Тайны в литературе и искусстве

24-25 апреля 2017 года в Пушкинском доме (Институт  русской литературы Российской академии наук)  состоялась IV Апрельская междисциплинарная международная научная конференция «Все секреты мира: тайны в литературе и искусстве».

Эта конференция сильно отличалась от подобных научных событий, потому что тема самого мероприятия и все доклады были пропитаны духом элитарности литературы и искусства, а также желанием приоткрыть завесу тайн.

Как говорят специалисты – процесс познания литературы и искусства являет собой предметное поле для многих исследований. Тонкая грань между тайным и явным, скрытым и показанным широкой публике в культуре нового времени более, чем изменчива. И разработка эволюционного истолкования моделей познания позволит определить, какие скрытые механизмы управляют развитием культуры золотого, серебряного и железного веков. На этом фоне вопрос соотношения тайного и явного стоит особо остро.

Во-первых, хочется вспомнить множество и жанров, явный интерес к которым назрел уже достаточно давно: это мистический роман, теософская проза, «роман тайн» и многие другие. Во-вторых, крайне занимательно исследовать, как меняется представление о тайном и сокрытом, как загадка определяет сюжет и идею отдельных явлений и событий в искусстве. Классические научные подходы дают возможность описать изменения понимания тайны в виде эволюционных схем развития, едва приближающих нас к решению проблемы познания в литературе и искусстве. Еще больший интерес вызывают следующие вопросы: кто создает тайну — автор, критик или читатель? Кто моделирует «замкнутые» конструкции, определяющие «закрытость» тех или иных эстетических явлений: будь то жесткая схема детективного романа или запутанная структура теософского трактата?

Конечно, после конференции появилось намного больше вопросов, чем было до, но разве не в этом прелесть познания?

С материалами докладов в популярной форме вы можете ознакомиться на страницах нашего журнала.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи