Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды

[mybigtext]После периода каролингского Возрождения западноевропейское искусство, в том числе и ювелирное, продолжало интенсивно развиваться. Считается, что наивысшего расцвета оно достигло в романскую и готическую эпохи (XI — начало XV вв.), о которых мы сегодня и поговорим. [/mybigtext]

Связь ювелирного искусства и церкви

Как уже говорилось в первой части статьи, Средние века в Европе — эпоха, прошедшая под знаком христианства. Главным заказчиком искусства, вплоть до начала XV в., была церковь, поэтому для искусства романского и готического периодов характерен в первую очередь культовый характер. В это время сооружались величественные каменные соборы и церкви, создавались сияющие неземные витражи и скульптуры, весь отрешенный и монументальный вид которых возвещал об окончательной победе духа над материей. Эти тенденции продолжались и в ювелирном искусстве — до нас дошли богато украшенные мощехранительницы-реликварии, кресты, оклады церковных книг и пр.

[myline]Интересно, что религиозная ориентированность присуща в большей степени романской эпохе (XI-XII вв.), чем готической (XIII-нач. XV вв.). [/myline]Конечно, и в романский период создавались вещи светского характера, однако в меньшем количестве, чем до него или после. В частности, известны опахала флабеллумы из павлиньих перьев и тонких пластинок ценных пород древесины; камеи, стилизованные под античные либо подлинные античные (как правило, заключенные в средневековую оправу или представляющие собой часть средневекового ларца), а также многочисленные броши-фибулы и т.д.

Чем примечателен романский период

Романское ювелирное искусство — искусство выразительное, наполненное мощной духовной составляющей и, конечно, находящееся под сильным влиянием византийских традиций. В романский, и особенно впоследствии в готический, период мастерство западноевропейских ювелиров не знало границ — их работа отличалась тонкостью и изяществом.

Богатство декора сочеталось со строгой [simple_tooltip content=’соединением частей в одно целое’]архитектоникой[/simple_tooltip], а сами произведения зачастую имитировали элементы соборов и церквей. Среди самых известных произведений ювелирного искусства романского периода — реликварий трех царей, хранящийся в Кёльнском соборе. Мастер — французский скульптор и ювелир Николай Верденский, в работе которого прослеживается новаторский для того времени интерес к естественной пластике и пропорциям человеческого тела. Достигающий больше метра в ширину, двух в длину и полутора в высоту, реликварий выполнен с поистине впечатляющим размахом — мы видим обилие золота и позолоченного серебра, жемчужин, самоцветов, камней и т.д. В такой же манере выполнено не менее известное произведение романского периода — реликварий Святого Мавра (ныне одна из реликвий Чешской республики), а также Ставелотский триптих.

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды
Ставелотский триптих

 

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды
Реликварий Святого Мавра

Готические ювелирные шедевры

В готическую эпоху средневековое ювелирное искусство достигло пика своего развития. Работы этого времени экспрессивны, эмоциональны, динамичны, изысканны. Большую известность, особенно в Германии и во Франции, получили выемчатые и перегородчатые эмали. Они даже стали визитной карточкой города Лимож.

Лиможские готические эмали, выполненные на медных пластинах, — яркие, непрозрачные, сияющие палитрой сине-зеленых оттенков на золотом фоне. Их часто комбинировали с редкими породами дерева, горным хрусталем и стеклом. При этом в одном произведении сочетали множество техник. Известны, например, лиможские ларцы, в которых, помимо техники выемчатых эмалей, применены ковка, чеканка, резьба, гравировка, золочение. Кроме Лиможа, существовали и другие центры готического ювелирного искусства: Кёльн, Париж, Брюгге.

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды
Брошь Лиможской эмали

Люди готической эпохи носили как религиозные украшения (кресты, медальоны и подвески с образами святых, реликварии, четки), так и совершенно светские. Важно, что с развитием экономики и городской культуры, уже начиная с XIII в., в Европе происходило возрастание роли именно светского искусства. Формы ювелирных украшений усложнились, а тонкость, цветовая гамма и качество работы возросли.

Светский характер ювелирных изделий

Украшения могли иметь самый разнообразный внешний вид и назначение, как чисто эстетическое, так и функциональное или обозначающее статус владельца. Например, если говорить о кольцах, то это кольца-печати с резными камнями, королевские, принадлежащие Папе Римскому, который носил перстень с маленькой фигуркой Святого Петра в ладье. Или рыцарские, в виде пирамиды и с изречением из Библии, посольские, свадебные, кольца членов ремесленных цехов, кольца-реликварии.

[mydoubleline]Особенной любовью пользовались броши: в форме сердца, тернового венца, ладоней, звезды, архитектурных или скульптурных элементов. Многие из них имели символический смысл, например верблюд — символ победы христиан над мусульманами, белка означала плодородие и милосердие, а пеликан, вскармливающий детенышей, — жертвенность.[/mydoubleline]

Пояса, как правило, массивные, металлические, обладали сакральной охранительной функцией. Они были свадебные, подтверждающие статус замужней женщины, ведь для них пояс вообще был обязателен, и просто пояса на каждый день. Мужчины, например, подвешивали на них кошелек и оружие. Существовали и короны: коронационные, погребальные, свадебные, личные, государственные, реликварные.

Интересно, что одежды, как правило, были с глубоким декольте, поэтому шейные украшения в эпоху готики носили, а вот серьги практически нет. Волосы обыкновенно прикрывались капюшоном, платком или иным головным убором.

Вообще украшения любили все, кто мог их себе позволить: короли, знать, торговцы и даже ремесленники. В готическую эпоху ювелирные изделия стали более доступными, появились специальные цеха и лавки. [myline]Известно даже, что в XIII веке был принят запрет на ношение простолюдинами золота, серебра и драгоценных камней. Это же касается и короны — из простого украшения она становится знаком привилегированного сословия.[/myline]

Ювелирное западноевропейское искусство Средних веков. Часть 2. Романский и готический периоды
Корона принцессы Бланш, Англия, ХIV век

Вы, конечно, помните о мании средневековых алхимиков, мечтающих найти способ получения золота, тем более, что эти поиски были так же популярны, как и поиски средства, гарантирующего бессмертие. Поэтому не стоит удивляться, что в то время изготавливалось много подделок, как золота, так и драгоценных камней. Причем не всегда за настоящие самоцветы выдавалось простое стекло — зачастую один менее дорогой камень выдавался за другой. Допустим, чтобы выдать сапфиры за алмазы, в них добавляли краситель и проваривали в масле.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

16 КОММЕНТАРИИ

  1. Today, I went to the beachfront with my kids. I found a sea shell and
    gave it to my 4 year old daughter and said «You can hear the ocean if you put this to your ear.» She placed the shell to her ear and screamed.
    There was a hermit crab inside and it pinched her
    ear. She never wants to go back! LoL I know this is totally off topic but I
    had to tell someone!

    My page … of info (http://tinyurl.com/y7h4d4bm)

  2. Its like you learn my thoughts! You seem
    to understand so much approximately this, such as you wrote
    the guide in it or something. I feel that you just can do with some % to
    force the message home a little bit, but instead of that, this is wonderful blog.
    A great read. I will certainly be back.

    My blog post; airline tickets best price

  3. What’s Going down i am new to this, I stumbled upon this I have found It absolutely helpful and it has aided me out loads.
    I am hoping to give a contribution & help other users like its aided
    me. Great job.

    Here is my web site — best rates on airfare

  4. My family every time say that I am killing my time here at
    net, however I know I am getting knowledge daily by reading
    such fastidious articles.

    Also visit my web-site … cheapest flights guaranteed

  5. Hi this is somewhat of off topic but I was wondering if blogs use WYSIWYG editors or
    if you have to manually code with HTML. I’m starting a blog soon but have no
    coding expertise so I wanted to get advice from someone
    with experience. Any help would be enormously appreciated!

    Also visit my homepage cheapest airline tickets guaranteed

  6. Ahaa, its fastidious discussion on the topic of this
    post here at this weblog, I have read all that, so at this
    time me also commenting at this place.

    Also visit my website … cheap one way airline tickets

  7. You really make it seem so easy with your presentation but I find this topic to
    be actually something that I think I would never understand.

    It seems too complex and very broad for me. I am looking forward for
    your next post, I will try to get the hang of it!

    Check out my web page :: gamefly

  8. Hmm is anyone else having problems with the pictures on this blog loading?
    I’m trying to find out if its a problem on my end or if it’s the blog.
    Any feed-back would be greatly appreciated.

    Also visit my web-site … gamefly

  9. Hi there, You have done a fantastic job. I’ll definitely digg it and personally recommend to my friends.
    I am sure they will be benefited from this website.

    Here is my site — info why (http://tinyurl.com/yyqjmetf)

  10. Your style is unique compared to other folks I have read stuff from.
    Thanks for posting when you’ve got the opportunity,
    Guess I will just bookmark this web site.

    Here is my blog … info there (tinyurl.com)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Новые статьи