Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

[mybigtext]Обозреватель Владимир Бугров продолжает борьбу со стереотипами мышления. Сегодня он поделится своим взглядом на создание Военно-морского флота и назначении Петропавловской крепости.[/mybigtext]

Принято считать, что создателем российского военно-морского флота является Петр Первый. У меня нет на этот счёт категорических возрождений, но скептическое отношение есть.

«… у России появляется нарвский флот. Во главе его стоял датчанин Карстен Роде, капитанами и штурманами были русские и иноземные моряки, команды набирались смешанные… Русские торговые суда, пройдя через Зундский пролив, появлялись в Любека, Копенгагене, Лондоне, в то время как Роде с эскадрой из нескольких кораблей вёл на Балтике каперную войну с Данией и Швецией».

Можно подумать, что речь идёт о временах Пётра Первого, однако текст взят мною из книги Цветкого С. Э. «Иван Грозный», события относятся к 1569 году.

Россия, конечно, не была морской державой, но она всегда была очень даже судоходной. Дороги в России стали появляться только в самом конце средневековья, поэтому весь товарооборот и переброска войск осуществлялись по рекам на лодках, зимой на лодки ставили на полозья. Можно с уверенностью сказать, что ко времени Петра Первого количество сделанных в России лодок, ладей, яликов, челнов, галер и т.д. было значительно больше количества сделанных телег. Поэтому флот, построенный по приказу царя в Воронеже за одну зиму, не является событием сверхъестественным. Технологии производства маломерных судов в России знали в совершенстве. Более того, у России не было необходимости в морском флоте. Для захвата или освоения новых территорий, России, в отличии от стран Европы, не требовались морские суда. Ермак Тимофеевич, Семён Дежнёв или кто-то ещё могли сесть в наспех сколоченные плавсредства, которые зимой можно было разобрать для строительства жилища, а весной собрать снова, и, таким образом, освоить пространства соизмеримые с мировым океаном. Этот способ оказался не менее эффективным, чем морские плавания. Расстояния по прямой от Лиссабона до Гоа и от Санкт-Петербурга до Хабаровска примерно одинаковы. Но португальцам приходилось плыть вокруг Африки, а наши шли и плыли прямо. В начале XIX века русские первопроходцы достигают конечной точки своей экспансии — реки, которую они назвали Славянка, сейчас это Рашен-Ривер в 30 км от Сан-Франциско. Основанный ими Форт Росс, если использовать тогдашние пути сообщения, находился не менее чем в 12000 км от Санкт-Петербурга. Колонизация северной части Тихого океана от Амура до реки Славянки к началу XIX века была завершена без участия военно-морского флота.

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

Не нужен был морской флот и для первых морских побед. 6 мая 1703 года неутомимые Петр Первый и Александр Меньшиков, введя в заблуждение капитанов двух шведских фрегатов, облепили их со всех сторон галерами и взяли на абордаж. Позже Петр посвятит эту победу своей жене Екатерине. Речку, на которой она была одержана, он назовёт Екатерингофка. Напротив места сражения он разобьёт Екатерингофский парк и построит Екатерингофский дворец. От места сражения до дворца прокапывает канал в виде фаллоса. Чтобы в аллегории не было сомнения справа и слева от канала сделаны два водоёма округлой формы. Сегодня от дворца ничего не осталось, но канал и водоёмы в полном порядке. Кстати, на день сражения Екатерина была ещё Мартой Скавронской и числилась на содержании у Меньшикова.

Следующей победой была победа при Гангуте. Собственно, никакого морского сражения не планировалось. Русский гребной флот (около ста галер) перебрасывал 15000 солдат для усиления гарнизона крепости Або. Им преградила путь эскадра из 15-ти шведских кораблей, самым большим из которых был 18-ти пушечный прам «Элефант». В этот момент ветер стих, и гребные суда получили неожиданное преимущество над парусными. Артиллерийским огнём шведы не смогли сдержать приближающиеся галеры. А в абордажном бою у наших оказалось многократное преимущество в живой силе.

Никакой необходимости в морском флоте у Петра Первого не было. Отмели, намываемые Невой, надежно прикрывали подходы к его новой столице, а для захвата побережья Балтийского моря вполне хватало галерного флота. Своим появлением морской флот России обязан детской мечте Пётра Первого стать капитаном. С этим долгое время была проблема. Капитаном считался морской офицер, командующий кораблем, имеющим на вооружении 28 пушек и более. Такой класс корабля назывался фрегатом. Галера имела менее 20, шнява (нидерл. snauw ) 20-24, шлюп (англ. sloop) 24-28. В 1703 году на Олонецкой верфи (на Ладоге), корабль класса фрегат был построен. Корабль назвали «Штандарт». Понятно, что первым капитаном в истории России, стал Петр. Он был вписан в судовой журнал под именем Петр Михайлов. Для того чтобы вывести такой корабль из устья Невы, весь балласт и вооружение с него были сняты и маломерными судами перевезены в Кронштадт, где вновь установлены.

В 1704 году Петр интерес к игрушке потерял и передал командование профессионалу- капитану Грею. Дальше района Красной Горки на южном берегу Финского залива и Березовых островов у Выборга фрегат не ходил. К осени 1709 года оказался непригоден к службе по причине ветхости и был тимберован (разобран и снова собран). В 1711 году вновь спущен на воду, но в 1714-м встал окончательно. Предполагалось сохранить его как первое линейное судно Балтийского флота. Однако корпус его настолько обветшал, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части.

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

После Полтавской битвы капитанства Пётру стало мало, он захотел стать адмиралом. Для этого нужен был 100 пушечный корабль — адмиральский. Чтобы приблизить мечту, царь строит дворец, размерами и в плане, соответствующий адмиральскому кораблю и поселяется в «адмиральской каюте». В ней же 8 февраля 1725 года он умер. Сейчас дворец находится под Эрмитажным театром, его стены послужили фундаментом для театра. Комнаты (каюты) Петра Первого сохранились, сейчас там открыт музей.

Настоящим адмиралом Петру стать не удалось. Сто пушечный корабль был спущен на воду только через два года после смерти императора. Корпус корабля был сделан из дуба, который везли из центральных районов России. Местная древесина была низкого качества. Доставка древесины стоила примерно половину всей сметы на корабль – 40 000 рублей. Общая стоимость- 92 000 рублей, что по некоторым оценкам равна 50 млрд. рублей в сегодняшних ценах (стоимость стадиона «Зенит-Арена 43 млрд.). Несмотря на странное название — «Петр Первый и Второй» корабль оказался удачливее «Штандарта». Доходил до Данцига, где производил впечатление во время осады города русскими войсками. Для кораблей, построенных при Петре I, прослужил долго — до 1736 года. Его тоже собирались сохранить как память, но в 1752 году он совершенно прогнил и его разобрали.

Флот, построенный Петром Первым пережил создателя лет на 10-15. Он строился из некачественной древесины с технологическими ошибками и уровнем воровства соизмеримым с сегодняшнем.

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

Но, «Бог любит Россию, иначе не объяснить, как она существует». Так сказал фельдмаршал Миних и принял единственно правильное решение, перенеся в 1734 году строительство морских кораблей из Петербурга в Соломбалу (Архангельск). Главные преимущества которой — наличие корабельного леса, который можно было сплавлять по Двине и поморы, которые не слыхали о коррупции. До конца XVIII века на Соломбальской верфи строится не менее 400 судов, 166 из них 55-,66-,74-пушечные. 70 процентов наших кораблей, участвовавших в Чесменском сражении в 1770 году, первом, когда русский, именно морской флот, победил морской флот противника, были построено в Соломбале. Собственно, с 1734 года (к этому времени у России уже нет боеспособных морских кораблей) и начинается непрерывная история военно-морского флота России.

В завершение хочу поделиться своими сомнениями по поводу назначения Петропавловской крепости. Принято считать, что она была построена для защиты от шведов. Петр I планировал строительство города на Васильевском острове, который был со стороны Швеции прикрыт отмелями, а на случай подхода шведской армии по льду, на мелководье были построены форты. С противоположной стороны острова по всем самым передовым правилам фортификационного искусства, с бастионами расположенными в форме звезды, для закрытия перекрестным огнём пространства в 800 метров, строится сооружение многократно превосходящее оборонительные способности фортов. Бастионы Петропавловской крепости направлены в сторону Невы, откуда пришёл сам Петр. Похоже свою страну он боялся больше, чем «брата Карла».

Как Петр Первый строил военно-морской флот: правда и вымысел

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи