Социальные науки

«Третий пол»: что под этим понимают в разных культурах

27 апреля 2018 0

Хиджра Бангладеш

 

В детстве все казалось простым и понятным: есть мама и папа, мальчики и девочки. Словом, пола у людей лишь два – мужской и женский. Оказалось, что все несколько сложнее. Во-первых, биологических полов больше. Есть еще так называемые интерсексы – люди, организм которых обладает и мужскими, и женскими признаками. Поскольку вариаций пересечения признаков очень много, то и интерсекс-вариантов тоже немало. Кроме того, есть понятие «гендер». Оно и вовсе не о биологическом поле, а о самоощущении человека в психологическом и социальном плане. Гендеров, как считают исследователи, существует бесконечный спектр. Все может показаться немного безумным и не соответствующим истине, если вы никогда не сталкивались с иной трактовкой этих понятий, нежели принятой у европейской цивилизации. У многих других народов представление о гендере и поле совершенно другое, чем у нас. Взгляд через призму их культуры – ключ к тому, чтобы понять феномен.

Хиджра – официальный «третий пол»

В 2014 год Верховный суд Индии официально признал существование людей третьего пола. Они называются хиджры. И они сами стали требовать вынесения их в отдельную половую категорию.

Хиджры были неотъемлемой частью индийского общества с незапамятных времен. Они принадлежат касте неприкасаемых. Это трансгендеры, интерсексы, гермафродиты, бисексуалы, гомосексуалы. В древности они были охранниками гаремов и спутниками царей и императоров. Сейчас в Индии их проживает примерно 5-6 миллионов. Хиджры живут отдельными общинами и зарабатывают на жизнь в основном танцами и в качестве специальных гостей на традиционных обрядовых праздниках. Однако часто им не хватает этих денег, и тогда приходится промышлять проституцией. Но не надо думать, что это абсолютно маргинализированная часть индийского общества. С хиджрами считаются, и есть случаи, когда члены общины становились госслужащими и главами муниципалитетов.

Хиджру легко узнать по яркой одежде и макияжу. Это люди с женской гендерной идентичностью и мужскими первичными половыми признаками. Несмотря на то, что они относятся к касте неприкасаемых, остальные слои населения нередко их уважают: бездетные женщины просят у них благословения, семьи позволяют им без приглашения приходить на свадьбы и празднования по случаю рождения мальчика, участвовать в переездах. Хиджра стараются не обижать, потому что верят, будто те обладают магическими способностями и могут наслать на обидчика страшное проклятие.

 

Хиджра в Индии

 

Люди с двумя душами

Индейцы Северной Америки искренне верили в то, что у этих странных людей, которые предпочитают одеваться и вести себя несоответствующе своему полу, вместо одной души сразу две. Их называли бердаши. Мужчины-бердаши выполняли «женские» домашние обязанности, такие как приготовление пищи, забота об одежде и хорошем состоянии орудий труда, занятие сельским хозяйством. Бердаши, которые наоборот были женщинами с мужской гендерной идентичностью, делали оружие и охотились.

Танец вокруг бердаша, картина Джорджа Катлина (ок. 1850)

Танец вокруг бердаша, картина Джорджа Катлина (ок. 1850)

Хотя в некоторых индейских племенах к бердашам относились так, как будто они действительно являлись людьми противоположного пола, в большинстве племен их идентифицировали как людей третьего пола — ни мужчин, ни женщин. Друг с другом они не имели отношений. А если, например, обычный мужчина вступал в связь с мужчиной-бердашем, то ее не интерпретировали как гомосексуальную.

Этих людей наделяли мистическими способностями, верили в то, что их особый статус был преподнесен им от Луны. Благодаря ее «благословению» они якобы могли предсказывать будущее и превосходно выполнять обязанности по хозяйству. Кроме того, бердаши считались умнейшими людьми и удачливыми в игре, поэтому их окружали почетом. Мужчины-бердаши нередко становились шаманами и знахарями.

«Другой тип женщин»

Истории про транссексуалов в Таиланде уже давно перешли в разряд баек и стали анекдотичными. А между тем, катой – это целый отдельный феномен тайского общества. Такие люди описывались еще в буддийских источниках. Считалось, что их души переродились в теле другого пола либо за грехи, либо для испытания. В любом случае, их никогда не считали просто людьми с нарушениями поведения. Катой распознаются еще в детстве, их третий пол без сомнений интерпретируется как врожденный. Первичные половые признаки у таких людей мужские, а вот самоидентификация и поведение феминные. Катой носят традиционно женскую одежду, любят яркий макияж. Некоторые из них меняют свой биологический пол: делают пластику полового органа, проходят курс гормональной терапии, увеличивают грудь. В доме они обычно выполняют женские обязанности и работают в местах, где в основном исторически задействованы женщины: магазины, кафе, рестораны, кабаре и др. Нередко катой становятся проститутками.

Катой в Бангкоке

Катой в Бангкоке

Иногда их называют ladyboys или «другой тип женщин». Само слово «катой» у тайцев имеет грубый оттенок, им даже могут кого-нибудь оскорбить. Впрочем, сейчас эта ситуация сглаживается, общество становится более толерантным и слово скорее используется с иронической коннотацией
.

Муше в Мексике

В южных штатах Мексики живет древний индейский народ сапотеки. Сейчас они не имеют яркой этнической идентичности, но кое-какую традиционную особенность сохранили. Эта особенность – люди третьего пола, или муше. Сам термин произошел из сапотекского диалекта и означает сообщество гомосексуалов, которые принимают на себя женские роли. Один из муше однажды сказал: «Говорят, что Бог дал святому Ферреру мешок с муше, чтобы тот раскидал их по Мексике и всему континенту. Но когда он прибыл в Хучитан (поселок в штате Герреро), мешок порвался и он рассыпал их всех тут».

Муше воспринимают как третий пол. Это мужчины по биологическому полу, но с женской гендерной идентичностью. В отличие от тайских катой они редко делают операции по смене пола, чаще всего просто переодеваются в женскую одежду. Некоторые из муше ходят так постоянно, кто-то одевается как женщина от случая к случаю. Большинство из них встречаются с мужчинами (причем их не считают гомосексуалами), но есть те, кто вступает в брак с девушками и заводят детей. В некоторых районах Мексики муше маргинализированы, но в Хучитане к ним относятся спокойно. Они, как правило, становятся учителями, медсестрами, воспитателями, швеями, организаторами.

Восточная Сибирь, Самоа и Филиппины

Российский этнограф конца XIX – начала XX вв Владимир Богораз писал, что на северо-востоке Сибири есть такие «нежные мужчины», которых называют не’учика, и женщины ка’чикичека. Все это люди с гендерной идентичностью, не совпадающей с их полом.

Они тоже воспринимались как носители магической силы – врачеватели душ и шаманы. Смена гендера у них была не каким-то уподоблением противоположному полу, а стремлением к двуполости как состоянию высшего совершенства.

На островах Самоа в Океании есть фа’афафины. Слово происходит от самоанского «Фа’а» – «похожий на», и «фафине» – «женщину». Оно передает суть явления – мужчины, похожие на женщин. На самом деле, не похожие, а настоящий третий пол. Фа’афафины очень много внимания уделяют хозяйству – физическая сила очень помогает в обыденных бытовых задачах. Сейчас они нашли себе еще способ заработка – развлечение приезжих туристов. Фа’афафины в женской одежде проводят публичные театральные выступления, танцуют, развлекают горожан и гостей городов.

Божественными посланниками называли мужчин с женской гендерной идентичностью на Филиппинах. Асоги – это даже не люди третьего пола, у них вообще пола нет. Это божественный дух, что спустился на землю.

Впрочем внешне они все равно имели больше феминных черт. Для филиппинцев асоги были духовным каналом связи с божественным миром. Они становились священнослужителями, целителями, наставниками, пели в хоре. К сожалению, со временем отношение к асогам изменилось из-за того, что на Филиппины принесли католицизм. Их стали стигматизировать, вместо статуса божественных проводников они приобрели прозвище «трусливый мужчина». Отношение к ним и сейчас неоднозначное.

Социокультурный уклад разных народов постоянно трансформируется с течением времени. Сегодня мы видим явные признаки глобализации, европейское общество становится все более толерантным. Все это постепенно приводит к снятию стигмы с людей с непривычной гендерной идентичностью, биологическими половыми особенностями и вариантами сексуальных ориентаций. Дальнейшее изучение этих вопросов наукой поможет нам лучше понять природу человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться