Социальные науки

Влияние социального устройства на формирование депрессии

16 ноября 2017 0

депрессия, девушка, окно, свет

 

В дополнение к статье о депрессии мы предлагаем вам ознакомиться с идеями британского философа и исследователя культуры Марка Фишера, который напрямую связывает распространение этой болезни с устройством современного общества.

Фишер предлагает трактовать депрессию не как индивидуальную проблему, а как социальную. Он видит причины возникновения и массового распространения этого заболевания не в психологических и физиологических проблемах конкретного человека, а в самом общественном устройстве, которое эти проблемы порождает.

По его мнению, неолиберальное капиталистическое общество эксплуатирует чувство тревоги, бессилия и одиночества, чтобы сохранять собственную структуру. Основная идеологическая предпосылка, которую оно продвигает, состоит не в том, что такое общественное устройство хорошо, а в том, что ему нет никакой осуществимой альтернативы.

Ожидания vs реальность

При этом существует пугающее несоответствие между тем, что обещает нам капитализм, и что он предоставляет в реальности. С одной стороны, нам постоянно говорят, что мы можем добиться чего угодно, если будем усердно работать и учиться, получим хорошее образование, будем воплощать собственные идеи и работать в удовольствие. С другой стороны, оказывается, что те, кто получает больше всего, работают меньше. Тогда как больше всего вынуждены работать те, кто получает меньше всех.

Реализация любых идей требует денег, сил и времени, которых нет у бедняков, и при этом она крайне редко приносит какую-либо финансовую выгоду. Образование требует больших денежных вложений, которые люди из низших слоёв опять же не способны себе позволить. И при этом оно вовсе не гарантирует получения хорошо оплачиваемого рабочего места после выпуска. Более того, велика вероятность, что после окончания университета человек вновь будет вынужден вкладывать дополнительные средства в развитие своей карьеры, работая на неоплачиваемых или почти неоплачиваемых стажировках.

Поскольку главным средством решения проблем являются деньги, основным способом выхода из этого положения для бедняков является долг. Система сама порождает требование платить за всё больше и больше ради увеличения чувства ценности,создаваемых в её рамках предметов и услуг, и сама же предлагает покрыть стоимость этих предметов и услуг, заняв деньги у себя будущего.

Фишер демонстрирует это на примере системы образования, повышение платы за получение которого обосновывается тем, что студенты будут больше ценить его и, соответственно, больше требовать от преподавателей. Сами же преподаватели не получают никакой выгоды от этого повышения цен, но получают увеличение нагрузки. Студенты же вынуждены брать всё большие и большие кредиты, захватывая всё больше и больше времени из собственного будущего на их оплату.

В системе, обещающей всем равные возможности, продолжают преуспевать только наследники богатых родителей, способные позволить себе дорогое образование и реализацию собственных идей, а также имеющие хорошие связи. В конечном итоге именно они занимают лучшие рабочие места. И такое положение обычно обосновывается тем, что у них есть первоклассное образование, опыт и полезные знакомства.

У работников же низших звеньев постоянно появляется чувство профессионального несоответствия и недостаточности прилагаемых усилий из-за постоянного аудита и курсов повышения квалификации. Работник должен постоянно доказывать свою профпригодность. Его статус никогда не является окончательно подтверждённым и всегда подлежит пересмотру, лишая работника гарантий будущего. При этом сама процедура аудита является максимально запутанной и бюрократической. Работника проверяют десятки различных инстанций, требования которых могут быть едва ли не противоречащими друг другу, так что он навечно завязает в борьбе с этой машиной.

рука, окно, стекло

Всё это сопровождается ростом влияния транснациональных корпораций, сокращением количества рабочих мест, переходом от постоянной занятости к проектной и уничтожением или кардинальным ослаблением профсоюзов. Если раньше объединения работников могли влиять на работодателей и улучшать условия труда, то сейчас работники практически бессильны, они ничего не могут изменить. Людей вынуждают радоваться, если у них вообще есть хоть какая-то работа.

Индивидуализация социального

Неспособность же её найти или выполнять на требуемом недостижимо высоком уровне — квалифицируется как индивидуальная, а не общественная проблема, и работник вынужден её решать в индивидуальном порядке. Поэтому люди начинаю винить себя, а не социальные структуры, которые обещают каждому неограниченные возможности, но не исполняют своих обещаний.

Получается, ничем не ограничиваемый капитализм одной рукой даёт людям надежду на лучшее будущее, а другой рукой немедленно её отбирает, предлагая нам взять будущее в долг. Нам говорят, что каждый способен достичь чего угодно, но это оказывается возможным только при условии изначального наличия у человека ресурсов, необходимых для достижения его целей. Под маской улучшения качества товаров и услуг кроется всепоглощающая бюрократическая машина, порождающая тревогу за счёт вечной неопределённости статуса работника, а за идеей постоянного личностного роста скрывается усиление эксплуатации.

При этом система всё время старается переложить ответственность за собственное несовершенство на плечи и сознание работников, порождая тревогу перед будущим и настоящим, чувство бессилия и одиночества и постоянное ощущение собственной несостоятельности. Поэтому Фишер считает депрессию не индивидуальной, а коллективной болезнью, поражающей общество, скрывающее собственное несовершенство.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться