Высокотехнологичный гардероб: чем живет рынок «умной одежды»
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Готовы поспорить, что нелегко будет найти ответ на вопрос: в какую сферу производства и потребления еще не проникли цифровые и информационные технологии? Вот и индустрия легкой промышленности, во многом процветающая под названием «мода», не является исключением. С каждым годом на рынок выходит все больше предметов гардероба, которые могут контролировать наше здоровье, привычки и даже состояние окружающей среды вокруг. Мы решили рассказать вам, как дизайнеры и инженеры экспериментируют с «умной одеждой», которая может выполнять большие функции, чем просто покрывать наши тела. А точнее, быть одеждой, которая действительно взаимодействовала бы с нами.
Как развиваются «носимые технологии»
По оценкам агентства Cientifica Research, интеллектуальная одежда — это синоним четвертой промышленной революции в текстильной промышленности, которая в 2025 году достигнет объема продаж в более чем 130 млрд долларов. Хотя история зарождения этой отрасли берет свое начало аж во второй половине прошлого века.
Так, в 1968 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась новаторская выставка под названием Body Covering. Основное внимание на ней уделялось взаимосвязи между технологиями и одеждой. Например, среди экспонатов были представлены костюмы космонавтов вместе с одеждой, которая могла раздуваться и сдуваться обратно, нагреваться, загораться и остывать. Там же были представлены электролюминесцентные платья и ремни со встроенным сигналом сирены.
Как мы видим, переосмысление функциональности одежды началось довольно-таки давно. По мнению самих разработчиков «умных вещей», многие инновации в этой сфере не «выстрелили» на рынке, потому что создавались с опорой на технологические возможности, а не на потребности конечного потребителя. То есть некий интересный симбиоз гаджета и предмета гардероба придумывался для адаптации технологии, а не потому, что на это решение есть спрос. Именно по этой причине многие разработки «умной одежды» провалились в продаже или стали развиваться в тех направлениях, где платежеспособные потребители приучены к вложениям в дорогие и технологичные вещи, которые, возможно, не так уж и нужны. Речь идет о рынке спортивной одежды и люксовой моды.
Сейчас все же спрос на смарт-одежду со встроенными вычислительными устройствами медленно, но верно растет.
Три поколения «умной одежды» и их яркие образцы
В общем и целом всю отрасль интеллектуальной одежды можно разделить на три категории. Представители первого поколения — это носибельные предметы, к которым можно прикрепить определенный датчик. Этот подход близок производителям фитнес-облачения, вроде компаний Adidas, Nike и Under Armor. Их умные футболки и куртки подсоединяются к основному гаджету (чаще смартфону) или передают на него необходимую информацию, типа частоты пульса, температуры кожи, насыщения кислородом и числа потраченных калорий.
К примеру, дизайнер Полина ван Донген создает одежду, способную впитывать солнечную энергию, чтобы заряжать смартфон прямо на улице. Среди ее последних изобретений — футболка и парка, в которые встроены 120 солнечных батарей. Они захватывают достаточно энергии, находясь на ярком солнечном свете, чтобы зарядить телефон всего за пару часов. Аналогичную задумку воплотил бренд Joe’s Jeans, который разработал джинсы, в кармане которых можно зарядить телефон или плеер. А одной из громких новинок прошлого года стала смарт-куртка совместного производства Google и Levi’s.
Продукты второго поколения уже содержат в себе самостоятельные датчики, которые меняют свойства вещи или контролируют различные биометрические показатели владельца. В этом направлении особенно усердно работают специалисты корпораций Samsung, Alphabet и Flex.
Вот один из недавних примеров. Компания Mang’s Tangible Media Group, что базируется в уже упомянутом MIT, создала спортивную одежду, которая проветривается, когда спортсмен потеет. Особые бактериологические индикаторы напечатаны на одежде, которая расширяется и сжимается на основе воздействия влаги на бактерии.
А вот разработка, ориентированная на рынок детских товаров. Компания Mimo предлагает заботливым родителям приобрести одежду для младенцев, оснащенную сенсорами по контролю дыхания, температуры и активности ребенка во время сна.
В третьем поколении умной одежды сам предмет и есть датчик. Но здесь возникает масса сложностей, с которыми физики, инженеры, нанотехнологи и материаловеды пока только пытаются справиться. Прежде всего речь идет о необходимости мощной силы автономного заряда, его долговечности и стойкости, иначе любая смарт-вещица превращается в простой кусок ткани с проводками и микросхемками.
Поэтому именно в рамках третьего поколения дизайнеры и ученые экспериментируют с умным текстилем и переосмысливают опыт ношения одежды как формы самовыражения. Сейчас в разработке находится проект перчаток с биосенсорами, вплетенными в материал, способный определять температуру кожи, а затем выделять тепло, когда это необходимо. Напомним, мы уже как-то рассказывали о проекте калифорнийских ученых по созданию перчаток, способных переводить язык жестов на словесную речь.
На пути к эре смарт-гардеробов
Надо сказать, именно такие проекты сегодня являются двигателями рынка технологий смарт-одежды. Идеи для обеспечения безопасности работников, для использования в военных целях, в качестве терапевтического или оздоровительного средства — вот за этим будущее интеллектуального гардероба. Потому как назначение каждой такой вещи сразу становится очевидным, и его намного проще реализовать, чем пытаться заставить одежду просто копировать то, что может сделать смартфон или планшет.
Да, для разработчиков очевидно, что люди не хотят покупать одежду, принимая во внимание только технологические соображения. Одежда, по самой своей природе, должна часто меняться. Да, включение каких-либо датчиков в одежду представляет собой серьезное изменение в мышлении и производителей, и потребителей. Но последние тенденции в этой области наглядно демонстрируют, что теперь «умная одежда» становится все больше похожа именно на одежду, а значит может быть намного легче включена в повседневную жизнь человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.