Согласно отчету отдела населения Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций, в 2009 году Земля преодолела историческую черту – количество городского населения планеты превысило количество сельского. Начиная с промышленной революции XIX века, в странах Запада идёт урбанизация – процес активного оттока населения из сел и деревень в города. Со временем этот тренд захватил большую часть населения Земли, и мегаполисы стали возникать по всей планете. Изначально это не влекло за собой тяжелых последствий для транспортных систем, но с изобретением двигателя внутреннего сгорания и распространения личных автомобилей транспортные артерии больших городов начали страдать.
Один из крупнейших мегаполисов мира, столица Индонезии Джакарта, вмещает в свою агломерацию около 30 миллионов человек. По сравнению с другим азиатским гигантом – Токио, Джакарта очень слабо оснащена подземными видами транспорта и наземными железными дорогами. Основная масса населения передвигается на личных авто, и улицы центра города оказываются перегружены до отказа.
Топливная компания Castrol провела в 2014 году исследование, в котором специалисты замерили, сколько в среднем водители запускают и выключают двигатель в пробках. Для Джакарты годовой показатель составил 33200 раз – худший показатель из всех протестированных городов. Для сравнения, у Нью-Йорка – 16320 раз, у Санкт-Петербурга – 29040 раз, а у Лондона – 21480.
Чтобы преодолеть транспортный кризис, власти Джакарты ввели в 2004 году «правило трех» — в самые пиковые точки дня (с 7.00 до 10.00 и с 16.30 до 19.00) во всех машинах, въезжающих в центр, должно быть не менее трех человек. На всех въездах дежурили полицейские, а нарушителям грозил штраф в 500 тысяч рупий (около 2300 рублей).
Весной 2016 года городские власти внезапно объявили об отмене правила «три в одной». Специалисты решили воспользоваться законодательной инициативой и замерили показатели скорости движения по центру Джакарты за 2 дня до и после отмены закона.
Объектом исследования стала одна из главных магистралей Джакарты – Джалман Судирман, на которой расположены офисы, фондовая биржа и крупные торговые центры. Для чистоты эксперимента исследователи замерили трафик на улицах, на которых не действовало правило «три в одной».
В результате, после отмены закона движение по Джалман Судирман замедлилось в утренние часы с 2,1 минуты на километр пути до 3,1, а в вечерний час пик – с 2,8 до 5,3. Улицы, свободные от правила «три в одной», также оказались более загруженными.
[myexpertblock uphoto=»http://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/04/timchenko.jpg» uname=»Вячеслав Сергеевич Тимченко» uabout=»научный сотрудник Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, член Санкт-Петербургского союза ученых и Национального общества имитационного моделирования«]
Рост уровня автомобилизации и транспортной подвижности населения привел к насыщению городских улиц. Ежегодное увеличение транспортной нагрузки на основные магистрали приводит к устойчивому снижению скорости движения транспортного потока и образованию «пробок».
Решение данной проблемы путем развития интеллектуальных технологий и новых видов транспортных средств на данном этапе является актуальным, однако способным решить проблему лишь в перспективе.
Поэтому стоит признать, что удобство пользования индивидуальным автомобилем вступает в прямое противоречие с организацией дорожного движения, особенно в центральной части крупных городов. До тех пор, пока перспективные разработки не получат своей массовой реализации и коренным образом не изменят ситуации на дорогах, ограничительные меры в той или иной степени, исходя из особенностей каждого отдельного города, необходимы для регулирования дорожного движения.
[/myexpertblock]