Юбилейный год Европейский Союз встречает в условиях кризиса

Европейский союз встретил нынешний юбилейный год в сложных условиях, хотя за прошедшую четверть века и были достигнуты впечатляющие успехи. Очевидны и серьезные кризисные явления, продемонстрированные британским «Брекситом». Однако серьезные внешние и внутренние вызовы последних лет могут консолидировать страны ЕС и способствовать выходу на новый уровень развития.


 

Нынешний год для Европейского союза — юбилейный. 60 лет назад, 25 марта 1957 г., шесть европейских стран подписали Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Оно создавалось для экономической интеграции, т.е. свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. 25 лет назад, 7 февраля 1992 г., в голландском городе Маастрихт 12 государств подписали Договор о Европейском союзе. Документ официально вступил в силу 1 ноября 1993 г. Таким образом, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) трансформировалось в Европейский союз (ЕС), в котором ныне состоят 28 стран, решившие создать единое экономическое, валютное, социальное и политическое пространство.

ЕС играет важную роль в мировой политике

Локомотивом образования Европейского союза стали наиболее сильные, экономически развитые и конкурентоспособные страны Европы: Германия и Франция. Одной из причин объединения было опасение стран-участниц возможного чрезмерного усиления в Европе роли объединенной Германии. Создание ЕС происходило на фоне распада СССР и падения социализма в Восточной Европе. К этому времени были ликвидированы СЭВ и ОВД.

Наблюдались процессы интенсивной глобализации, сопровождавшиеся фактическим отказом от государственного суверенитета и трансформацией всей Вестфальской системы, сложившейся в середине XVII в. Американский философ, политолог, политический экономист и писатель Фрэнсис Фукуяма тогда вообще заявил о «конце истории» — триумфе западного открытого общества и рыночной экономики. После Маастрихтского договора последовали Амстердамский договор (1997), Договор в Ницце (2001) и Лиссабонский договор (2007).

За прошедшую четверть века были достигнуты впечатляющие успехи. Страны ЕС играют важную роль в мировой экономике. Объединение стало крупнейшим единым рынком на планете.

Вместе с тем подобные успехи Европейского союза не могут заслонить и серьезные кризисные явления, продемонстрированные британским «Брекситом». Как известно, во время референдума 2016 г. за выход Великобритании из Европейского союза высказались 51,9% проголосовавших. Итоги референдума имеют огромное значение, в т.ч. и психологическое, не только для Великобритании, но и для всего ЕС и его исполнительных органов.

Брексит - серьезное кризисное явление.

Серьезные кризисные моменты, с которыми сталкивается ныне ЕС, еще рано характеризовать как системный кризис. Тем не менее они достаточно остры. К ним можно отнести:

— излишнее расширение и вызывающие диспропорции соединения в ЕС стран с разным уровнем социально-экономического развития;

— рост националистических настроений в Европе;

— очевидное доминирование Германии в ЕС. Роль Франции сведена к уровню «младшего партнера» лидера;

— кризис еврозоны, который затронул не только страны «периферии», но и третью экономику ЕС — итальянскую;

— миграционный кризис и связанный с ним рост террористической угрозы;

— бюрократизация ЕС в связи с созданием наднациональных структур. Выражение «европейские бюрократы» стало нарицательным и служит удобным жупелом для чиновников правительств стран ЕС и политиков для объяснения избирателям собственных провалов и неудач;

— преобладание политических аспектов интеграции над экономическими, выразившееся, в частности, в попытке принятия конституционного документа. А в последнее время внешняя политика в Евросоюзе начинает доминировать над внутренней;

— обострение отношений ЕС с США в связи с победой там на президентских выборах Д. Трампа, скептически настроенного к развитию отношений с Европой в рамках глобализации, поддерживавшихся прежней администрацией;

— усиление позиций в ЕС «евроскептиков», особенно в свете предстоящих в Европе выборов;

— попытки придать ЕС большие военные функции в связи с политикой США в отношении НАТО, направленной на увеличение военных бюджетов стран блока;

— стремление сплотить ЕС на антироссийской риторике и раздувании мифа о российской угрозе;

— недостаток демократии в ЕС в связи с упором на технократические, бюрократические и дипломатические аспекты деятельности. Проповедуя нормы демократии, защиты прав человека или верховенства законов, Евросоюз не всегда последователен в их реализации на своей территории и уже не может в прежнем объеме гарантировать безопасность своим гражданам.

Однако указанные проблемы не означают отсутствия у ЕС мощного потенциала и возможностей для преодоления существующих кризисных явлений.
Конечно, Евросоюз, как и четверть века назад, все еще далек от идеала. Но зачастую его критика вовне и изнутри основана на несбывшихся ожиданиях. Острые внешние и внутренние вызовы последних лет (большие миграционные потоки, террористическая угроза и борьба с раздуваемой российской угрозой) могут консолидировать страны ЕС и способствовать выходу на новый уровень развития.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи