В США успешно испытали новый космический шаттл

С 1981 года по 2011 NASA использовала для своих космических транспортных нужд корабли программы «Спейс Шаттл». 135 раз стартовали «космические челноки» с мыса Каннаверал во Флориде, и 133 запуска были успешными. Катастрофы «Челенджера» при старте и «Колумбии» при посадке вкупе с дороговизной проекта положили конец эпохе шаттлов, которым Штаты теперь активно ищут замену.

Шаттл Dream Chaser

Компания Sierra Nevada успешно протестировала свой мини-шаттл, о чем поспешила сообщить в корпоративном твиттере. Космический корабль получил название Dream Chaser. Его разработка, постройка и тесты проходят в рамках контракта компании с NASA. В рамках испытаний челнок поднялся в небо, совершил полет в атмосфере и вернулся на землю.

Sierra Nevada Corporation (SNC) была основана в 1963 году Джоном Крисхольмом. SNC начиналась как небольшой проект в одном из гаражей Невады. Со временем она стала крупной компанией с представительством во многих штатах США и некоторых странах Европы. В 1994 году компания перешла в руки супругам Олменам, а в 2004 году было публично объявлено о старте разработки Dream Chaser. Разработка частного космического корабля для доставки грузов к МКС укладывается в программу NASA Commercial Orbital Transportation Services (COTS), о которой мы рассказывали в новости про Cygnus.

Dream Chaser представляет собой космический корабль, напоминающий одновременно и старые шаттлы, и самолет, только в несколько раз меньше. При собственном весе в 20 тонн он может нести до 5,5 тонн полезного груза, а в пилотируемой версии — от 2 до 7 человек.  Dream Chaser оснащен собственным гибридным двигателем — он работает на соединениях жидкого и твердого видов топлива с окислителем оксидом азота.

Помимо размеров Dream Chaser отличается от Спейс Шаттлов тем, что будет устанавливаться не сбоку от ракеты, а сверху. Это исключит ситуацию, подобную гибели «Колумбии», когда корабль был поврежден элементами ракеты-носителя. Кстати, ракетой для Dream Chaser станет «Антарес» от Orbital ATK.

БОР-4

Внимание отечественных СМИ к Dream Chaser привлек не двигатель и не особое расположение относительно ракеты-носителя. У американского мини-шаттла довольно интересная история создания.

В 1990-х NASA разрабатывала проект орбитального самолета HL-20. Он должен был собрать на себе все признаки, привычные для современных космических кораблей: компактность, многоразовость, низкая цена запуска. Но столкнувшись с рядом технических трудностей, проект был закрыт, и никаких физических свидетельств разработки не осталось.

HL-20 лег в основу Dream Chaser, однако у него самого есть «заокеанский» предок. Этим предком был советский БОР-4, по снимкам которого и создавался HL-20.

В 60-е годы, когда вовсю шла гонка вооружений, Советский Союз решил создать орбитальный самолет в противовес американскому X-20 Dyna Solar. Концепция была такова: орбитальный самолет должен выводиться на орбиту специальным гиперзвуковым разгонщиком, после чего он сам продолжил бы движение на своем двигателе. Весь комплекс разработки поручили ОКБ А. И. Микояна, а во главе встал авиационный инженер Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Перспективная система получила название «Спираль». Разработка началась в 1966 году. Всего в рамках «Спирали» было создано три типа кораблей: БОР-1, 2, и 3, два из которых выдержали успешные испытания. Впрочем, «Спирали» не суждено было стать флагманом отечественной аэрокосмонавтики — проект закрыли из-за дороговизны и за ненадобностью. Кстати, точно так же закрылся и американский проект.

БОР-4, фотографии которого попали к американцам, разрабатывался уже в рамках проекта «Буран». Этот проект, предложенный еще в начале 70-х, должен был стать нашей собственной версией Спейс Шаттла. Корабль «Буран» на ракете «Энергия» даже удалось один раз запустить в 1988 году. Однако позже возникли проблемы с финансами, да и вообще с экономикой СССР, а распад страны и кризис 90-х поставил крест на всех начинаниях. Тем не менее, в рамках разработки «Бурана» был построен БОР-4, перенявший схемы и наработки «Спирали». «Четверка» должна была отработать технологии теплозащиты для «Бурана», и с поставленной задачей она справилась: в 1982 году корабль сделал 1,82 витка вокруг планеты и приводнился в Индийском океане.

Вскоре NASA получила фотографии советского космического корабля, и тогда в головах американских инженеров родилась мысль, что можно кое-что перенять у СССР. Впрочем, проект, что называется, не взлетел ни у нас, ни у США, но дал импульс частным американским компаниям, и импульс этот стал кораблем Dream Chaser.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи