Социальные науки

Стоит ли пытаться понять современное искусство?

27 ноября 2017 0

Казимир Малевич. "Точильщик"

Казимир Малевич. "Точильщик" 

Существует огромное множество шуток про современное искусство. Достаточно вспомнить диалог главных героев фильма «1+1», когда они пришли в галерею и смотрели на белое полотно с пятнами, похожими на кровь: «— Эта картина излучает странное спокойствие, хотя в ней есть и жестокость. Она очень трогательная. — Красные пятна — это трогательно? И сколько она стоит? — Кажется, 30 тысяч. — Вы купите эту дрянь за 30 тысяч? У чувака кровь пошла из носа, и я должен платить за это тридцатку?» Но несмотря на огромный поток критики и сомнений со стороны потенциальной аудитории, современное искусство живет и развивается. На этот раз мы постараемся составить план, как научиться понимать современное искусство, и нужно ли понимать его вообще.

Что считать современным искусством

Для начала обратимся к терминологии.

Часть исследователей указывает на то, что современный русский язык не совсем полно отображает суть понятия «современное искусство». Например, в английском языке существует 2 определения того, что мы называем «современным искусством». Первое, «modern art», — это то, что сейчас принято называть «классический модернизм». Условно его временные рамки можно обозначить с начала до середины XX в. Одни из самых известных и ярких представителей — Казимир Малевич и Джексон Поллок. И второе, «contemporary art», — это то искусство, которое появилось со второй половины XX в. Его развитие до сих пор продолжается.

При всей кажущейся незначительности вопроса иногда из-за этого возникает путаница: что считать современным искусством, а что уже классикой? И сформировалась ли классика современного искусства? Ответы на эти вопросы можно сформулировать примерно следующим образом: Modern art — уже стало классикой, а contemporary — это все то, что уже получило распространение в широких массах, но еще не очень понятно, как воздействует то или иное произведение на все искусство в целом.

Казимир Малевич: первый толкователь современного искусства

Казимир Малевич

Казимир Малевич

Основные правила для понимания современного искусства изобрел еще Казимир Малевич.

Да-да, именно изобретатель супрематизма и автор «Черного квадрата» был одним из первопроходцев среди тех, кто пытался научить других, неискушенных людей чувствовать и понимать современное искусство. И здесь с уверенностью можно сказать, что именно Малевич занимался этим на профессиональном уровне: за свою жизнь художник успел проработать в 4 учебных заведениях и, как отмечали современники, был способен из самых ярых скептиков сделать самых преданных последователей своих идей. Стоит отметить, что ему это удавалось, даже с учетом того, что на своих лекциях он использовал выдуманные термины, которых аудитория и не могла знать. Пара из них, например «невесомость» и «цветопись», вошли в широкий обиход. А попробуйте без подсказки угадать значения таких слов, как «палитерщики» и «планиты».

Если же обобщать все воспоминания современников о лекциях Малевича, то его ключи к пониманию современного искусства можно объединить в небольшой свод правил, которые будут актуальны и сейчас:

  1. Искусство и эстетика — разные вещи. Главная задача произведения искусства — передавать спектр эмоций художника и вызывать у зрителя различные чувства, а не служить лишь объектом эстетического наслаждения.
  2. Искусство развивается так же, как и технический прогресс. Здесь все достаточно просто объяснить: с появлением и развитием технических новинок появляются и новые виды искусства, которые завоевывают поклонников. А те, кто остается верен исключительно старым формам, потому что они «правильнее», «лучше», — палитерщики.
  3. Для понимания искусства необходимо хорошо знать историю. В докладе секции ИЗО Сорабиса в 1928 г. Малевич высказал следующую мысль: «Потребуется разобраться в двух направлениях искусства и в пятнадцати ныне существующих измах или течениях, ибо только после уяснения себе всего исторического опыта их развития и отношения к миру мы можем правильно построить действительно новую академию художеств». Если переносить его слова на нынешние реалии, то можно сказать примерно следующее: чтобы понять произведение искусства, необходимо понять, в какой исторический момент оно создано. При этом под историческим моментом нужно понимать историю в целом — начиная от того, какие личные моменты биографии подтолкнули автора к творчеству, и заканчивая ходом мировой истории.
  4. Искусство не обязано приносить очевидную пользу. Для лучшего понимания этого пункта стоит рассказать один исторический анекдот о Казимире Малевиче. Как-то раз он пришел к директору завода с концепцией нового чайника. «Постойте, но ведь из вашего суперматического чайника вода плохо льется», — заявил директор. «Товарищ директор, это не чайник, а идея чайника», — ответил ему Малевич. Таким образом любое произведение искусства стоит рассматривать как отражение реальности, а не как то, что обязано положительно на нас влиять.
Казимир Малевич. «Пейзаж. Зима»

Казимир Малевич. «Пейзаж. Зима»

Таким образом главный ответ на вопрос, который мучает многих посетителей выставок современного искусства, был сфорулирован еще в самом начале прошлого века. Но хотелось бы еще кое-что добавить:

  1. Чувства — это главное. Основное достоинство современного искусства: вы способны сами вложить свой смысл в произведение. Поэтому главной оценкой здесь выступает именно критерий «нравится/не нравится».
  2. Зачем в таком случае знать о художнике? Почитать его биографию и знакомиться с ней стоит хотя бы потому, что можно порассуждать: а как бы вы выразили свои эмоции, если бы имели тот же набор исходных данных, которые повлияли на создание того или иного объекта?
Поэтому не стоит удивляться, если то, что вы считаете шедевром, кому-то кажется полной глупостью, и наоборот. В современном искусстве основной смысл вкладывает зритель. И чем больше различных смыслов увидят в отдельно взятом произведении его зрители, тем больше вероятность того, что в дальнейшем оно станет классикой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться