Проблемы общества потребления

[mybigtext]Общество потребления представляет собой специфический тип социальной организации, распространившийся по всему миру во второй половине ХХ века, в котором рост производства товаров провоцируется в первую очередь увеличением объёмов их потребления. Характерной  его чертой является переход от функционального использования товаров, то есть использования их для решения определённых задач, к потреблению ради самого потребления, следования моде, демонстрации статуса, получения удовольствий и т.д. Особое значение в таком обществе приобретают отрасли, которые занимаются не производством товаров, а стимуляцией их потребления, например реклама и система кредитования. [/mybigtext]

Экологические проблемы

Самая очевидная проблема, связанная с таким обществом, — экологическая. Ресурсы нашей планеты не безграничны, как и её способность справляться с загрязнением.

Общество потребления намеренно провоцирует быструю смену моды на товары. Иначе их не будут потреблять и произойдёт кризис перепроизводства — предприятия встанут, потому что не смогут продать производимые ими товары, а работающие на них люди потеряют свою работу и не смогут товары приобретать.

Такому обществу необходимо стимулировать потребление. Наиболее распространёнными средствами для этого являются увеличение возможностей потребителей и провоцирование желания покупать эти товары. Для увеличения возможностей чаще всего используется кредитование, ведь, поскольку основной целью производителей является всё же извлечение прибыли, повышать зарплаты работникам им не выгодно. Кредитование позволяет сократить финансовый цикл, давая возможность потребителям больше не откладывать получение удовольствия от покупки и использования продукта, а получить его мгновенно, оставляя расплату за него на потом и заодно делая его должником системы потребления, вынужденным расплачиваться за уже полученное удовольствие.

Другой способ увеличить потребление товаров связан с быстрой сменой моды на них. Это позволяет существенно сократить цикл использования вещи, ведь она становится ненужной не тогда, когда приходит в негодность, а тогда, когда проходит мода на неё. В результате на свалку отправляются добротные, вполне еще пригодные вещи.

Робот, поп-арт

Кроме того, быстрая смена моды позволяет производителям делать менее качественные товары в расчёте на то, что, когда спрос на данный товар пройдёт, он будет уже не нужен, так что никто не ожидает от него долгой эксплуатации. Да и требований со стороны потребителей к товару, срок службы которого ожидает быть недолгим, существенно меньше.

[myline]В конечном итоге общество излишнего потребления товаров становится обществом их излишнего производства, а также обществом потребления ресурсов и избыточного производства мусора.[/myline]

Эксплуатация труда

Характерная для общества потребления стимуляция производства делает товары более доступными для широких слоёв населения, заодно увеличивая его покупательную способность. Однако достигается это за счёт повышения производительности труда. И оно вовсе не обязательно связано с применением новых технологий производства или улучшением качества логистики. Когда эти меры исчерпывают себя, владельцы предприятий стремятся повысить производительность за счёт увеличения эффективности работы сотрудников. Обычно это  достигается за счёт усиления их эксплуатации, большей рутинизации труда, увеличения количественных показателей, слежки и давления на сотрудников. Всё это вызывает у рабочих стресс, который они опять же снимают с помощью потребления.

Другая проблема, связанная с эксплуатацией труда в обществе потребления, состоит в том, что труд, который мог бы использоваться на производство благ и идей, а также на улучшение качества жизни людей, перенаправляется на занятия, связанные со стимуляцией спроса на вещи. Нам постоянно говорят о том, что, дескать, «заводы стоят», но при этом как-то забывается, что большинство заводов находятся в странах третьего мира. Люди же из первого мира заняты в основном двумя вещами: управлением производством и продажей товаров. Возникает вопрос: зачем жителям стран первого мира вообще работать, если они практически ничего не производят, а если они ничего не производят, зачем им заниматься перепотреблением, стимулирующим производство?

Получается, такое общество функционирует, только чтобы воспроизводить само потребление. Наращивая же производство ради обеспечения потребностей его членов, оно оказывается вынужденным ещё больше стимулировать потребление, чтобы предотвращать кризисы, вызываемые перепроизводством.

Wow, вау, поп-арт

Социальное неравенство

Наконец, структура общества потребления скрывает от нас реальную структуру общества. Американская исследовательница Джудит Уильямсон пишет об этом следующее:

[myquotes]В нашем обществе, где реальные различия между людьми конструируются их ролью работников в процессе производства, продукты их собственного труда используются в подставных категориях, применяемых в рекламе, чтобы скрыть реальную структуру общества посредством замены классовых различий на вариации в потреблении товаров. Таким образом, вместо того чтобы идентифицироваться через производство, люди вынуждены идентифицироваться через потребление… наc заставляют чувствовать, что мы можем подняться или опуститься по социальной лестнице посредством того, что мы можем купить, и это скрывает реальную классовую базу, лежащую в основании нашего социального положения. Фундаментальными различиями в обществе всё ещё являются классовые различия, однако использование товаров как средства создания классов и групп перекрывает (накладывается на) их. Оно перекрывает идеологию.[/myquotes]

То есть общество потребления скрывает реальные социальные противоречия. Как следствие, поскольку возможности их артикулировать нет, нет и возможности снизить их остроту. Когда же они обострятся до предела, уже не будет возможности предотвратить коллапс всей системы.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x