики, их называли курантельщиками. «Куранты» не предназначались для массовой аудитории, ее читали лишь царь Михаил Федорович и его приближенные.

Газета издавалась на протяжении 80 лет, после ее сменили «Ведомости».

«Вѣдомости» от 28 июня 1711 года

С приходом к власти Петра I многое в нашей стране изменилось: московские «Куранты» сменили петербургские «Ведомости», а в 1712 г. столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург.

Указом царя 16 и 17 декабря 1702 г. выпущены первые номера, которые, к сожалению, не сохранились. Относительно регулярно «Ведомости» стали выходить со 2 января 1703 г. Их полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти».

Газета печаталась попеременно то в Москве, то в Петербурге и рассказывала об общественно-политической жизни страны. До 1710 г. имела церковнославянский шрифт, с 1710 г. — частично гражданский (введен Петром I для печати светских изданий). В 1715 г. новый шрифт окончательно вытеснил церковнославянский.

Первым редактором газеты был директор Московского печатного двора Ф. П. Поликарпов-Орлов. Кроме того, писал и редактировал тексты сам царь — Петр I. Первыми литературными сотрудниками «Ведомостей» были Борис Волков и Яков Синявич.

Отметим, что газета выходила крайне нерегулярно, 150-4000 экземпляров продавались, а порой и «выдавались народу безденежно».

В 1728 г. издание газеты было передано Академии наук. Газета сменила название на «Санкт-Петербургские ведомости». Обновленная версия стала выходить дважды в неделю, имела тираж 706 экземпляров и стоила 4 копейки. С 1728 г. Поликарпова-Орлова сменил российский историограф немецкого происхождения Г. Ф. Миллер (Ф. И. Миллер). Он же стал издателем первого отечественного журнала «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В издании публиковались новости из жизни западноевропейских и внеевропейских стран. Кроме исторических, генеалогических и географических примечаний, указанных в заглавии, печатались также известия из медицинской и торгово-промышленной сфер деятельности. Отметим, что последний выпуск «Примечаний» вышел в октябре 1742 г.

Реклама подписки на «Ведомости», 1896 г.

В 1748 г. главой «Санкт-Петербургских ведомостей» стал М. В. Ломоносов. Отметим, что до появления в 1756 г. «Московских ведомостей» «Санкт-Петербургские ведомости» были единственной газетой в стране.

В 1914 г. «Санкт-Петербургские ведомости» меняют название на «Петроградские ведомости», в 1917 г. история повторяется, и по 1991 г. газета называется «Ленинградская правда».

В 1991 г. «Санкт-Петербургские ведомости» возродились на базе коллектива газеты «Ленинградская правда». Главным редактором газеты стал Олег Кузин. Сегодня «Санкт-Петербургские ведомости» являются главным ежедневным изданием Северной столицы и Северо-Западного региона. В мае 2017 г. главным редактор газеты стал Илья Булавинов.

Титульный лист «Ежемесячных сочинений», 1755г.

«Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» — первый в России ежемесячный научно-популярный и литературный журнал. Издавался Петербургской академией наук с 1755 по 1764 г. Журнал имел тираж около 2 000 экземпляров.

Стоит отметить, что на заседании Академии наук было принято решение издавать «Сочинения» по образцу «Примечаний». Также совет во главе с графом К. Г. Разумовским постановил:

— Допустить к сотрудничеству в журнале профессиональных литераторов не из числа академиков.

— Исключить из журнала статьи по богословию и вообще все материалы, «касающиеся веры».

— Не публиковать «статьи критические или такие, которыми мог бы кто-нибудь оскорбиться».

В журнале, в частности, публиковали переводы из сочинений греческого философа Аристотеля, французского ученого Ж. Л. Леклерка Бюффона, французского философа и писателя Вольтера, французского ученого-энциклопедиста Ж. Л. Д’Аламбера, шведского ученого и медика Карла Линнея и др.

Герхард Фридрих Миллер, редактор журнала

Последний номер «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих» вышел в начале 1764 г. Сегодня никто доподлинно не знает, почему прекратилось издание журнала. Одна из версий — отъезд академика Миллера в Москву.

Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 г. при Московском университете была создана газета «Московские ведомости». Первый номер вышел в пятницу 26 апреля и был приурочен к первой годовщине открытия университета и 14-й годовщине коронации Елизаветы. На первой странице художники изобразили двуглавого орла. Газета достаточно долгое время оставалась единственным периодическим изданием в Москве.

Первыми редакторами издания были профессор словесности А. А. Барсов и ученик Ломоносова Н. Н. Поповский. Чуть позже их сменил литературный критик С. П. Шевырев, профессор медицины П. Д. Веньяминов и профессор красноречия и истории Х. А. Чеботарев.

В «Московских ведомостях» публиковалось много новостей из Рима, Бреста, Вены и Лондона. Сегодня их можно было бы включить в рубрику «в мире». Большой объем материала переписывался из «Санкт-Петербургских ведомостей».

Отметим, что у газеты было 10 приложений, среди них «Экономический магазин» (1780—1789), «Городская и деревенская библиотека» (1782—1786), первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789) и др.

«Московские ведомости» издавались до 1917 г. Гораздо позже появились два одноименных издания: одна газета выходит с 1990 г. под издательством Леонида Краснера; другая — с 2012 г. в электронном виде mosvedi.ru. Сам бренд принадлежит издательству «Московские ведомости».

Титульный лист, 1780 г.

Первый частный журнал принадлежал русскому поэту и драматургу А. П. Сумарокову. Он выходил в Санкт-Петербурге ежемесячно на протяжении года. Печатался в типографии Академии наук. Тираж составлял 1 200 экземпляров.

Неизвестно, почему Сумароков решил назвать свой журнал именно так. Существуют несколько версий. Автор учебника по истории русской журналистики Б. Есин считал, что читатели «Трудолюбивой пчелы» должны были подобно усердному насекомому «собирать все полезное и нравоучительное». Китайский исследователь творчества Сумарокова Юй Хуэйцзюнь предполагал, что такое название — это призыв к трудолюбию: «Как пчела, собирай знания с каждой странички журнала».

Оглавление

Поначалу в журнале печаталась сборная солянка: статьи по философии, филологии, истории, например «О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка» и др. В дальнейшем Сумароков определился с основным направлением и стал публиковать сатирические очерки, эпиграммы, притчи и фельетоны. Особое место уделялось борьбе с наиболее отвратительными проявлениями лихоимства, казнокрадства и взяточничества, процветавшими при Елизавете Петровне.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков «Пчелы» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество, в очерке «О домостроительстве» автор выступает против жестокости и бессердечия помещиков по отношению к крепостным, в письме «О достоинстве» Сумароков утверждает, что «чины, богатство и знатность не составляют достоинств человека».

12 номер стал для «Трудолюбивой пчелы» последним. Главным образом на закрытие журнала повлияло недовольство со стороны правящих слоев населения критической направленностью издания.

Один из них издавал писатель и журналист Н. И. Новиков с мая 1769 г. по апрель 1770 г. Назывался он «Трутень». Журнал Новикова был чем-то похож на «Трудолюбивую пчелу» Сумарокова: он также выступал против злоупотреблений помещичьей власти, неправосудия и взяточничества. «Сатира на лица» противопоставлялась «сатире на пороки».

Николай Иванович Новиков, редактор журнала «Трутень»

В этот период появляется еженедельный сатирический журнал «Всякая всячина». Его издает сама императрица Екатерина II. «Всякая всячина» создавалась по типу английского «Зрителя», читателем которого была молодая Екатерина. Тираж первого выпуска составил 1 692 экземпляра, следующие 12 вышли тиражом в 1 500 экземпляров, затем их количество резко снизилось до 1 000, а последние 6 номеров вообще имели 600 копий.

Императрица была не только идейным вдохновителем, но и автором издания. Однако фактически редактировал все материалы секретарь императрицы Г. В. Козицкий. Он же готовил к печати и произведения самой Екатерины II, которые она, как правило, писала на плохом русском языке.

Позже «Всякая всячина» объявила себя «бабушкой» русских журналов, призванной воспитывать не только читателей, но и учить журналистов тому, что можно критиковать, а какие темы трогать нельзя. В журнале придерживались точки зрения, что высмеивать надо пороки и человеческие слабости, а не их носителей. Поэтому сатира в журнале была безличная.

Всего вышло 52 выпуска в 1769 г. и 18 дополнительных выпусков под заглавием «Барышек всякой всячины» в 1770-м.

Испытавший царскую опалу, Д. И. Фонвизин пытается найти новый путь к читателю и в 1788 г. просит разрешение на открытие журнала «Друг честных людей, или Стародум». Ему сразу же отказывают, поэтому журнал так и не появляется в печатном варианте. Однако рукописные материалы первого и одновременно последнего номера быстро разошлись в среде читателей. В «Стародуме» Фонвизин продолжает рассказывать о персонажах пьесы «Недоросль» и публикует их переписку. В журнале, в частности, затрагиваются темы распада дворянской семьи, нравственные проблемы и проблемы воспитания.

Здесь можно прочитать несколько сочинений из «Стародума».

Иван Андреевич Крылов

Журнал выходил в Санкт-Петербурге с января 1789 г. по март 1790 г. ежемесячно. Всего было издано 8 номеров. Последним стал августовский номер, который появился лишь в марте 1790 г. Предполагалось издать ещё 4, однако власти были недовольны политикой «Почты духов» и ее содержанием, поэтому журнал закрылся. Кроме того, у него было мало подписчиков, всего 79 человек.

Титульный лист, 1789 г.

В «Почте духов» публиковались письма, посланные Маликульмульку (восточному волшебнику — прим. ред.) разными духами: гномами Зором, Буристоном, Вестодавом, сильфами Дальновидом, Световидом, Выспрепаром, бесом Астаротом, философом Эмпедоклом, ондином Бореидом. К слову, Маликульмульк написал два ответа. Эти письма были связаны единым фантастическим сюжетом, что даёт возможность рассматривать журнал как цельное произведение.

Титульный лист, 1792 г.

После закрытия «Почты духов» И. А. Крылов начинает издавать другой литературный журнал — «Зритель». Выходил он в Санкт-Петербурге с февраля по декабрь ежемесячно. Наряду с оригинальными произведениями (прозой и стихами), в журнале помещались и переводы.

Сотрудниками «Зрителя» были главный помощник Крылова, российский писатель А. И. Клушин, русский актер, драматург, член Российской академии И. А. Дмитревский, русский писатель П. А. Плавильщиков, русский сенатор и драматург А. И. Бухарской и др.

По сравнению с «Почтой духов» «Зритель» пользовался большим успехом среди читателей. Но сатирические материалы, печатавшиеся в нем, сильно настораживали власти. В мае 1792 г. в типографии полиция произвела обыск. Искали опасные для правительства рукописи. Текст одной из повестей Крылова «Мои горячки» попал в руки Екатерине II. Обошлось без наказаний, но за деятельностью журнала был установлен надзор. К концу 1792 г. из состава редакции вышли Дмитревский и Плавильщиков. В декабре издание «Зрителя» было прекращено.

Михаил Трофимович Каченовский

«Вестник Европы» публикуется в Москве с 1802 по 1830 г., по две книжки в месяц. Тираж журнала постоянно колебался от 580 до 1 200 экземпляров.

Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета книгопродавцу И. В. Попову. Однажды он предложил Карамзину стать редактором «Вестника Европы» за определенную плату — 3000 руб. в год. Первый номер вышел 4 января 1802 г. Журнал очень понравился читателям, и первая книжка вышла вторым изданием в том же году. Вместе с Поповым издателями журнала были Ф. Гарий и Е. Любий.

В журнале печатались статьи о литературе и искусстве, также «Вестник Европы» освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран. В 1814 г. в «Вестнике Европы» были впервые опубликованы стихи Пушкина. В них лицеист обращался «К другу стихотворцу» — В. К. Кюхельбекеру. С 1815 г. журнал приобрел консервативное направление.

Титульный лист, 1803 г.

В 1866 г. М. М. Стасюлевич в память о журнале Карамзина начинает издавать свой «Вестник Европы». Выпускался до 1882 г. раз в три месяца без предварительной цензуры и стоил 8 рублей серебром.

В издании работали 5 основных отделов: критические исследования важнейших вопросов исторической науки, обзор деятельности исторических обществ, анализ новейших исторических произведений, вопросы преподавания истории, историческая хроника.

Николай Иванович Греч

Титульный лист, 1815 г.

В журнале публиковались статьи с историческим и политическими уклоном. Порой на страницах «Сына Отечества» появлялись и художественные произведения, преимущественно стихотворные, на актуальные политические и военные темы (например, связанные с Отечественной войной 1812 г.). Издание иллюстрировали известные русские художники А. Г. Венецианов и И. И. Теребенев. В основном они рисовали карикатуры.

В 1825 г. соиздателем журнала стал писатель и журналист Ф. В. Булгарин. Позже «Сыном Отечества» руководили историк А. В. Никитенко и писатель Н. А. Полевой (1841 г.), Никитенко и востоковед О. И. Сенковский (1842 г.), затем с 1842 г. — прозаик, драматург, переводчик К. П. Масальский. Под редакцией Масальского он издается до 1852 г.

В 1856 г. появляется одноименный журнал русского журналиста и энциклопедиста А. В. Старчевского. При нем «Сын Отечества» выходил каждую неделю и имел политическое, научное и литературное направления. Еженедельник Старчевского издавался до 1861 г. С 1862 г. журналист выпускает одноименную ежедневную политическую и литературную газету либерального направления, которая существует до 1901 г.

Андрей Александрович Краевский

В «Отечественных записках» публиковались статьи на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820 гг. в издании журнала принимает участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Под их редакцией «Отечественные записки» выходят до 1831 г.

В 1838 г. П. П. Свиньин возобновляет публикацию журнала, в январе 1839 г. передает его в аренду А. А. Краевскому, который после смерти Свиньина становится владельцем. Мы еще вернемся к «Отечественным запискам» чуть позже.

Издавался «Невский зритель» с января 1820 г. по июнь 1821 г. Всего вышло 18 книжек журнала, состоявших из 6 частей. Официальным издателем был выпускник Московского университета И. М. Сниткин. С января по апрель 1820 г. соиздателем был В. К. Кюхельбекер.

Стоит признать, что «Невский зритель» был значимым явлением в журналистике XIX в. В нем печатались произведения А. С. Пушкина («Дорида», «Кюхельбекеру», отрывок из первой песни «Руслана и Людмилы»), В. К. Кюхельбекера, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, К. Ф. Рылеева (в октябрьской книжке 1820 г. появилась острейшая сатира на Аракчеева «К временщику») и многие другие.

В 1822 г. известные литераторы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский получили разрешение на издание альманаха «Полярная звезда». Издатели хотели «познакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями».

30 ноября 1822 г. в типографии Н. Греча заработал печатный станок. В декабре этого же года в книжную лавку И. В. Слёнина поступил первый номер «Полярной звезды», который имел тираж 600 экземпляров. Книжки были небольшие, карманного формата. Все 600 копий раскупили за одну неделю.

Успех первого номера позволил увеличить тираж второго до 1 500 экземпляров, которые были распроданы за 3 недели. В 1824 г. Бестужев и Рылеев начали готовить выпуск третьего номера. Выручка от второго в 2 000 руб. позволила им выплатить гонорары всем авторам третьего альманаха. Это было настоящим прецедентом в истории журналистики: в то время деньги за свою работу получали только составители сборников и некоторые наиболее известные и значимые авторы.

Третий выпуск вышел 21 марта 1825 г. После этого издатели стали задумываться о закрытии журнала, однако было решено опубликовать еще один томик меньшего объема с имеющимся материалом. К 14 декабря, ко дню восстания декабристов на Сенатской площади, в типографии Главного штаба было отпечатано 80 страниц. В этот день арестовали Рылеева и Бестужева, и власти запретили выпуск «Полярной звезды». Уже готовые листы конфисковали, они 36 лет пролежали в кладовых бывшей военной типографии. В 1861 г. все сожгли, однако до наших дней сохранились 2 экземпляра у друга Бестужева русского поэта А. Н. Креницына и библиофила П. А. Ефремова.

В «Полярной звезде» публиковались небольшие стихотворения и отрывки из поэм и прозаических произведений. В альманахе были напечатаны стихи А. Пушкина (отрывки из «Цыган», «Братьев разбойников», «Послание к Алексееву»), Е. Баратынского (семь стихотворений), П. Вяземского (два стихотворения), Ф. Глинки (три стихотворения), Н. Языкова (три стихотворения), К. Рылеева (три отрывка из «Наливайки» и «Стансы»), И. Крылова (две басни) и другие.

Новинкой были литературно-критические обзоры Бестужева, в которых он подводил итоги предшествующего развития русской словесности.

Журнал издавался Н. А. Полевым и печатался в московской типографии А. Семена с 1825 по 1834 г. Выходил с периодичностью раз в две недели. Один номер состоял из 4-5 печатных листов (более 120 листов формата А4).

«Московский телеграф» содержал разделы о науке и искусстве, о словесности, моде. Поначалу преобладал нон-фикшн (новости науки, публицистика), со временем его сменила художественная литература.

Журнал издавался для средних слоев населения. Полевой негласно занимался пропагандой романтического направления в литературе и знакомил читателей с сочинениями основных его представителей, например В. Гюго, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, А. С. Пушкина, А. А. Башилова, В. Н. Олина и других.

Николай Полевой был первым, кто ввел в оборот прежде неизвестное слово «журналистика». Так называлась одна из рубрик «Московского телеграфа», посвященная обозрению журнальных публикаций.

В 1834 г. по личному указанию Николая I «Московский телеграф» закрыли. Императору не понравилось, что Полевой раскритиковал пьесу Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», указав на ее льстивый характер. Николаю же произведение понравилось.

Литературно-политический журнал «Телескоп» издавался в Москве с 1831 по 1836 г. Выходил 2 раза в месяц, с 1834 г. — еженедельно. У журнала было приложение — газета «Молва».

В «Телескопе» печатались статьи на философские и исторические темы, также публиковались отзывы на литературные произведения. Громкую известность, граничащую со скандалом, Надеждину принесли острые статьи-фельетоны, которые он печатал под псевдонимом Экс-студент Никодим Надоумко. К числу наиболее нашумевших фельетонов Надеждина относятся «Литературные опасения за будущий год», «Сонмище нигилистов», рецензии на «Бал» Баратынского и на «Графа Нулина», «Полтаву» и седьмую главу «Евгения Онегина» Пушкина.

В первые годы с «Телескопом» сотрудничали М. П. Погодин, С. П. Шевырев и другие. В нем печатались А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. И. Полежаев, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов. С 1833 г. с журналом начал сотрудничать В. Г. Белинский, с 1834 г. он стал одним из редакторов «Телескопа».

В 1836 г. в журнале печатают «Философские письма» П. Я. Чаадаева. За это правительство закрывает «Телескоп», а Надеждина отправляет в ссылку в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), позже ему разрешают поселиться в Вологде.

В конце 1835 г. Пушкин обращается к А. Х. Бенкендорфу с просьбой. Он просит разрешить ему «в следующем, 1836 году, издать четыре тома статей чисто литературных (повестей, стихотворений и т. п.), исторических, ученых, также критических разборов русской и иностранной словесности».

Пушкину не отказали, но разрешили издавать «Современник» только как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешне журнал напоминал альманах и имел всего два раздела: «стихотворения» и «проза».

Позже Пушкин сумел превратить альманах в общественно-литературный журнал. При жизни писателя были опубликованы 4 тома «Современника», пятый Пушкин успел подготовить частично.

В «Современнике» печатались как известные писатели — Жуковский, Гоголь, Вяземский, Одоевский, так и молодые начинающие литераторы — Тютчев, Дурова, Кольцов, черкес Казы-Гирей, в том числе и провинциальные.

Журнал не пользовался популярностью и имел всего 600 подписчиков. У издателя не хватало денег ни на гонорары авторам, ни на печать. Последние два номера наполнены преимущественно произведениями Пушкина, в основном анонимными. Среди них «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзрум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Капитанская дочка».

После смерти Александра Сергеевича журналом занимались П. А. Вяземский, а затем П. А. Плетнев. В 1846 г. Плетнев продал «Современник» Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.

С 1858 г. журнал стал идейным центром для революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это привело к расколу в редакции: её покинули Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович.

28 мая 1866 г. по личному распоряжению императора Александра II журнал был закрыт. Редакция «Современника» узнала об этом 1 июня 1866 г.

Андрей Александрович Краевский

В 1839 г. после смерти П. П. Свиньина А. А. Краевский становится владельцем «Отечественных записок». Новый издатель-редактор преобразовывает журнал в ежемесячное учено-литературное и политическое издание, имеющее до 40 печатных листов. Каждый номер содержал 8 разделов: «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы — Василий Жуковский, Владимир Одоевский, Денис Давыдов, историки Михаил Погодин и Степан Шевырев, Михаил Дмитриев, профессор латинской словесности и философии Иван Давыдов, известный впоследствии славянофил Алексей Хомяков, Сергей Аксаков, Михаил Лермонтов, Владимир Соллогуб и другие. Критическим отделом руководил сначала Василий Межевич, с осени 1839 г. до весны 1846 г. — Виссарион Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847 г.), позднее — Степан Дудышкин.

В 1868 году Краевский передал журнал Н. А. Некрасову. Тот, в свою очередь, привлек к руководству М. Е. Салтыкова—Щедрина, который занимался беллетристикой, и Г. Елисеева, который был ответственен за публицистику. Журнал продолжал революционно-демократическую линию «Современника», однако носил и народнический характер.

В апреле 1884 г. «Отечественные записки» закрыл главный цензор России, начальник Главного управления по делам печати Е. Феоктистов.

титульный лист «Москвитянина»

Славянофильские журналы издавались преимущественно в Москве — «Московский наблюдатель», «Москвитянин» и другие.

Наиболее крупный из них — «Москвитянин», его редактором и издателем был профессор Московского университета М. П. Погодин. В 1840 гг. в журнале был отдел «Духовное красноречие», который защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Славянофилы, в частности, пытались оспаривать взгляды Белинского на поэму Гоголя «Мертвые души», его представления о прогрессе.

В 1850-е в журнале печатались драматург А. Н. Островский, критик А. А. Григорьев. Их объективная оценка купечества, высоких нравственных качеств купцов, их жен и дочерей существенно дополняла привычную негативную картину жизни этого сословия.

Михаил Петрович Погодин

«Москвитянин» издавался до 1856 г. В августе 1855 г. Тургенев написал Аксакову: «Москвитянин» в агонии. Никто его не читает, и печатать в нем — значит бросить свои вещи ночью в темную яму в безлюдном месте».

«Полярная звезда»

22 июня 1853 г. в Лондоне заработала Вольная русская типография, основанная А. И. Герценом. Все желающие могли излагать свои мысли без какой-либо цензуры:

«Присылайте что хотите, все писанное в духе свободы будет напечатано, от научных и фактических статей по части статистики и истории до романов, повестей и стихотворений. Мы готовы даже печатать безденежно. Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др.».

В течение двух лет материалы с родины не приходили. Герцен публиковал в альманахе свои произведения, которые тоже не пользовались популярностью. В 1855 г. он решает издавать периодический журнал. Отдавая дань уважения декабристам, Герцен называет его «Полярной звездой».

На обложке и титульном листе первого номера красуются профили пяти казненных декабристов: Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Пестеля и Каховского. Добиться полного сходства было невозможно, поэтому портреты были стилизованы под античные медальоны. Подчеркивая связь с декабристами, Герцен тогда написал: «Полярная звезда» скрылась за тучами николаевского царствования. Николай прошел — «Полярная звезда» является вновь».

Первый номер планировалось выпустить 13 июля, «в день нашей Великой Пятницы, в тот день, в который пять виселиц сделались для нас пятью распятиями». Однако Герцен не успел к этому времени, поэтому первый альманах появился в августе 1855 г.

Александр Иванович Герцен

Издатель надеется, что в год будет выходить хотя бы 3-4 номера. Уже на втором номере ожидаемая периодичность снизилась до двух книжек в год, фактически «Полярная звезда» была ежегодным альманахом.

В первом номере публикуются сочинения европейских мыслителей и революционеров — Ж. Мишле, Д. Маццини, П. Прудона, В. Гюго, И. Лелевеля, А. Таландье. Писем от российских писателей по-прежнему нет. Во втором номере, вышедшем в свет в мае 1856 г., появляются запрещенные стихи А. Пушкина, К. Рылеева, М. Лермонтова и других поэтов. Осенью 1855 г. в западноевропейских книжных лавках появилась первая книжка «Полярной звезды», через морские и сухопутные границы она попала контрабандой и в Россию — в Москву, Санкт-Петербург и Сибирь.

В апреле 1856 г. в Лондон приезжает Н. П. Огарев и присоединяется к Герцену. В это же время появляется вторая книга. Рукописей из России поступает много, поэтому материалы начинают публиковаться выборочно.

После выхода третьей книги в 1857 г. авторы понимают, что публиковаться раз в год — не очень хороший вариант. Необходимо оперативно реагировать на все события в России, поэтому надо создавать газету. Так у «Полярной звезды» появляется приложение «Колокол».

Первоначально газета выходила раз в месяц. Вскоре ее стали читать очень много людей, и она сменила периодичность до еженедельной. Довольно быстро «Колокол» стал самодостаточным и в 1862 г. окончательно избавился от статуса приложения.

В 1867 г. Вольная русская типография стала быстро терять читателей и корреспондентов, поэтому выход «Полярной звезды» остановили, а «Колокол» закрыли.

«Время», 1861 г.

«Время» был литературно-политическим журналом, издававшимся в Санкт-Петербурге с 1861 по 1863 г. старшим братом Федора Михайловича Достоевского Михаилом.

В сентябре 1860 г. Федор Михайлович опубликовал «Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год». Основным направлением журнала было выбрано почвенничество — литературное течение общественной и философской мысли в России 1860 гг.

Юрий Александрович Летунов

Во «Времени» печатали беллетристику (литературный отдел), критические обзоры русских и иностранных изданий, театральных пьес и художественных выставок (отдел критики), научные статьи по экономике, финансам и философии, обозрения о внутренней и зарубежной политике (политический отдел), смесь — краткие рассказы, письма в редакцию, фельетоны и юмористические статьи.

Михаил Михайлович Достоевский

В апрельском номере за 1863 г. братья Достоевские опубликовали заметки Н. Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященные Польскому восстанию 1863 г. После выхода этого материала К. А. Петерсон в 109 номере «Московских ведомостей» написал рецензию на эту статью, в которой назвал Страхова бандитом и обвинил его в предательстве русских интересов. Эта рецензия стала своего рода политическим доносом. Власти истолковали «Роковой вопрос» как антиправительственный материал и прекратили деятельность «Времени». Всего вышло 28 книг. С 1864 г. преемником «Времени» стал журнал братьев Достоевских «Эпоха».

Карикатура из журнала «Искра», 1862 г.

В 1865 г. Александр II принял первый закон о печати. Правда, он не носил еще окончательного характера, поэтому назывался «Временными правилами о печати».

Согласно этому закону, отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Эти новшества не распространялись на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Наблюдение за печатными изданиями передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. Теперь МВД давало разрешения на публикацию новых изданий, утверждало или не утверждало редакторов, делало предупреждения (при третьем предупреждении журнал или газету закрывали на срок до 6 мес.). В случае чего редакторы издания должны были нести ответственность перед судом.

«Революционная Россия», 1902 г.

До декабря 1905 г. «Революционная Россия» была центральным (но нелегальным) органом партии социалистов-революционеров.

Издавалась в Куоккале (Репино, Санкт-Петербург), Финляндии, Томске и Женеве. Газета освещала события из общественной и партийной жизни России, новости крестьянского и рабочего движения, уделяла внимание террористической борьбе эсеров. Часто в «Революционной России» печатались программные документы партии. С газетой неоднократно вела полемику большевистская «Искра» (информацию о ней мы тоже опубликовали) и В. И. Ленин.

Первые два номера вышли в конце 1901 г. в России нелегально, 3 номер вышел за границей в виде тетради. Место издания и имя редактора не обозначались. В Россию газета попадала контрабандным путем. Изначально выходила ежемесячно, потом чаще, последний 77 номер вышел в декабре 1905 г. Большинство статей в ней были анонимными.

«Революционная Россия» стремилась не столько к теоретической разработке вопросов социализма, сколько к противоправительственной агитации во всех слоях общества.

«Искра», 1900 г.

В 1900 г. В. И. Ленин начинает издавать революционную нелегальную газету «Искра». Для большевиков она являлась «общерусской политической газетой, подготовившей идейное и организационное сплочение партии».

Редакция «Искры» находилась в Мюнхене. В состав редколлегии входили революционер и государственный деятель В. И. Ленин, политики П. Б. Аксельрод, Ю. О. Мартов и А. Н. Потресов, писательница В. И. Засулич, философы и публицисты А. Л. Парвус и Г. В. Плеханов.

Первый номер газеты вышел 11 декабря 1900 г. в Лейпциге (Германия). Первая попытка отправить «Искру» в Россию оказалась неудачной: 300 экземпляров были обнаружены на границе. Следующие номера издавались в типографии, которая находилась в квартире Парвуса. До 1902 г. «Искра» выходила раз в месяц, с 1902 г. — каждые две недели. Тираж газеты был около 8 тыс. экземпляров. В апреле 1902 г. правительство Германии запретило издавать «Искру» на своей территории, поэтому редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а в 1903 г. — в Женеву.

1 ноября 1903 г. Ленин вышел из состава редакторов, газета перешла в руки Плеханова и его соратников В. И. Засулич, Ю. О. Мартова, А. Н. Потресова и П. Б. Аксельрода. С 53 номера «Искра» стала меньшевистской. 112 номер, вышедший в октябре 1905 г., стал для газеты последним.

В сентябре — декабре 1917 г. под тем же названием выходил орган меньшевиков-интернационалистов, который чуть позже был закрыт большевиками.

Реклама подписки на газету «Речь»

В 1906 г. больше всего влияли на общество и его настроения и взгляды кадетские издания, особенно ежедневная столичная газета «Речь», во главе которой стоял П. Н. Милюков. Первый номер литературно-политической «Речи» вышел в феврале 1906 г.

Авторы газеты, например И. В. Гессен, В. А. Маклаков, П. Б. Струве, М. М. Винавер, князь П. Д. Долгоруков, В. Д. Набоков, выступали против революции и всего того, что с ней связано. Они признавали только мирные конституционные методы политической борьбы, а революционное движение стремились направить в русло парламентской деятельности.

Павел Николаевич Милюков

В газете часто поднимался крестьянский вопрос, публицисты отстаивали требования крестьян об увеличении земельных угодий за счет принудительного отчуждения части государственных земель и тех площадей, которые не обрабатывали помещики.

В качестве приложений выходили журнал «Иллюстрированная неделя» (1906), стенографические отчеты Государственной Думы (1906-1908), «Ежегодник газеты «Речь» (1912-1916).

26 октября 1917 г., после Октябрьской революции, «Речь» закрыли большевики. До августа 1918 г. газета выходила под названиями «Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век».

«Правда», 1912 г.

В 1912 г. на VI Всероссийской (Пражской) конференции РСДРП(б) было принято решение об издании массовой рабочей большевистской ежедневной газеты «Правда». Первый номер вышел 22 апреля 1912 г., в день рождения Карла Маркса.

Большевики воспользовались свободой печати, провозглашенной царским манифестом 1905 г., и сделали «Правду» легальным массовым изданием. Тираж дореволюционной газеты составлял от 40 до 60 тыс. экземпляров. С 1912 по 1914 г. в «Правде» было опубликовано 285 ленинских работ.

Официальным издателем газеты до декабря 1912 г. был революционер Н. Г. Полетаев, затем А. Е. Бадаев. Литературный отдел в 1912-1914 гг. возглавлял Максим Горький. Секретарем редакции был В. М. Молотов.

Николай Гурьевич Полетаев

С 5 марта 1917 г., после Февральской революции, «Правда» стала органом ЦК и Петроградского комитета РСДРП(б). Тираж газеты достигал 85-90 тыс. экземпляров. 5 июля 1917 г., после антиправительственных выступлений в Петрограде, «Правду» закрыли, до октября она выходила под разными названиями: «Листок Правды», «Рабочий и солдат», «Пролетарий», «Рабочий», «Рабочий путь». 27 октября 1917 г., после Октябрьской революции, газета вновь стала выходить под названием «Правда», как орган ЦК РСДРП(б).

В 1918 г. была ликвидирована вся некоммунистическая пресса, вытеснив «Известия», «Правда» стала главной газетой в стране. Стоит отметить, что все это время издание четко следовало идеологической линии правительства.

«Правда» публикуется до сих пор. 5 мая 2012 г. в Колонном зале Дома союзов газета отметила 100-летний юбилей.

Февральская революция 1917 г. привела не только к падению российского самодержавия, но и прекратила выпуск монархической прессы. 27 апреля 1917 г. пришедшее к власти Временное правительство приняло Закон о печати и провозгласило свободу слова и печати, разрешило беспрепятственно распространять печатные издания любых политических направлений.

Закон о печати также поспособствовал дальнейшему развитию многопартийной, многонациональной журналистики. Около 30 газет различных направлений выходили на украинском, белорусском, латышском, армянском, азербайджанском, грузинском и других языках. В социалистической прессе появляются лево — и правоэсеровские, анархистские издания, растет сеть солдатских газет, а также печатных органов на национальных языках. С мая 1917 г. кадеты начинают выпускать журнал «Вестник партии народной свободы», продолжают выходить буржуазные газеты «День», «Речь», «Биржевые ведомости», суворинское «Новое время». В августе А. С. Суворин начинает издавать еще одну газету, «Молва», которая недвусмысленно заявляет о своей приверженности Временному правительству.

К 26 октября 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий, у социалистических партий — 85. Свершившаяся Октябрьская революция открыла новый период в истории новейшей отечественной журналистики.

Николай Иванович Бухарин

9 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров был принят Декрет о печати, согласно которому газеты и журналы, призывавшие к сопротивлению или неповиновению правительству, будут немедленно закрыты.

Борясь с оппозиционной журналистикой, РКП(б) одновременно принимала меры по созданию и укреплению прессы советского государства. Таким образом, в середине декабря 1917 г. был утвержден новый состав редколлегии «Правды», в который входили Бухарин, Сокольников и Сталин. 10 марта 1918 г. закрывают «Газету Временного рабочего и крестьянского правительства». В это же время «Известия» становятся центральным органом ВЦИКа и его исполнительного органа — Совнаркома. Редактор «Известий» — Ю. Стеклов.

Переход к нэпу в 1921 г. только усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета «О введении платности газет» количество изданий стало катастрофически сокращаться, и к августу 1922 г. их стало вдвое меньше. В связи с этим редакторы начали просить материальной помощи. В 1923 г. было принято решение финансировать местную печать из республиканского, областного, губернского бюджетов, а центральную — из государственного. К апрелю 1923 г. положение печати несколько стабилизировалось. Появились новые центральные издания: «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда».

«Правда», 1917 г.

В 1921-1925 гг. растет количество журналов. К началу первой пятилетки (к 1928 г.) в стране их было свыше 1 700, общим тиражом более 150 млн экземпляров.

В 1920 гг. важную роль в культурно-просветительской и политико-воспитательной работе с массами играло радио. С апреля 1926 г. в эфир выходили «Крестьянская радиогазета», до мая 1926 г. «Радиогазета РОСТА», «Рабочая радиогазета», радиовыпуски «Комсомольской правды». К концу 1926 г. из Москвы регулярно вещают 5 радиогазет. 10 июля 1925 г. было создано Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), которое и сегодня является одним из главных информационных агентств страны.

В конце 20-х — 30-х гг. наблюдается рост газет и журналов. Если в 1928 г. в стране выходило около 2 тыс. изданий, то в 1940 г. их стало около 9 тыс. С каждым годом становилось все больше национальных изданий, газеты выходили на 50 языках, 25 народностей СССР даже получили свою азбуку и прессу при советской власти.

В 30 гг. развиваются отраслевые газеты и журналы. Возникают такие издания, как «За индустриализацию», «Техника», «Тяжелое машиностроение», «Нефть», «Угольная промышленность», «Медицинский работник», «Архитектурная газета» и др.

Все более многочисленной становится районная печать. Если в 1929 г. в СССР выходило 309 районных газет, то в 1940 г. их число превышало 3,5 тыс.

«Тяжелое машиностроение», 1930 г.

В довоенные годы получила развитие лагерная пресса. В число таких газет входило издание Беломорско-Балтийского канала «Перековка», имеющее тираж более 30 тыс. экземпляров. Название газеты отражает главное направление лагерной печати — перевоспитание (перековка) тысяч нарушителей, «годных к социалистическому строительству».

В октябре 1933 г. в стране появляется вторая программа Центрального вещания. Радиопередачи стали доступны для жителей Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. С 1936 г. радиокомитет начал учитывать разницу во времени и ввел пять сеток вещания: центрально-европейскую, среднеазиатскую, западносибирскую, восточносибирскую и дальневосточную. В феврале 1937 г. была принята единая всесоюзная сетка вещания.

Советский солдат с газетой «Правда», 1941 г.

Война внесла существенные коррективы в облик печати: более чем в два раза сократилось количество центральных газет: до войны их было 39, осталось всего 18.

Главной целью печати в военное время была пропаганда и поддержание боевого духа среди населения. К концу 1942 г. ситуация с числом газет немного стабилизировалась: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.

24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро). Совинформбюро обязали оперативно передавать правдивую информацию о событиях на фронте и в тылу. Эти новости предназначались для людей, живущих в СССР и за рубежом. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро. Всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тыс.

Оккупационная немецкая газета «Правда», копия советской, 1942 г.

В военное время незаменимым было радиовещание. Именно оно сообщило о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Радио укрепляло дух людей, призывало не сдаваться: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». В самые сложные времена были слышны голоса Юрия Левитана, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц.

В начале 1945 г. появляется новый вид печати: газеты, предназначенные для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств. В их числе «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.

«Известия», 1961 г.

После окончания войны все республиканские, краевые, областные, городские и районные газеты стали выходить в уменьшенном объеме — на 2 полосах. Все события из жизни страны освещались очень кратко. На качестве печатных изданий также сказывался недостаток журналистских кадров, бедность материально-технической базы. Власти частично решили эту проблему: в центральную и местную печать направили журналистов, деньги, полиграфическую технику и бумагу. Постепенно объем изданий увеличился.

За первое послевоенное десятилетие было принято более 50 документов о печати и других средствах массовой информации. К концу 1940 гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занялся изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина и видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В тематике газет «Советский писатель», «Московский рабочий», «Молодая гвардия» значимое место отдается политической литературе.

К началу 1950 гг. в стране насчитывалось около 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств, выпускавших сотни миллионов книг и брошюр на 78 языках народов СССР. Издатели налаживали отношения с читателями. В редакции газет, например в «Известия» и «Советскую Сибирь», стали поступать письма трудящихся, некоторые из которых публиковались.

22 марта 1951 г. в составе Радиокомитета СССР была создана Центральная студия телевидения. В состав студии входило несколько отделов: общественно-политическая редакция, редакция литературно-драматического вещания, редакция передач для детей и музыкальная редакция.

«Известия», 1947 г.

«Новый мир», 1950 г.

Разоблачение культа личности Сталина породило в истории нашей страны и, в частности, журналистики особый период, который был назван оттепелью. СМИ начинают публиковать статьи о реальной жизни, поднимать проблемы нравственного выбора.

В этом направлении работали авторы «Правды» и «Известий». Большую роль сыграли и толстые журналы, прежде всего, «Новый мир» во главе с А. Твардовским. В нем печатались произведения А. Солженицына, В. Дудинцева, А. Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом.

Александр Трифонович Твардовский, редактор журнала «Новый мир»

Однако эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. При Н. С. Хрущеве прессу начинают критиковать за новые литературные и художественные направления. После отстранения Хрущева от власти все вольности в печати запрещаются. Введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступлений привело еще к большему контролю над СМИ.

Контроль над прессой не ослабевает. С помощью газет правительство контролирует население и отслеживает ход выполнения пятилетних планов, как отдельными предприятиями, так и во всей стране в целом.

Особое место занимает сельскохозяйственная тема. Переустройство жизни на новый лад, внедрение новых систем земледелия, новых технологий выращивания скота — таковы установки, которые даются колхозам и совхозам со страниц газет.

Большинство журналистов в это время должны были состоять в партии, подчиняться партийной дисциплине, проводить линию партии в своих материалах.

«Время», 1968 г.

1 января 1968 г. впервые выходит в эфир главная информационная программа страны «Время». Изначально «Время» выходило 3 раза в неделю и без ведущего — работу в студии заменяли прямые включения журналистов с места событий. В начале 1970 гг. редакцию возглавил легендарный журналист, создатель радио «Маяк» Юрий Летунов, тогда и появился привычный для нас формат — с ведущим в кадре. Сегодня наподобие «Времени» создана масса других информационно-аналитических передач.

Важно, что в 1970-е печать, радио и телевидение начинают активно взаимодействовать. Например, в журналы «Кругозор» и «Колобок» вкладывают звуковые пластинки, совмещая таким образом печатную информацию и радиожурналистику. На радио озвучивают некоторые специализированные издания — «Русский язык за рубежом», «Русский язык в национальной школе» и проч.

«Огонёк», 1995

В период перестройки СМИ вели активную пропаганду. Журналисты освещали различные негативные процессы и явления, которые ранее замалчивались, получили огласку многие судебные дела с видными партийными и государственными деятелями. В это время граждан стали более достоверно информировать о событиях, происходящих в мире. На телевизионных экранах появляются западные политики, например Маргарет Тэтчер. По-иному освещается война в Афганистане (1979-1989 гг.), журналисты склоняют общественное мнение в пользу ее окончания.

В этот период СМИ начинают вести себя более решительно: они пишут правду, начинают по-новому осмысливать историю, в том числе историю партии. В это время публикуются ранее запрещенные произведения А. Солженицына, М. Булгакова, Б. Пастернака и других писателей. Журналистика становится более информационной.

Среди газет, которые выступают за перестройку, — «Известия», «Комсомольская правда», «Московские новости» (Г. Яковлев), журнал «Огонек» (В. Коротич), «Московский комсомолец». Многие толстые журналы — тоже за новый режим, среди них «Новый мир», «Знамя» и другие.

На рубеже 1980-1990 гг. рождается «Радио России», как альтернативное демократическое СМИ. Создается принципиально новая служба новостей (ТСН), которая передает только достоверные новости. Тогда же происходит становление российского телевидения.

В начале ноября 1991 г. Министерством печати и массовой информации РФ были зарегистрированы 1 269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2 200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. Но это далеко не все данные, т. к. часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, а другая — в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных Советов.

В это время в стране появляются различные издания, которые пишут на международные, общественно-политические и социально-экономические темы; выходят издания для семьи и отдыха; для интеллигенции; для безработных; посвященные фантастике, мистике, астрологии; эротические издания и мн. др.

Светлана Сорокина, ведущая программы «Время»

13 мая 1991 г. под руководством первого председателя ВГТРК Олега Попцова и первого директора службы новостей Олега Добродеева в эфир выходит вторая информационная программа «Вести». Первыми ведущими стали: Светлана Сорокина, Александр Гурнов, Владислав Флярковский, Евгений Киселев, Сергей Доренко и Юрий Ростов.

19 августа 1991 г., во время путча, власти, отключив все радиостанции и переведя телевидение в одноканальный режим, не заметили, как появилось новое средство передачи информации — Интернет. В 1993 г. появляются первые веб-сайты. Все главные федеральные и региональные СМИ начинают создавать и распространять свои электронные версии.

27 декабря 1991 г. принят закон РФ «О средствах массовой информации», который в первую очередь провозглашает свободу слова для всех СМИ.

«Учительская газета», первое интернет-издание в России

С каждым годом СМИ становится все больше. По данным Роскомнадзора, в 2017 г. в России официально зарегистрировано более 83 тыс. СМИ. Доминирующие позиции в этом списке занимают по-прежнему газеты и журналы, их доля в общем количестве СМИ 37 % и 28 %, соответственно. Онлайн СМИ и телевидение занимают почти одинаковые позиции — 11 % и 10 %, соответственно.

Первый лист «Курантов» за 1631 год

Газета не имела постоянного названия. Однако в «Переписной книге царя Алексея Михайловича» (1676 г.) была названа как «Куранты о всяких вестях».

До 1649 г. слово «куранты» обозначало столбцы с вестями. Формат газеты полностью соответствовал названию: она состояла из узких листов склеенной бумаги, исписанных столбцом сверху вниз. Порой такие столбцы текста достигали в длину нескольких метров.

Отметим, что газета была рукописной и издавалась дьяками Посольского приказа в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. В состав редакции входили переводчики, правщики, переписчики, их называли курантельщиками. «Куранты» не предназначались для массовой аудитории, ее читали лишь царь Михаил Федорович и его приближенные.

Газета издавалась на протяжении 80 лет, после ее сменили «Ведомости».

«Вѣдомости» от 28 июня 1711 года

С приходом к власти Петра I многое в нашей стране изменилось: московские «Куранты» сменили петербургские «Ведомости», а в 1712 г. столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург.

Указом царя 16 и 17 декабря 1702 г. выпущены первые номера, которые, к сожалению, не сохранились. Относительно регулярно «Ведомости» стали выходить со 2 января 1703 г. Их полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти».

Газета печаталась попеременно то в Москве, то в Петербурге и рассказывала об общественно-политической жизни страны. До 1710 г. имела церковнославянский шрифт, с 1710 г. — частично гражданский (введен Петром I для печати светских изданий). В 1715 г. новый шрифт окончательно вытеснил церковнославянский.

Первым редактором газеты был директор Московского печатного двора Ф. П. Поликарпов-Орлов. Кроме того, писал и редактировал тексты сам царь — Петр I. Первыми литературными сотрудниками «Ведомостей» были Борис Волков и Яков Синявич.

Отметим, что газета выходила крайне нерегулярно, 150-4000 экземпляров продавались, а порой и «выдавались народу безденежно».

В 1728 г. издание газеты было передано Академии наук. Газета сменила название на «Санкт-Петербургские ведомости». Обновленная версия стала выходить дважды в неделю, имела тираж 706 экземпляров и стоила 4 копейки. С 1728 г. Поликарпова-Орлова сменил российский историограф немецкого происхождения Г. Ф. Миллер (Ф. И. Миллер). Он же стал издателем первого отечественного журнала «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В издании публиковались новости из жизни западноевропейских и внеевропейских стран. Кроме исторических, генеалогических и географических примечаний, указанных в заглавии, печатались также известия из медицинской и торгово-промышленной сфер деятельности. Отметим, что последний выпуск «Примечаний» вышел в октябре 1742 г.

Реклама подписки на «Ведомости», 1896 г.

В 1748 г. главой «Санкт-Петербургских ведомостей» стал М. В. Ломоносов. Отметим, что до появления в 1756 г. «Московских ведомостей» «Санкт-Петербургские ведомости» были единственной газетой в стране.

В 1914 г. «Санкт-Петербургские ведомости» меняют название на «Петроградские ведомости», в 1917 г. история повторяется, и по 1991 г. газета называется «Ленинградская правда».

В 1991 г. «Санкт-Петербургские ведомости» возродились на базе коллектива газеты «Ленинградская правда». Главным редактором газеты стал Олег Кузин. Сегодня «Санкт-Петербургские ведомости» являются главным ежедневным изданием Северной столицы и Северо-Западного региона. В мае 2017 г. главным редактор газеты стал Илья Булавинов.

Титульный лист «Ежемесячных сочинений», 1755г.

«Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» — первый в России ежемесячный научно-популярный и литературный журнал. Издавался Петербургской академией наук с 1755 по 1764 г. Журнал имел тираж около 2 000 экземпляров.

Стоит отметить, что на заседании Академии наук было принято решение издавать «Сочинения» по образцу «Примечаний». Также совет во главе с графом К. Г. Разумовским постановил:

— Допустить к сотрудничеству в журнале профессиональных литераторов не из числа академиков.

— Исключить из журнала статьи по богословию и вообще все материалы, «касающиеся веры».

— Не публиковать «статьи критические или такие, которыми мог бы кто-нибудь оскорбиться».

В журнале, в частности, публиковали переводы из сочинений греческого философа Аристотеля, французского ученого Ж. Л. Леклерка Бюффона, французского философа и писателя Вольтера, французского ученого-энциклопедиста Ж. Л. Д’Аламбера, шведского ученого и медика Карла Линнея и др.

Герхард Фридрих Миллер, редактор журнала

Последний номер «Ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих» вышел в начале 1764 г. Сегодня никто доподлинно не знает, почему прекратилось издание журнала. Одна из версий — отъезд академика Миллера в Москву.

Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 г. при Московском университете была создана газета «Московские ведомости». Первый номер вышел в пятницу 26 апреля и был приурочен к первой годовщине открытия университета и 14-й годовщине коронации Елизаветы. На первой странице художники изобразили двуглавого орла. Газета достаточно долгое время оставалась единственным периодическим изданием в Москве.

Первыми редакторами издания были профессор словесности А. А. Барсов и ученик Ломоносова Н. Н. Поповский. Чуть позже их сменил литературный критик С. П. Шевырев, профессор медицины П. Д. Веньяминов и профессор красноречия и истории Х. А. Чеботарев.

В «Московских ведомостях» публиковалось много новостей из Рима, Бреста, Вены и Лондона. Сегодня их можно было бы включить в рубрику «в мире». Большой объем материала переписывался из «Санкт-Петербургских ведомостей».

Отметим, что у газеты было 10 приложений, среди них «Экономический магазин» (1780—1789), «Городская и деревенская библиотека» (1782—1786), первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789) и др.

«Московские ведомости» издавались до 1917 г. Гораздо позже появились два одноименных издания: одна газета выходит с 1990 г. под издательством Леонида Краснера; другая — с 2012 г. в электронном виде mosvedi.ru. Сам бренд принадлежит издательству «Московские ведомости».

Титульный лист, 1780 г.

Первый частный журнал принадлежал русскому поэту и драматургу А. П. Сумарокову. Он выходил в Санкт-Петербурге ежемесячно на протяжении года. Печатался в типографии Академии наук. Тираж составлял 1 200 экземпляров.

Неизвестно, почему Сумароков решил назвать свой журнал именно так. Существуют несколько версий. Автор учебника по истории русской журналистики Б. Есин считал, что читатели «Трудолюбивой пчелы» должны были подобно усердному насекомому «собирать все полезное и нравоучительное». Китайский исследователь творчества Сумарокова Юй Хуэйцзюнь предполагал, что такое название — это призыв к трудолюбию: «Как пчела, собирай знания с каждой странички журнала».

Оглавление

Поначалу в журнале печаталась сборная солянка: статьи по философии, филологии, истории, например «О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка» и др. В дальнейшем Сумароков определился с основным направлением и стал публиковать сатирические очерки, эпиграммы, притчи и фельетоны. Особое место уделялось борьбе с наиболее отвратительными проявлениями лихоимства, казнокрадства и взяточничества, процветавшими при Елизавете Петровне.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков «Пчелы» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество, в очерке «О домостроительстве» автор выступает против жестокости и бессердечия помещиков по отношению к крепостным, в письме «О достоинстве» Сумароков утверждает, что «чины, богатство и знатность не составляют достоинств человека».

12 номер стал для «Трудолюбивой пчелы» последним. Главным образом на закрытие журнала повлияло недовольство со стороны правящих слоев населения критической направленностью издания.

Один из них издавал писатель и журналист Н. И. Новиков с мая 1769 г. по апрель 1770 г. Назывался он «Трутень». Журнал Новикова был чем-то похож на «Трудолюбивую пчелу» Сумарокова: он также выступал против злоупотреблений помещичьей власти, неправосудия и взяточничества. «Сатира на лица» противопоставлялась «сатире на пороки».

Николай Иванович Новиков, редактор журнала «Трутень»

В этот период появляется еженедельный сатирический журнал «Всякая всячина». Его издает сама императрица Екатерина II. «Всякая всячина» создавалась по типу английского «Зрителя», читателем которого была молодая Екатерина. Тираж первого выпуска составил 1 692 экземпляра, следующие 12 вышли тиражом в 1 500 экземпляров, затем их количество резко снизилось до 1 000, а последние 6 номеров вообще имели 600 копий.

Императрица была не только идейным вдохновителем, но и автором издания. Однако фактически редактировал все материалы секретарь императрицы Г. В. Козицкий. Он же готовил к печати и произведения самой Екатерины II, которые она, как правило, писала на плохом русском языке.

Позже «Всякая всячина» объявила себя «бабушкой» русских журналов, призванной воспитывать не только читателей, но и учить журналистов тому, что можно критиковать, а какие темы трогать нельзя. В журнале придерживались точки зрения, что высмеивать надо пороки и человеческие слабости, а не их носителей. Поэтому сатира в журнале была безличная.

Всего вышло 52 выпуска в 1769 г. и 18 дополнительных выпусков под заглавием «Барышек всякой всячины» в 1770-м.

Испытавший царскую опалу, Д. И. Фонвизин пытается найти новый путь к читателю и в 1788 г. просит разрешение на открытие журнала «Друг честных людей, или Стародум». Ему сразу же отказывают, поэтому журнал так и не появляется в печатном варианте. Однако рукописные материалы первого и одновременно последнего номера быстро разошлись в среде читателей. В «Стародуме» Фонвизин продолжает рассказывать о персонажах пьесы «Недоросль» и публикует их переписку. В журнале, в частности, затрагиваются темы распада дворянской семьи, нравственные проблемы и проблемы воспитания.

Здесь можно прочитать несколько сочинений из «Стародума».

Иван Андреевич Крылов

Журнал выходил в Санкт-Петербурге с января 1789 г. по март 1790 г. ежемесячно. Всего было издано 8 номеров. Последним стал августовский номер, который появился лишь в марте 1790 г. Предполагалось издать ещё 4, однако власти были недовольны политикой «Почты духов» и ее содержанием, поэтому журнал закрылся. Кроме того, у него было мало подписчиков, всего 79 человек.

Титульный лист, 1789 г.

В «Почте духов» публиковались письма, посланные Маликульмульку (восточному волшебнику — прим. ред.) разными духами: гномами Зором, Буристоном, Вестодавом, сильфами Дальновидом, Световидом, Выспрепаром, бесом Астаротом, философом Эмпедоклом, ондином Бореидом. К слову, Маликульмульк написал два ответа. Эти письма были связаны единым фантастическим сюжетом, что даёт возможность рассматривать журнал как цельное произведение.

Титульный лист, 1792 г.

После закрытия «Почты духов» И. А. Крылов начинает издавать другой литературный журнал — «Зритель». Выходил он в Санкт-Петербурге с февраля по декабрь ежемесячно. Наряду с оригинальными произведениями (прозой и стихами), в журнале помещались и переводы.

Сотрудниками «Зрителя» были главный помощник Крылова, российский писатель А. И. Клушин, русский актер, драматург, член Российской академии И. А. Дмитревский, русский писатель П. А. Плавильщиков, русский сенатор и драматург А. И. Бухарской и др.

По сравнению с «Почтой духов» «Зритель» пользовался большим успехом среди читателей. Но сатирические материалы, печатавшиеся в нем, сильно настораживали власти. В мае 1792 г. в типографии полиция произвела обыск. Искали опасные для правительства рукописи. Текст одной из повестей Крылова «Мои горячки» попал в руки Екатерине II. Обошлось без наказаний, но за деятельностью журнала был установлен надзор. К концу 1792 г. из состава редакции вышли Дмитревский и Плавильщиков. В декабре издание «Зрителя» было прекращено.

Михаил Трофимович Каченовский

«Вестник Европы» публикуется в Москве с 1802 по 1830 г., по две книжки в месяц. Тираж журнала постоянно колебался от 580 до 1 200 экземпляров.

Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета книгопродавцу И. В. Попову. Однажды он предложил Карамзину стать редактором «Вестника Европы» за определенную плату — 3000 руб. в год. Первый номер вышел 4 января 1802 г. Журнал очень понравился читателям, и первая книжка вышла вторым изданием в том же году. Вместе с Поповым издателями журнала были Ф. Гарий и Е. Любий.

В журнале печатались статьи о литературе и искусстве, также «Вестник Европы» освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран. В 1814 г. в «Вестнике Европы» были впервые опубликованы стихи Пушкина. В них лицеист обращался «К другу стихотворцу» — В. К. Кюхельбекеру. С 1815 г. журнал приобрел консервативное направление.

Титульный лист, 1803 г.

В 1866 г. М. М. Стасюлевич в память о журнале Карамзина начинает издавать свой «Вестник Европы». Выпускался до 1882 г. раз в три месяца без предварительной цензуры и стоил 8 рублей серебром.

В издании работали 5 основных отделов: критические исследования важнейших вопросов исторической науки, обзор деятельности исторических обществ, анализ новейших исторических произведений, вопросы преподавания истории, историческая хроника.

Николай Иванович Греч

Титульный лист, 1815 г.

В журнале публиковались статьи с историческим и политическими уклоном. Порой на страницах «Сына Отечества» появлялись и художественные произведения, преимущественно стихотворные, на актуальные политические и военные темы (например, связанные с Отечественной войной 1812 г.). Издание иллюстрировали известные русские художники А. Г. Венецианов и И. И. Теребенев. В основном они рисовали карикатуры.

В 1825 г. соиздателем журнала стал писатель и журналист Ф. В. Булгарин. Позже «Сыном Отечества» руководили историк А. В. Никитенко и писатель Н. А. Полевой (1841 г.), Никитенко и востоковед О. И. Сенковский (1842 г.), затем с 1842 г. — прозаик, драматург, переводчик К. П. Масальский. Под редакцией Масальского он издается до 1852 г.

В 1856 г. появляется одноименный журнал русского журналиста и энциклопедиста А. В. Старчевского. При нем «Сын Отечества» выходил каждую неделю и имел политическое, научное и литературное направления. Еженедельник Старчевского издавался до 1861 г. С 1862 г. журналист выпускает одноименную ежедневную политическую и литературную газету либерального направления, которая существует до 1901 г.

Андрей Александрович Краевский

В «Отечественных записках» публиковались статьи на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820 гг. в издании журнала принимает участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Под их редакцией «Отечественные записки» выходят до 1831 г.

В 1838 г. П. П. Свиньин возобновляет публикацию журнала, в январе 1839 г. передает его в аренду А. А. Краевскому, который после смерти Свиньина становится владельцем. Мы еще вернемся к «Отечественным запискам» чуть позже.

Издавался «Невский зритель» с января 1820 г. по июнь 1821 г. Всего вышло 18 книжек журнала, состоявших из 6 частей. Официальным издателем был выпускник Московского университета И. М. Сниткин. С января по апрель 1820 г. соиздателем был В. К. Кюхельбекер.

Стоит признать, что «Невский зритель» был значимым явлением в журналистике XIX в. В нем печатались произведения А. С. Пушкина («Дорида», «Кюхельбекеру», отрывок из первой песни «Руслана и Людмилы»), В. К. Кюхельбекера, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, К. Ф. Рылеева (в октябрьской книжке 1820 г. появилась острейшая сатира на Аракчеева «К временщику») и многие другие.

В 1822 г. известные литераторы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский получили разрешение на издание альманаха «Полярная звезда». Издатели хотели «познакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями».

30 ноября 1822 г. в типографии Н. Греча заработал печатный станок. В декабре этого же года в книжную лавку И. В. Слёнина поступил первый номер «Полярной звезды», который имел тираж 600 экземпляров. Книжки были небольшие, карманного формата. Все 600 копий раскупили за одну неделю.

Успех первого номера позволил увеличить тираж второго до 1 500 экземпляров, которые были распроданы за 3 недели. В 1824 г. Бестужев и Рылеев начали готовить выпуск третьего номера. Выручка от второго в 2 000 руб. позволила им выплатить гонорары всем авторам третьего альманаха. Это было настоящим прецедентом в истории журналистики: в то время деньги за свою работу получали только составители сборников и некоторые наиболее известные и значимые авторы.

Третий выпуск вышел 21 марта 1825 г. После этого издатели стали задумываться о закрытии журнала, однако было решено опубликовать еще один томик меньшего объема с имеющимся материалом. К 14 декабря, ко дню восстания декабристов на Сенатской площади, в типографии Главного штаба было отпечатано 80 страниц. В этот день арестовали Рылеева и Бестужева, и власти запретили выпуск «Полярной звезды». Уже готовые листы конфисковали, они 36 лет пролежали в кладовых бывшей военной типографии. В 1861 г. все сожгли, однако до наших дней сохранились 2 экземпляра у друга Бестужева русского поэта А. Н. Креницына и библиофила П. А. Ефремова.

В «Полярной звезде» публиковались небольшие стихотворения и отрывки из поэм и прозаических произведений. В альманахе были напечатаны стихи А. Пушкина (отрывки из «Цыган», «Братьев разбойников», «Послание к Алексееву»), Е. Баратынского (семь стихотворений), П. Вяземского (два стихотворения), Ф. Глинки (три стихотворения), Н. Языкова (три стихотворения), К. Рылеева (три отрывка из «Наливайки» и «Стансы»), И. Крылова (две басни) и другие.

Новинкой были литературно-критические обзоры Бестужева, в которых он подводил итоги предшествующего развития русской словесности.

Журнал издавался Н. А. Полевым и печатался в московской типографии А. Семена с 1825 по 1834 г. Выходил с периодичностью раз в две недели. Один номер состоял из 4-5 печатных листов (более 120 листов формата А4).

«Московский телеграф» содержал разделы о науке и искусстве, о словесности, моде. Поначалу преобладал нон-фикшн (новости науки, публицистика), со временем его сменила художественная литература.

Журнал издавался для средних слоев населения. Полевой негласно занимался пропагандой романтического направления в литературе и знакомил читателей с сочинениями основных его представителей, например В. Гюго, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, А. С. Пушкина, А. А. Башилова, В. Н. Олина и других.

Николай Полевой был первым, кто ввел в оборот прежде неизвестное слово «журналистика». Так называлась одна из рубрик «Московского телеграфа», посвященная обозрению журнальных публикаций.

В 1834 г. по личному указанию Николая I «Московский телеграф» закрыли. Императору не понравилось, что Полевой раскритиковал пьесу Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», указав на ее льстивый характер. Николаю же произведение понравилось.

Литературно-политический журнал «Телескоп» издавался в Москве с 1831 по 1836 г. Выходил 2 раза в месяц, с 1834 г. — еженедельно. У журнала было приложение — газета «Молва».

В «Телескопе» печатались статьи на философские и исторические темы, также публиковались отзывы на литературные произведения. Громкую известность, граничащую со скандалом, Надеждину принесли острые статьи-фельетоны, которые он печатал под псевдонимом Экс-студент Никодим Надоумко. К числу наиболее нашумевших фельетонов Надеждина относятся «Литературные опасения за будущий год», «Сонмище нигилистов», рецензии на «Бал» Баратынского и на «Графа Нулина», «Полтаву» и седьмую главу «Евгения Онегина» Пушкина.

В первые годы с «Телескопом» сотрудничали М. П. Погодин, С. П. Шевырев и другие. В нем печатались А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. И. Полежаев, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов. С 1833 г. с журналом начал сотрудничать В. Г. Белинский, с 1834 г. он стал одним из редакторов «Телескопа».

В 1836 г. в журнале печатают «Философские письма» П. Я. Чаадаева. За это правительство закрывает «Телескоп», а Надеждина отправляет в ссылку в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), позже ему разрешают поселиться в Вологде.

В конце 1835 г. Пушкин обращается к А. Х. Бенкендорфу с просьбой. Он просит разрешить ему «в следующем, 1836 году, издать четыре тома статей чисто литературных (повестей, стихотворений и т. п.), исторических, ученых, также критических разборов русской и иностранной словесности».

Пушкину не отказали, но разрешили издавать «Современник» только как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешне журнал напоминал альманах и имел всего два раздела: «стихотворения» и «проза».

Позже Пушкин сумел превратить альманах в общественно-литературный журнал. При жизни писателя были опубликованы 4 тома «Современника», пятый Пушкин успел подготовить частично.

В «Современнике» печатались как известные писатели — Жуковский, Гоголь, Вяземский, Одоевский, так и молодые начинающие литераторы — Тютчев, Дурова, Кольцов, черкес Казы-Гирей, в том числе и провинциальные.

Журнал не пользовался популярностью и имел всего 600 подписчиков. У издателя не хватало денег ни на гонорары авторам, ни на печать. Последние два номера наполнены преимущественно произведениями Пушкина, в основном анонимными. Среди них «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзрум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Капитанская дочка».

После смерти Александра Сергеевича журналом занимались П. А. Вяземский, а затем П. А. Плетнев. В 1846 г. Плетнев продал «Современник» Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.

С 1858 г. журнал стал идейным центром для революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это привело к расколу в редакции: её покинули Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович.

28 мая 1866 г. по личному распоряжению императора Александра II журнал был закрыт. Редакция «Современника» узнала об этом 1 июня 1866 г.

Андрей Александрович Краевский

В 1839 г. после смерти П. П. Свиньина А. А. Краевский становится владельцем «Отечественных записок». Новый издатель-редактор преобразовывает журнал в ежемесячное учено-литературное и политическое издание, имеющее до 40 печатных листов. Каждый номер содержал 8 разделов: «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы — Василий Жуковский, Владимир Одоевский, Денис Давыдов, историки Михаил Погодин и Степан Шевырев, Михаил Дмитриев, профессор латинской словесности и философии Иван Давыдов, известный впоследствии славянофил Алексей Хомяков, Сергей Аксаков, Михаил Лермонтов, Владимир Соллогуб и другие. Критическим отделом руководил сначала Василий Межевич, с осени 1839 г. до весны 1846 г. — Виссарион Белинский, затем Валериан Майков (утонувший летом 1847 г.), позднее — Степан Дудышкин.

В 1868 году Краевский передал журнал Н. А. Некрасову. Тот, в свою очередь, привлек к руководству М. Е. Салтыкова—Щедрина, который занимался беллетристикой, и Г. Елисеева, который был ответственен за публицистику. Журнал продолжал революционно-демократическую линию «Современника», однако носил и народнический характер.

В апреле 1884 г. «Отечественные записки» закрыл главный цензор России, начальник Главного управления по делам печати Е. Феоктистов.

титульный лист «Москвитянина»

Славянофильские журналы издавались преимущественно в Москве — «Московский наблюдатель», «Москвитянин» и другие.

Наиболее крупный из них — «Москвитянин», его редактором и издателем был профессор Московского университета М. П. Погодин. В 1840 гг. в журнале был отдел «Духовное красноречие», который защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Славянофилы, в частности, пытались оспаривать взгляды Белинского на поэму Гоголя «Мертвые души», его представления о прогрессе.

В 1850-е в журнале печатались драматург А. Н. Островский, критик А. А. Григорьев. Их объективная оценка купечества, высоких нравственных качеств купцов, их жен и дочерей существенно дополняла привычную негативную картину жизни этого сословия.

Михаил Петрович Погодин

«Москвитянин» издавался до 1856 г. В августе 1855 г. Тургенев написал Аксакову: «Москвитянин» в агонии. Никто его не читает, и печатать в нем — значит бросить свои вещи ночью в темную яму в безлюдном месте».

«Полярная звезда»

22 июня 1853 г. в Лондоне заработала Вольная русская типография, основанная А. И. Герценом. Все желающие могли излагать свои мысли без какой-либо цензуры:

«Присылайте что хотите, все писанное в духе свободы будет напечатано, от научных и фактических статей по части статистики и истории до романов, повестей и стихотворений. Мы готовы даже печатать безденежно. Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др.».

В течение двух лет материалы с родины не приходили. Герцен публиковал в альманахе свои произведения, которые тоже не пользовались популярностью. В 1855 г. он решает издавать периодический журнал. Отдавая дань уважения декабристам, Герцен называет его «Полярной звездой».

На обложке и титульном листе первого номера красуются профили пяти казненных декабристов: Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Пестеля и Каховского. Добиться полного сходства было невозможно, поэтому портреты были стилизованы под античные медальоны. Подчеркивая связь с декабристами, Герцен тогда написал: «Полярная звезда» скрылась за тучами николаевского царствования. Николай прошел — «Полярная звезда» является вновь».

Первый номер планировалось выпустить 13 июля, «в день нашей Великой Пятницы, в тот день, в который пять виселиц сделались для нас пятью распятиями». Однако Герцен не успел к этому времени, поэтому первый альманах появился в августе 1855 г.

Александр Иванович Герцен

Издатель надеется, что в год будет выходить хотя бы 3-4 номера. Уже на втором номере ожидаемая периодичность снизилась до двух книжек в год, фактически «Полярная звезда» была ежегодным альманахом.

В первом номере публикуются сочинения европейских мыслителей и революционеров — Ж. Мишле, Д. Маццини, П. Прудона, В. Гюго, И. Лелевеля, А. Таландье. Писем от российских писателей по-прежнему нет. Во втором номере, вышедшем в свет в мае 1856 г., появляются запрещенные стихи А. Пушкина, К. Рылеева, М. Лермонтова и других поэтов. Осенью 1855 г. в западноевропейских книжных лавках появилась первая книжка «Полярной звезды», через морские и сухопутные границы она попала контрабандой и в Россию — в Москву, Санкт-Петербург и Сибирь.

В апреле 1856 г. в Лондон приезжает Н. П. Огарев и присоединяется к Герцену. В это же время появляется вторая книга. Рукописей из России поступает много, поэтому материалы начинают публиковаться выборочно.

После выхода третьей книги в 1857 г. авторы понимают, что публиковаться раз в год — не очень хороший вариант. Необходимо оперативно реагировать на все события в России, поэтому надо создавать газету. Так у «Полярной звезды» появляется приложение «Колокол».

Первоначально газета выходила раз в месяц. Вскоре ее стали читать очень много людей, и она сменила периодичность до еженедельной. Довольно быстро «Колокол» стал самодостаточным и в 1862 г. окончательно избавился от статуса приложения.

В 1867 г. Вольная русская типография стала быстро терять читателей и корреспондентов, поэтому выход «Полярной звезды» остановили, а «Колокол» закрыли.

«Время», 1861 г.

«Время» был литературно-политическим журналом, издававшимся в Санкт-Петербурге с 1861 по 1863 г. старшим братом Федора Михайловича Достоевского Михаилом.

В сентябре 1860 г. Федор Михайлович опубликовал «Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год». Основным направлением журнала было выбрано почвенничество — литературное течение общественной и философской мысли в России 1860 гг.

Юрий Александрович Летунов

Во «Времени» печатали беллетристику (литературный отдел), критические обзоры русских и иностранных изданий, театральных пьес и художественных выставок (отдел критики), научные статьи по экономике, финансам и философии, обозрения о внутренней и зарубежной политике (политический отдел), смесь — краткие рассказы, письма в редакцию, фельетоны и юмористические статьи.

Михаил Михайлович Достоевский

В апрельском номере за 1863 г. братья Достоевские опубликовали заметки Н. Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященные Польскому восстанию 1863 г. После выхода этого материала К. А. Петерсон в 109 номере «Московских ведомостей» написал рецензию на эту статью, в которой назвал Страхова бандитом и обвинил его в предательстве русских интересов. Эта рецензия стала своего рода политическим доносом. Власти истолковали «Роковой вопрос» как антиправительственный материал и прекратили деятельность «Времени». Всего вышло 28 книг. С 1864 г. преемником «Времени» стал журнал братьев Достоевских «Эпоха».

Карикатура из журнала «Искра», 1862 г.

В 1865 г. Александр II принял первый закон о печати. Правда, он не носил еще окончательного характера, поэтому назывался «Временными правилами о печати».

Согласно этому закону, отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Эти новшества не распространялись на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Наблюдение за печатными изданиями передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. Теперь МВД давало разрешения на публикацию новых изданий, утверждало или не утверждало редакторов, делало предупреждения (при третьем предупреждении журнал или газету закрывали на срок до 6 мес.). В случае чего редакторы издания должны были нести ответственность перед судом.

«Революционная Россия», 1902 г.

До декабря 1905 г. «Революционная Россия» была центральным (но нелегальным) органом партии социалистов-революционеров.

Издавалась в Куоккале (Репино, Санкт-Петербург), Финляндии, Томске и Женеве. Газета освещала события из общественной и партийной жизни России, новости крестьянского и рабочего движения, уделяла внимание террористической борьбе эсеров. Часто в «Революционной России» печатались программные документы партии. С газетой неоднократно вела полемику большевистская «Искра» (информацию о ней мы тоже опубликовали) и В. И. Ленин.

Первые два номера вышли в конце 1901 г. в России нелегально, 3 номер вышел за границей в виде тетради. Место издания и имя редактора не обозначались. В Россию газета попадала контрабандным путем. Изначально выходила ежемесячно, потом чаще, последний 77 номер вышел в декабре 1905 г. Большинство статей в ней были анонимными.

«Революционная Россия» стремилась не столько к теоретической разработке вопросов социализма, сколько к противоправительственной агитации во всех слоях общества.

«Искра», 1900 г.

В 1900 г. В. И. Ленин начинает издавать революционную нелегальную газету «Искра». Для большевиков она являлась «общерусской политической газетой, подготовившей идейное и организационное сплочение партии».

Редакция «Искры» находилась в Мюнхене. В состав редколлегии входили революционер и государственный деятель В. И. Ленин, политики П. Б. Аксельрод, Ю. О. Мартов и А. Н. Потресов, писательница В. И. Засулич, философы и публицисты А. Л. Парвус и Г. В. Плеханов.

Первый номер газеты вышел 11 декабря 1900 г. в Лейпциге (Германия). Первая попытка отправить «Искру» в Россию оказалась неудачной: 300 экземпляров были обнаружены на границе. Следующие номера издавались в типографии, которая находилась в квартире Парвуса. До 1902 г. «Искра» выходила раз в месяц, с 1902 г. — каждые две недели. Тираж газеты был около 8 тыс. экземпляров. В апреле 1902 г. правительство Германии запретило издавать «Искру» на своей территории, поэтому редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а в 1903 г. — в Женеву.

1 ноября 1903 г. Ленин вышел из состава редакторов, газета перешла в руки Плеханова и его соратников В. И. Засулич, Ю. О. Мартова, А. Н. Потресова и П. Б. Аксельрода. С 53 номера «Искра» стала меньшевистской. 112 номер, вышедший в октябре 1905 г., стал для газеты последним.

В сентябре — декабре 1917 г. под тем же названием выходил орган меньшевиков-интернационалистов, который чуть позже был закрыт большевиками.

Реклама подписки на газету «Речь»

В 1906 г. больше всего влияли на общество и его настроения и взгляды кадетские издания, особенно ежедневная столичная газета «Речь», во главе которой стоял П. Н. Милюков. Первый номер литературно-политической «Речи» вышел в феврале 1906 г.

Авторы газеты, например И. В. Гессен, В. А. Маклаков, П. Б. Струве, М. М. Винавер, князь П. Д. Долгоруков, В. Д. Набоков, выступали против революции и всего того, что с ней связано. Они признавали только мирные конституционные методы политической борьбы, а революционное движение стремились направить в русло парламентской деятельности.

Павел Николаевич Милюков

В газете часто поднимался крестьянский вопрос, публицисты отстаивали требования крестьян об увеличении земельных угодий за счет принудительного отчуждения части государственных земель и тех площадей, которые не обрабатывали помещики.

В качестве приложений выходили журнал «Иллюстрированная неделя» (1906), стенографические отчеты Государственной Думы (1906-1908), «Ежегодник газеты «Речь» (1912-1916).

26 октября 1917 г., после Октябрьской революции, «Речь» закрыли большевики. До августа 1918 г. газета выходила под названиями «Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век».

«Правда», 1912 г.

В 1912 г. на VI Всероссийской (Пражской) конференции РСДРП(б) было принято решение об издании массовой рабочей большевистской ежедневной газеты «Правда». Первый номер вышел 22 апреля 1912 г., в день рождения Карла Маркса.

Большевики воспользовались свободой печати, провозглашенной царским манифестом 1905 г., и сделали «Правду» легальным массовым изданием. Тираж дореволюционной газеты составлял от 40 до 60 тыс. экземпляров. С 1912 по 1914 г. в «Правде» было опубликовано 285 ленинских работ.

Официальным издателем газеты до декабря 1912 г. был революционер Н. Г. Полетаев, затем А. Е. Бадаев. Литературный отдел в 1912-1914 гг. возглавлял Максим Горький. Секретарем редакции был В. М. Молотов.

Николай Гурьевич Полетаев

С 5 марта 1917 г., после Февральской революции, «Правда» стала органом ЦК и Петроградского комитета РСДРП(б). Тираж газеты достигал 85-90 тыс. экземпляров. 5 июля 1917 г., после антиправительственных выступлений в Петрограде, «Правду» закрыли, до октября она выходила под разными названиями: «Листок Правды», «Рабочий и солдат», «Пролетарий», «Рабочий», «Рабочий путь». 27 октября 1917 г., после Октябрьской революции, газета вновь стала выходить под названием «Правда», как орган ЦК РСДРП(б).

В 1918 г. была ликвидирована вся некоммунистическая пресса, вытеснив «Известия», «Правда» стала главной газетой в стране. Стоит отметить, что все это время издание четко следовало идеологической линии правительства.

«Правда» публикуется до сих пор. 5 мая 2012 г. в Колонном зале Дома союзов газета отметила 100-летний юбилей.

Февральская революция 1917 г. привела не только к падению российского самодержавия, но и прекратила выпуск монархической прессы. 27 апреля 1917 г. пришедшее к власти Временное правительство приняло Закон о печати и провозгласило свободу слова и печати, разрешило беспрепятственно распространять печатные издания любых политических направлений.

Закон о печати также поспособствовал дальнейшему развитию многопартийной, многонациональной журналистики. Около 30 газет различных направлений выходили на украинском, белорусском, латышском, армянском, азербайджанском, грузинском и других языках. В социалистической прессе появляются лево — и правоэсеровские, анархистские издания, растет сеть солдатских газет, а также печатных органов на национальных языках. С мая 1917 г. кадеты начинают выпускать журнал «Вестник партии народной свободы», продолжают выходить буржуазные газеты «День», «Речь», «Биржевые ведомости», суворинское «Новое время». В августе А. С. Суворин начинает издавать еще одну газету, «Молва», которая недвусмысленно заявляет о своей приверженности Временному правительству.

К 26 октября 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий, у социалистических партий — 85. Свершившаяся Октябрьская революция открыла новый период в истории новейшей отечественной журналистики.

Николай Иванович Бухарин

9 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров был принят Декрет о печати, согласно которому газеты и журналы, призывавшие к сопротивлению или неповиновению правительству, будут немедленно закрыты.

Борясь с оппозиционной журналистикой, РКП(б) одновременно принимала меры по созданию и укреплению прессы советского государства. Таким образом, в середине декабря 1917 г. был утвержден новый состав редколлегии «Правды», в который входили Бухарин, Сокольников и Сталин. 10 марта 1918 г. закрывают «Газету Временного рабочего и крестьянского правительства». В это же время «Известия» становятся центральным органом ВЦИКа и его исполнительного органа — Совнаркома. Редактор «Известий» — Ю. Стеклов.

Переход к нэпу в 1921 г. только усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета «О введении платности газет» количество изданий стало катастрофически сокращаться, и к августу 1922 г. их стало вдвое меньше. В связи с этим редакторы начали просить материальной помощи. В 1923 г. было принято решение финансировать местную печать из республиканского, областного, губернского бюджетов, а центральную — из государственного. К апрелю 1923 г. положение печати несколько стабилизировалось. Появились новые центральные издания: «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда».

«Правда», 1917 г.

В 1921-1925 гг. растет количество журналов. К началу первой пятилетки (к 1928 г.) в стране их было свыше 1 700, общим тиражом более 150 млн экземпляров.

В 1920 гг. важную роль в культурно-просветительской и политико-воспитательной работе с массами играло радио. С апреля 1926 г. в эфир выходили «Крестьянская радиогазета», до мая 1926 г. «Радиогазета РОСТА», «Рабочая радиогазета», радиовыпуски «Комсомольской правды». К концу 1926 г. из Москвы регулярно вещают 5 радиогазет. 10 июля 1925 г. было создано Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), которое и сегодня является одним из главных информационных агентств страны.

В конце 20-х — 30-х гг. наблюдается рост газет и журналов. Если в 1928 г. в стране выходило около 2 тыс. изданий, то в 1940 г. их стало около 9 тыс. С каждым годом становилось все больше национальных изданий, газеты выходили на 50 языках, 25 народностей СССР даже получили свою азбуку и прессу при советской власти.

В 30 гг. развиваются отраслевые газеты и журналы. Возникают такие издания, как «За индустриализацию», «Техника», «Тяжелое машиностроение», «Нефть», «Угольная промышленность», «Медицинский работник», «Архитектурная газета» и др.

Все более многочисленной становится районная печать. Если в 1929 г. в СССР выходило 309 районных газет, то в 1940 г. их число превышало 3,5 тыс.

«Тяжелое машиностроение», 1930 г.

В довоенные годы получила развитие лагерная пресса. В число таких газет входило издание Беломорско-Балтийского канала «Перековка», имеющее тираж более 30 тыс. экземпляров. Название газеты отражает главное направление лагерной печати — перевоспитание (перековка) тысяч нарушителей, «годных к социалистическому строительству».

В октябре 1933 г. в стране появляется вторая программа Центрального вещания. Радиопередачи стали доступны для жителей Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. С 1936 г. радиокомитет начал учитывать разницу во времени и ввел пять сеток вещания: центрально-европейскую, среднеазиатскую, западносибирскую, восточносибирскую и дальневосточную. В феврале 1937 г. была принята единая всесоюзная сетка вещания.

Советский солдат с газетой «Правда», 1941 г.

Война внесла существенные коррективы в облик печати: более чем в два раза сократилось количество центральных газет: до войны их было 39, осталось всего 18.

Главной целью печати в военное время была пропаганда и поддержание боевого духа среди населения. К концу 1942 г. ситуация с числом газет немного стабилизировалась: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.

24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро). Совинформбюро обязали оперативно передавать правдивую информацию о событиях на фронте и в тылу. Эти новости предназначались для людей, живущих в СССР и за рубежом. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро. Всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тыс.

Оккупационная немецкая газета «Правда», копия советской, 1942 г.

В военное время незаменимым было радиовещание. Именно оно сообщило о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Радио укрепляло дух людей, призывало не сдаваться: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». В самые сложные времена были слышны голоса Юрия Левитана, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц.

В начале 1945 г. появляется новый вид печати: газеты, предназначенные для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств. В их числе «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.

«Известия», 1961 г.

После окончания войны все республиканские, краевые, областные, городские и районные газеты стали выходить в уменьшенном объеме — на 2 полосах. Все события из жизни страны освещались очень кратко. На качестве печатных изданий также сказывался недостаток журналистских кадров, бедность материально-технической базы. Власти частично решили эту проблему: в центральную и местную печать направили журналистов, деньги, полиграфическую технику и бумагу. Постепенно объем изданий увеличился.

За первое послевоенное десятилетие было принято более 50 документов о печати и других средствах массовой информации. К концу 1940 гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занялся изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина и видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В тематике газет «Советский писатель», «Московский рабочий», «Молодая гвардия» значимое место отдается политической литературе.

К началу 1950 гг. в стране насчитывалось около 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств, выпускавших сотни миллионов книг и брошюр на 78 языках народов СССР. Издатели налаживали отношения с читателями. В редакции газет, например в «Известия» и «Советскую Сибирь», стали поступать письма трудящихся, некоторые из которых публиковались.

22 марта 1951 г. в составе Радиокомитета СССР была создана Центральная студия телевидения. В состав студии входило несколько отделов: общественно-политическая редакция, редакция литературно-драматического вещания, редакция передач для детей и музыкальная редакция.

«Известия», 1947 г.

«Новый мир», 1950 г.

Разоблачение культа личности Сталина породило в истории нашей страны и, в частности, журналистики особый период, который был назван оттепелью. СМИ начинают публиковать статьи о реальной жизни, поднимать проблемы нравственного выбора.

В этом направлении работали авторы «Правды» и «Известий». Большую роль сыграли и толстые журналы, прежде всего, «Новый мир» во главе с А. Твардовским. В нем печатались произведения А. Солженицына, В. Дудинцева, А. Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом.

Александр Трифонович Твардовский, редактор журнала «Новый мир»

Однако эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. При Н. С. Хрущеве прессу начинают критиковать за новые литературные и художественные направления. После отстранения Хрущева от власти все вольности в печати запрещаются. Введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступлений привело еще к большему контролю над СМИ.

Контроль над прессой не ослабевает. С помощью газет правительство контролирует население и отслеживает ход выполнения пятилетних планов, как отдельными предприятиями, так и во всей стране в целом.

Особое место занимает сельскохозяйственная тема. Переустройство жизни на новый лад, внедрение новых систем земледелия, новых технологий выращивания скота — таковы установки, которые даются колхозам и совхозам со страниц газет.

Большинство журналистов в это время должны были состоять в партии, подчиняться партийной дисциплине, проводить линию партии в своих материалах.

«Время», 1968 г.

1 января 1968 г. впервые выходит в эфир главная информационная программа страны «Время». Изначально «Время» выходило 3 раза в неделю и без ведущего — работу в студии заменяли прямые включения журналистов с места событий. В начале 1970 гг. редакцию возглавил легендарный журналист, создатель радио «Маяк» Юрий Летунов, тогда и появился привычный для нас формат — с ведущим в кадре. Сегодня наподобие «Времени» создана масса других информационно-аналитических передач.

Важно, что в 1970-е печать, радио и телевидение начинают активно взаимодействовать. Например, в журналы «Кругозор» и «Колобок» вкладывают звуковые пластинки, совмещая таким образом печатную информацию и радиожурналистику. На радио озвучивают некоторые специализированные издания — «Русский язык за рубежом», «Русский язык в национальной школе» и проч.

«Огонёк», 1995

В период перестройки СМИ вели активную пропаганду. Журналисты освещали различные негативные процессы и явления, которые ранее замалчивались, получили огласку многие судебные дела с видными партийными и государственными деятелями. В это время граждан стали более достоверно информировать о событиях, происходящих в мире. На телевизионных экранах появляются западные политики, например Маргарет Тэтчер. По-иному освещается война в Афганистане (1979-1989 гг.), журналисты склоняют общественное мнение в пользу ее окончания.

В этот период СМИ начинают вести себя более решительно: они пишут правду, начинают по-новому осмысливать историю, в том числе историю партии. В это время публикуются ранее запрещенные произведения А. Солженицына, М. Булгакова, Б. Пастернака и других писателей. Журналистика становится более информационной.

Среди газет, которые выступают за перестройку, — «Известия», «Комсомольская правда», «Московские новости» (Г. Яковлев), журнал «Огонек» (В. Коротич), «Московский комсомолец». Многие толстые журналы — тоже за новый режим, среди них «Новый мир», «Знамя» и другие.

На рубеже 1980-1990 гг. рождается «Радио России», как альтернативное демократическое СМИ. Создается принципиально новая служба новостей (ТСН), которая передает только достоверные новости. Тогда же происходит становление российского телевидения.

В начале ноября 1991 г. Министерством печати и массовой информации РФ были зарегистрированы 1 269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2 200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. Но это далеко не все данные, т. к. часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, а другая — в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных Советов.

В это время в стране появляются различные издания, которые пишут на международные, общественно-политические и социально-экономические темы; выходят издания для семьи и отдыха; для интеллигенции; для безработных; посвященные фантастике, мистике, астрологии; эротические издания и мн. др.

Светлана Сорокина, ведущая программы «Время»

13 мая 1991 г. под руководством первого председателя ВГТРК Олега Попцова и первого директора службы новостей Олега Добродеева в эфир выходит вторая информационная программа «Вести». Первыми ведущими стали: Светлана Сорокина, Александр Гурнов, Владислав Флярковский, Евгений Киселев, Сергей Доренко и Юрий Ростов.

19 августа 1991 г., во время путча, власти, отключив все радиостанции и переведя телевидение в одноканальный режим, не заметили, как появилось новое средство передачи информации — Интернет. В 1993 г. появляются первые веб-сайты. Все главные федеральные и региональные СМИ начинают создавать и распространять свои электронные версии.

27 декабря 1991 г. принят закон РФ «О средствах массовой информации», который в первую очередь провозглашает свободу слова для всех СМИ.

«Учительская газета», первое интернет-издание в России

С каждым годом СМИ становится все больше. По данным Роскомнадзора, в 2017 г. в России официально зарегистрировано более 83 тыс. СМИ. Доминирующие позиции в этом списке занимают по-прежнему газеты и журналы, их доля в общем количестве СМИ 37 % и 28 %, соответственно. Онлайн СМИ и телевидение занимают почти одинаковые позиции — 11 % и 10 %, соответственно.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах