Статьи

Теософия. Философское учение, стремящееся к религии

21 декабря 2018 0

Pixabay

Pixabay 

Буквально слово «теософия» происходит от греч. theos — бог и sophia — мудрость. Толковый словарь русского языка дает следующее определение теософии: «Религиозно-философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистическом опыте общения с так называемым потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий». А в кратком словаре философских терминов говорится, что теософия есть мистическое богопознание, религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистического откровения и интуиции, доступных избранному кругу лиц. Из обоих определений становится ясно, что теософия имеет непосредственное отношение к философии, а точнее является ее ответвлением.
Термин «теософия» возник еще в начале 2 века нашей эры. Данная философская система была создана с целью примирение всех существующих религий неоплатоником Аммонием Саккасом и его единомышленниками. Изначально термин употреблялся в значении теологии, но впоследствии эти два понятия стали отдаляться друг от друга и перестали иметь хоть какие-то общие черты. Теология опиралась на догматы церкви. Теософия же была учением о божестве, опирающимся на субъективный опыт. Теософия также пыталась сложить всю массу приобретенных знаний в стройную и понятную систему. В этом, кстати, заключается различие между теософами и мистиками. Теософы воздвигли для себя благородный идеал в виде мечты о братстве всех вероисповеданий, о некоей гомогенизированной религии. Теософия как религия противоположна фактически всем основным учениям христианского вероисповедания и не находит поддержки ни в иудаизме, ни в исламе. Есть пересечения с буддистским учением и индуизмом. Христианство, иудаизм и ислам исповедуют личного Бога, верят в воскресение тела и в авторитет Ветхого Завета. Теософия, с другой стороны, опровергает все эти учения. Но при этом, она продолжает представлять себя «объединителем и миротворцем в религии».
Многие мыслители средневековья, к примеру, последователь теософии Парацельс, считали, что это движение включает не только опыт созерцания Божества. К нему относится также совершение чудес (тауматургию) и познание тайн внешней природы.
В конечном итоге утвердилось понимание, что конечная цель человека, согласно теософии как философского направления, – достижение оккультного знания и приобретение сверхъестественных способностей. Эта цель осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных посвященных (мастеров).
Теософия же как религиозное учение дает два основных положения: первое из них – имманентность Бога – Бог везде и во всем. Второе положение связано с первым и не может быть оторвано от него. Это истина о взаимной связи всего живущего, всего, что существует. Если всем формам присущ Бог, тогда все формы взаимно связаны. Если Бог присущ всем, то зло, сделанное кому-либо одному, является злом, нанесенным всем. Везде, где есть жизнь, везде, где есть форма, есть и Бог. В этих двух вещах заложены твердые основы любой религии. Они и провозглашаются теософией.

Teosofiya

Теософия приходит в мир в качестве миротворца, она утверждает, что каждая религия хороша в своем роде, и что люди должны учиться у каждой из них и пользоваться их различиями не для того, чтобы отмечать их с целью нападения на них, а для того, чтобы обогащать свои представления о них.
Но до 19 века понятия теософия в том смысле, в котором его воспринимают в наше время, не существовало. 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олкоттом было основано «Теософское общество». Блаватская стремилась собрать разрозненные результаты деятельности теософов всего мира и применить их для создания ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи и исследования необъяснённых законов природы и сил, сокрытых в человеке. Девиз теософского движения: «нет религии выше Истины». Стоить отметить, что учение Блаватской имеет оттенок индийской философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и восточных эзотерических доктрин. Суть учения изложена в её труде «Тайная доктрина» (1888).
Основные положения учения Блаватской выглядят так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несёт в себе частицу Первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной.
Согласно логике теософского учения, абсолютная истина непознаваема. Постижение полноты Истины невозможно без уничтожения индивидуальности.
Теософия отрицает существование бога-творца и утверждает, что исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют. Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой.
Теософия различает три мира:
-физический,
-астральный (мир чувств) и
-ментальный (мир высших идей).
Человек, в теософском понимании, состоит из четырех, семи, десяти элементов. Чаще всего из четырех: физического, эфирного, астрального тел и эго. Все эти элементы не связаны между собой, принадлежат разным планам бытия мира, имеющим разные фазы эволюции. Таким образом, человек – это сложная система, условное и случайное сочетание разных жизней. По смерти человека его низшие элементы остаются в земной атмосфере и один за другим разлагаются. Высшие элементы восходят в область «тонкоматериальных духов», где они пребывают некоторое время в блаженстве, а затем воплощаются на какой-либо планете. Эволюция этих тонкоматериальных духов совершается в ряде планетарных переходов. Их планетарным состояниям и соответствует структура элементов в человеке, каждый из которых живет своей собственной, независимой жизнью. При перевоплощениях происходит «переселение» духовного человека в новые воплощения.
Одно из центральных мест в теософии занимает учение о перевоплощении. В теософии перевоплощения означают эволюцию. Здесь учение о переселении душ преподносится как благая весть о своеобразном бессмертии, о большей полноте жизни. Своим учением о перевоплощении теософия стремится избавить человека от страха смерти.
Теософия учит человека полагаться на свои собственные силы, самого человека она объявляет божеством. Мистика теософии заключается в осознании человеком своей божественности.
Число людей, вступающих в теософское общество, и просто примыкающих и принимающих идеи теософии неукоснительно растет. Что является причиной постоянно увеличивающемуся количеству последователей? Это и общая неудовлетворённость искусственными теологиями различных христианских церквей и ежедневно растущим числом конфликтующих сект, и недоверие к общепринятым религиям в результате их полной неудачи в деле сохранения нравственности и очищения общества и масс. Но самое основное: множество людей не покидает мысль о том, что в мире таки должна существовать философская и религиозная система, которая сможет объединить всех людей без исключения – система, задолго предшествовавшая любому из современных вероучений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться