Кто такой «хороший слушатель» и почему быть им полезно

[mybigtext]Есть такая поговорка: «Слово — серебро, молчание — золото». Что она означает применительно к современному миру, буквально сотканному из вербальных коммуникаций? Возможно, то, что быть хорошим слушателем для каждого из нас не менее важно, чем убедительным оратором. Попробуем разобраться почему.[/mybigtext]

Что значит быть «хорошим слушателем»

Все мы живем среди общения, а общение предполагает два информационных потока, прямо как в журнале звонков наших сотовых — исходящий и входящий. Быть хорошим слушателем, очевидно, означает уметь правильно воспринимать этот «входящий» поток. Правильно не только с точки зрения полноты понимания и использования всех слов и цифр, но и с точки зрения ответной реакции в сторону рассказчика. Ведь она, безусловно, должна быть такой, чтобы он и чувствовал себя уместным в момент слушания, и желал дальше поддерживать с нами взаимодействие.

Все — от матерей семейств, где дети периодически приносят из школы двойки и вынуждают оправдываться за них, до кандидатов в президенты, выступающих перед публикой, которая всегда найдет, что в государстве надо исправить, — хотят, в сущности, одного и того же. Если не быть, то прослыть «правильным», вызывающим доверие собеседником. Потому что только ребенок, которого выслушивают, не убежит, в конце концов, из дома от родительского непонимания, и только избиратели, которые получили обратную связь от кандидата, правильно проголосуют.

Уровни и виды слушания

Слушать, говорят психологи, можно совершенно по-разному. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.

Так, например, в работе «Коактивный коучинг» Генри Кимси-Хаус, Фил Сэндал и Лаура Уитворт выделяют три типа слушания: внутреннее (internal), фокусированное (focused) и глобальное (global), каждое из которых в принципе может принести вам нужные результаты в тех или иных ситуациях.

Внутреннее слушание предполагает восприятие информации от собеседника, но при этом и требует концентрации сугубо на мыслях и ощущениях, которые эта информация вызывает в нас самих. [myline]Примером, в котором внутреннее слушание продуктивно, может быть диалог между дизайнером кухонного интерьера и заказчиком — владельцем квартиры. Допустим, вас спрашивают, стоит ли поклеить на стены фотообои с канадским бобром на природе, и вы думаете, симпатичны, вам бобры или нет.[/myline]

Фокусированное слушание может создать ситуацию, напоминающую размещенный в нашем журнале материал с тестом на избирательность внимания: тогда предлагалось посчитать число передач мяча людьми в белой одежде, и при этом вы пропустили появление в кадре человека в костюме гориллы. Фокусированный слушатель всеми силами вникает и в словесное содержание, и в эмоциональный контекст какой-то одной области происходящего, при этом он не замечает другие. Например, мать, услышавшая плач своего младшего больного ребенка, усердно стремится «вчувствоваться» в происходящее с ним, при этом безучастно кивая старшему сыну, который тем временем берет с комода не предназначавшиеся ему деньги. Если старший при этом не оставит семью без средств к существованию, можно считать, что героиня такого сюжета слушает «правильно».

Глобальное слушание — это то, чем, по идее, должны владеть люди публичных профессий — артисты, политики, преподаватели. Наблюдая за реакцией других на заданный ими информационный поток, они смотрят на то, как он отражается в восприятии многочисленных адресатов в целом, и не упускают частности. Так, хороший комик заметит скучающих после его шутки троих людей среди смеющегося зала и сделает соответствующие выводы.

лекция, событие, слушать

С другой стороны, у специалистов принято различать также пассивное и активное слушание. Разница между ними проста: в первом случае вы работаете или как «записывающее устройство», которое накапливает информацию без необходимости ее анализировать, или как, пардон, мусорный бачок, куда собеседник хочет просто сбросить накопившиеся и терзающие его лишние эмоции и мысли. Во втором вы — субъект разговора, даже если молчите. Вы воспринимаете информацию, интерпретируете ее, реагируете.

Чтобы быть «хорошим» слушателем, скорее всего, нужно быть «активным». Кроме того, иногда это даже намного полезнее для душевного здоровья. Зайдите, например, на популярный в нашей стране портал он-лайн консультаций психологов All-Psy.com. Вы увидите, какое много людей жалуется на то, что окружающие используют их в роли «жилеток», в которые можно поплакаться, и как настойчиво психологи говорят о том, что дружба, любовь и т.д. возможны в ситуациях с равными собеседниками. А быть равным, если мы говорим о слушании, — значит, быть активным.

Какие советы специалисты дают тому, что хочет стать хорошим слушателем?

Таких советов чрезвычайно много. Приведем здесь наиболее общие, основываясь на материалах издания Psychologies:

  1. Настройтесь слушать. Не следует явно отвлекаться на посторонние шумы, разговоры, мысли, механически рисовать на попавшейся под руку салфетке. Равно как и перебивать, заканчивать за собеседника фразы. В противном случае вы будете выглядеть незаинтересованно, а это самое плохое.
  2. Посылайте собеседнику сигналы о своей заинтересованности. Это может быть кивок, какая-то фраза или просто ненавязчивый зрительный контакт.
  3. Проявляйте сочувствие. Постарайтесь понять точку зрения другого человека, посмотреть на проблему его глазами. Будьте по максимуму беспристрастны, не зацикливайтесь на своем заранее составленном мнении. Если чужое мнение вам не нравится, можно придумать контраргумент, оставаясь при этом открытым для реакции собеседника.
  4. Научитесь видеть картинку целиком. По-английски это называется «to see the big picture». Речь идет о двух отдельных важных вещах. Во-первых, улавливать общий смысл, направленность, окраску сказанного, а не только отдельные слова, вырывая их из контекста. Во-вторых, следить за тоном и невербальными сигналами говорящего: жестами, мимикой.

Успех в жизни и умение слушать

осло, памятник, поддержка

Мы уже говорили о том, что навыки правильного слушателя пригодятся любому из нас в повседневной жизни. Помимо этого, не только теоретиками, но и практиками «хорошего» слушания настойчиво обозначается, что личностный и профессиональный рост тесно связан с нашей способностью слушать.

Например, Дейл Карнеги в своей знаменитой книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», замечает: [mydoubleline]«Помните, что для человека, с которым вы вступаете в разговор,… его нужды, его проблемы в 100 раз ближе, чем вы и ваши проблемы. Собственная зубная боль значит для него больше, чем голод в Китае… а фурункул на шее тревожит сильнее, чем сорок землетрясений в Африке».[/mydoubleline] То есть чтобы объединять вокруг себя людей, нужно быть хорошим интересным собеседником, а также нужно стать хорошим и заинтересованным слушателем, показывает Карнеги.

Бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч в одном из своих интервью как-то делился секретами хорошего лидерства. С его точки зрения, хороший лидер — это тот, кто способен проявлять искреннюю заинтересованность в команде, давать подчиненным всевозможный «фидбек». И это опять-таки предполагает умение правильно слушать.

***

Таким образом, умение слушать — многофункциональное положительное качество, над которым стоит работать. Не каждому из нас суждено возглавить корпорацию или повести за собой толпы политических сторонников. Но каждому из нас приходится жить в мире людей, и то, насколько он к нам благосклонен, часто зависит от того, как мы слушаем.

Предыдущая статьяОдежда скандинава эпохи викингов
Следующая статьяКак менялись войны

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи