Социальные науки

Врубель — непризнанный гений эпохи

1 ноября 2017 0

Врубель, демон, художник, гений

Подпись М. Врубеля времён работы над "Демоном сидящим", источник: Wikimedia 

На вопрос «кто ваш любимый художник?» многие, не задумываясь, отвечают, что это М. Врубель. Чем же его произведения отличаются от произведений многих других талантливых живописцев? Что в них такого особенного, почему даже сегодня они заставляют сердце сжиматься, будто бы в предчувствии некой волнующей тайны?

Мистический гений Михаила Врубеля

Михаил Врубель (1856-1910) — личность, бесспорно, неординарная даже по меркам рубежа XIX—XX веков, богатого на таланты, художественные объединения и новые течения как в русском, так и в европейском искусстве. Все они были весьма любопытные: глубокий и многогранный символизм, склонный к эстетике и украшательству модерн, а также товарищество наших соотечественников, передвижников, любителей академизма и правдивых реалистичных пейзажей. Может быть, М. Врубелю удалось не потеряться на их фоне именно потому, что он до конца не примыкал ни к одному из разнообразных течений.

Искусство Врубеля стоит вне каких-либо рамок: временных, пространственных или жанровых. Он — типичный универсалист. Именно таких мастеров очень ценили в эпоху Возрождения. Можно без преувеличения сказать, что по разносторонности своего творчества он мог бы соперничать с великим Леонардо. Ведь Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного и монументального искусства. Он занимался живописью и графикой, керамикой, декоративной скульптурой, стенными росписями, витражами, архитектурой, придумывал театральные декорации.

Более того, он умел работать без предварительного наброска — так он создавал некоторые из своих больших монументальных панно. Любопытный факт — именно это отталкивало от него многих современников, заставляло считать его дилетантом.

Мы ведь и сегодня сомневаемся в том, что возможно качественно и профессионально заниматься многими вещами одновременно, правда? Ситуация сгладилась лишь в поздний период жизни М. Врубеля, в начале XX века, когда к нему пришло признание.

Демон, Врубель

Михаил Врубель, «Демон сидящий»

Чем вдохновлены работы Врубеля?

Он учился у И. Репина и был любимым учеником П. Чистякова. И именно благодаря ему Врубель научился применять в живописи «структурный анализ формы». Этот метод кажется аналитическим и декоративным одновременно — он предполагает резкое очерчивание граней предметов и фигур. В результате на стыке их плоскостей будто возникают причудливые калейдоскопические миры. В годы обучения Врубель также изучал техники старых мастеров, интересовался византийским искусством, а по окончании Академии художеств работал над росписями и мозаиками киевских храмов: Кирилловской церкви и Софийского собора.

Далее начался период увлечения эпосом, Библией, сказками и М. Лермонтовым, книги которого он тогда иллюстрировал.

В работах Врубеля появилась фигура лермонтовского Демона, образ творческого мятежного духа, волнующий его на протяжении всей жизни (1890 г. — «Демон сидящий», 1899 г. — «Демон летящий», 1902 г. — «Демон поверженный»).

К слову сказать, повседневность художника совершенно не волновала. На его произведениях лежит отпечаток тайны, скрывающей противоречия самой личности Михаила Врубеля, несомненно талантливой, но страдающей, вечно находящейся в поиске и непонятой современниками. Как правило, они просто замечали за Врубелем «влюбленность в странное». Лишь немногим при взгляде на его искусство открывалось то недоступное материальному миру, что чувствовал сам художник.

Одним из этих немногих был поэт А. Блок, который писал, что Врубель слышал «глухой ветер из тех миров».
Его искусство ценил и С.И. Мамонтов, промышленник и меценат, ключевая фигура в экономической и художественной жизни России того времени.

Михаил Врубель, «Демон Поверженный»

Читаем врубелевские образы

Естественно, изобразить неуловимые, призрачные и порой мистические образы, являющиеся художнику, было бы невозможно в абсолютно реалистической манере. На помощь Врубелю пришли черты и приемы символизма, а также нарождающегося модерна — такие, к примеру, как стилизация, орнаментальность, любование прекрасными текучими линиями. При этом Врубель не отказался и от реалистической основы, и от метода П. Чистякова, разделяющего формы на резкие грани плоскостей.

Панно «Утро»


Рассмотрим одно из произведений М. Врубеля — панно «Утро», написанное в 1897 году. На маленьком участке неба светлеет утренняя заря, и кроны могучих деревьев, густые заросли травы и стоячая вода лесного болота читаются одним пятном. Тут и там его разбавляют цветы, распускающиеся навстречу солнцу. Перед нашими глазами — одно из важнейших таинств: пробуждение природы. И художник придал ему еще больше сказочности, создав необыкновенно поэтичный и лиричный образ. Большую роль в этом сыграли четыре женские фигуры — по-видимому, духи природы — умело вписанные в фон произведения. Несмотря на то что панно является частью триптиха «Времена дня», оно кажется вполне самостоятельным произведением.

Характерен врубелевский дробный, будто бы мозаичный мазок, резкие линии, декоративность, цветовая гамма, составленная из двух-трех оттенков.

В данном случае оттенки синего и зеленого цветов — холодная палитра, напоминающая об утренней свежести и прохладе.

Интересно, что именно панно «Утро», отвергнутое заказчиком и показанное на знаменитой выставке русских и финляндских художников, которое объединение «Мир искусства» продемонстрировало в стенах музея училища А.Л. Штиглица, способствовало дальнейшей славе М. Врубеля и присвоению ему звания академика живописи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться