Социальные науки

Старинные карты Санкт-Петербурга и окрестностей

24 апреля 2017 0

План местности Санкт-Петербурга в 1700 году

План местности Санкт-Петербурга в 1700 году. Источник: aroundspb.ru

Предлагаю поразглядывать старинные карты Санкт-Петербурга.  В представленной хронике будет поведано о дорогах, которыми ходит автор, и как их судьба связана с одним незамысловатым кабачком.


 

Естественно, начнем с самых старых. Например, со шведской карты 1700 года. На первый взгляд мы не видим на ней ничего удивительного. Многоконечной звездой на ней изображен Ниеншанц, у слияния Охты и Невы. Напротив – укрепленное село на месте Смольного. К селу подходил Новгородский тракт. Он начинался в Новгороде и шел к Яму (теперешнему Кингисеппу),  где, соединившись с дорогой из Нарвы в створе Таллинского шоссе, проходил севернее Дудергофского  озера, потом к переправе, где-то недалеко от  современного Охтинского моста. Дальше дорога шла на Выборг (на месте сегодняшнего Выборгского шоссе).

Сразу оговорюсь: я живу в начале Лиговского проспекта, а работаю в его конце. Поэтому на старой карте я попытался отыскать свою дорогу на работу. Оказывается, 25 лет я езжу по Новгородскому тракту, который шел в створе Лиговского, а затем Греческого проспектов и делал резкий поворот в сторону Смольного. Эта его часть скрыта современной застройкой. На первый взгляд тракт был необитаем, но если присмотреться, в створе Расстанной улицы, на четной стороне, виден темный прямоугольник. В пояснениях к карте сказано, что это – кабак. Судя по дополнительным строениям, здесь же находился постоялый двор. На месте Расстанной улицы была дорога к деревням Сютала, Каураласиа и Большой Голтинс, располагавшихся на берегах реки Волковки (на месте современного Волкова кладбища). По иронии судьбы, кладбище сегодня находится на месте, наиболее заселенном в допетровском Петербурге. Если читатели не возражают, угол Лиговского и Расстанной я буду считать самым старым перекрестком в городе, пока вы не сообщите мне о найденном вами более древнем.

Продолжаю следить за сложной судьбой моей дороги на работу на следующих картах.

 План Санкт-Петербурга в 1725 году

План Санкт-Петербурга в 1725 году. Источник: aroundspb.ru

1725 год

На месте Новгородского тракта появилась голубая полоска. Она начинается за пределами карты – на Дудергофских высотах и идет вдоль тракта до пересечения с существующей уже тогда просекой (Невский проспект). После этого она немного отклоняется и выходит к сегодняшнему Мальцевскому рынку. Это Лиговский канал, названный в честь речки Лиги, от которой он отведен (сейчас этот вопрос вызывает бурные дискуссии). Его длина – 23 километра, перепад высот – 23 метра. Канал наполняет искусственный водоем прямоугольной формы, называемый на карте “бассейн”. Сейчас на этом месте садик им. Некрасова (угол улицы Некрасова и Греческого проспекта). Но каналу не остановиться. Он переполняет “бассейн” и течет в створе Фонтанной улицы, через Парадный квартал и Таврический сад (которых, естественно, тогда еще не было), к Неве. Эту часть канала, видимо, никто не рыл, поэтому в народе его назвали «река Саморойка». Позже Саморойку использовали для заполнения водоемов Таврического сада. Вода с Дудергофских высот была чистая, почти родниковая, поэтому в водоемах, как уверяют некоторые источники, водились осетры и стерлядь.

О назначении Лиговского канала идут споры. Предлагаю читателям принять в них участие.

Кстати, в отмеченном мною кабачке на углу с Расстанной дела, вроде, идут неплохо. Вокруг него уже появилась ямская слобода. В книге авторов К. Горбачевича и Е. Хабло “Почему так названы?” написано: “… у Лиговского канала был трактир с названием “Расстанье”. Оно, видимо, и послужило поводом для наименования проложенной здесь улицы”.

План Санкт-Петербурга в 1738 году

План Санкт-Петербурга в 1738 году. Источник: aroundspb.ru

1738 год

Рядом с большим “бассейном” появляется еще один – поменьше. Сейчас на его месте стоит здание из красного кирпича в стиле новой готики (Лиговский пр., д. 2). В книге “Летний сад Петра Первого” нашел размеры бассейна: 100 на 40 саженей (200 на 80 м). Размеров большого бассейна не нашел, но его можно сосчитать шагами, идя вдоль садика им. Некрасова.

Вдоль канала бурлит жизнь. От ямской слободы, в сторону центра, появляются: Свечная, Кузнечная, Каретная слободы. Позже некоторые из них дадут названия улицам.

 План Санкт-Петербурга в 1777 году

План Санкт-Петербурга в 1777 году. Источник: aroundspb.ru

1777 год

Мой кабачок, видимо, продолжает процветать. Расстанную спрямили. Теперь – это дорога на Волково кладбище. Оно расположилось на левом берегу Волковки, на месте деревни Сютала, а две деревни, Каураласиа и Большой Голтинс, на противоположном берегу пока еще существуют.

 План Санкт-Петербурга в 1799 году

План Санкт-Петербурга в 1799 году. Источник: aroundspb.ru

1799 год

На карте появился Обводный канал. Он начинается от реки Екатерингофки и доходит до Лиговского. Дальше никак – уровень дна Лиговского канала на 10 метров выше, чем дно Обводного. Вокруг предназначения первой очереди Обводного канала идут споры. Мне кажется, что строительство «пролоббировали» военные. Практически весь юг города опоясывали казармы и конюшни многочисленных полков. При отсутствии канализации громадной проблемой был сбор и утилизация нечистот, особенно лошадиного навоза. Канал эту проблему решал. Кроме того, по нему могло происходить снабжение и быстрая (особенно в зимнее время, которое тогда было значительно продолжительнее) передислокация полков. Вообще, в Петербурге любили рыть каналы – на болоте это было дешевле, чем строить дороги. Только случайное стечение обстоятельств не позволило осуществить план строительства канала от Петербурга до Петергофа вместо Петергофского тракта.

Из неприятного: Волково кладбище поглотило деревни Каураласиа и Большой Голтинс.

Карта Санкт-Петербурга 1828 года.

Карта Санкт-Петербурга 1828 года. Источник: clubklad.ru

1828 год

Свершилось! Обводный канал прошел под Лиговским. Лиговский канал висит над Обводным в деревянном акведуке, позже его отделают камнем. Сегодня это Ново-Каменный мост. Обводный канал судоходен. Теперь грузы из России на маломерных судах могут доставляться в Кронштадт, где они перегружаются на морские суда. После прокладки Морского фарватера местом перегрузки станет Петербургский порт. Обводный канал – первая кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга. Благодаря удобству доставки сырья и товаров, во второй половине XIX века он начинает обрастать промзонами.

План Санкт-Петербурга 1858 года

План Санкт-Петербурга 1858 года

1858 год

Бассейны все еще существуют, давая названия окружающим улицам. Озерный и Прудковский переулки сохранили свои названия до сегодняшнего дня. Бассейная улица – теперь улица Некрасова. Переулок Ульяны Громовой назывался Гусев переулок. Наверное, неспроста. Дома вдоль Лиговского тогда были двухэтажные и, как правило, занимали половину фронтальной ширины участка, что не мешало гусям ходить в бассейны. Берега Саморойки спрямили и облагородили. Она по-прежнему протекает в створе Фонтанной улицы (Мальцевского рынка еще нет, он появится в 1913 году), затем пересекает территорию Преображенских казарм (Парадный квартал), проходит буквально в нескольких десятках метров от здания госпиталя Преображенского полка (здание с желтым классическим фасадом – Кирочная, д. 35А, в садике Салтыкова-Щедрина). Затем, видимо, по трубе под землей течет на территорию Таврического сада.

Карта Санкт-Петербурга 1898 года.

Карта Санкт-Петербурга 1898 года.

1898 год

Разглядывал район “бассейнов”.  Глазам не поверил.  Суворовский проспект назывался Слоновий. Стал разбираться. Оказывается, в период царствования Анны Иоановны персидский шах подарил России 14 слонов. В 1744 году их, вместе с одним, уже живущим в Петербурге, поместили в “Слоновый двор” – специальные помещения типа конюшен, расположенные на месте гостиницы «Октябрьская». Оттуда их по будущему Суворовскому проспекту водили купаться в бассейны. В 1778 году слонов перевезли в Царское Село. Но воспоминание о купающихся на углу Бассейной и Греческого слонах было, видимо, таким сильным, что название просуществовало до начала XX века. На карте 1901 года Суворовский наконец стал Суворовским.

Карта Санкт-Петербурга 1901 года. Превращение Лиговского канала в Лиговскую улицу.

Карта Санкт-Петербурга 1901 года. Превращение Лиговского канала в Лиговскую улицу.

1901 год

Засыпаны «бассейны» и часть Лиговского канала от «бассейнов» до Обводного. Засыпали потому, что запах от канала стал невыносим.

Фактически он стал канализационным коллектором для проживающего вокруг населения и 13000 лошадей в ямских слободах. Саморойка, напротив, удивительно живуча – «бассейнов» нет, а она все еще обозначена на карте.

1901spb-sm-most

Карта Санкт-Петербурга 1901 года. Мосты через Лиговский канал.

Берега канала за Обводным связаны многочисленными мостами. Между Обводным и Расстанной я насчитал их 11. В створе Курской, Прилукской и Расстанной улиц они сегодня стали пешеходными переходами. Кабачка на углу Расстанной больше нет, видимо, сгорел.

8 июля 1832 года сгорели 102 каменных и 66 деревянных домов по обеим сторонам Лиговского канала, погибло 30 человек. Еще один пожар случился в 1850 году: “Сгорело много лошадей, упиравшихся от страху, когда их пытались вывести из горящих зданий”. В 1875 г. незастроенный участок, на котором когда-то стоял кабачок, приобрел крестьянин В. С. Киржацкий. При нем, на площади в 273 кв. сажени, были выстроены каменный лицевой дом и деревянные конюшни с экипажным сараем. На строительство было затрачено 12000 руб., и хозяин оказался в долгах по неуплате ссуды в Петербургском кредитном обществе. Дом был выставлен на публичные торги и за 7000 руб. продан колпинскому крестьянину М.И.Иванову. Очевидно, что крестьянство Российской мперии активно включилось в экономический оборот во второй половине ХIХ века.

Новый план Ленинграда" 1933. Лиговская улица и остатки Лиговского канала после Московских ворот

Новый план Ленинграда”
1933. Лиговская улица и остатки Лиговского канала после Московских ворот

1917 год

1917 год прошел для канала «незамеченным», но затем он разделил судьбу всего дореволюционного. Его засыпали. Сначала, в 1926 году, до Московских ворот (которые, кстати, в 1936 году разобрали). В 1965-1969 годах – до пересечения с Краснопутиловской улицей (Южное шоссе). Сейчас Лиговский канал находится под асфальтом Кубинской улицы, но перед тем как его засыпали, он успел наполнить своей водой водоемы парка Авиаторов. На немецкой аэрофотосъемке 1942 года видно, как Лиговский канал (прямой как стрела) пересекает Южное шоссе, делает поворот у Митрофаньевского кладбища и приходит к месту, где еще недавно были Московские ворота.

Фрагмент туристической схемы Ленинграда 1988 года.

Фрагмент туристической схемы Ленинграда 1988 года.

1988 год

Канал продолжает работать: синей полоской, начинаясь от рамки карты, он собирает дренажные стоки с полей совхоза «Предпортовый». Канал доходит до Краснопутиловской улицы и куда-то пропадает. Видимо, по трубе его сбрасывают в речку Красненькую, слишком уж она полноводная для ее крайне ограниченной площади водосбора.

Где канал начинается – не знаю. Такой карты я не нашел. Но, когда сойдет снег, обязательно поеду искать.

Ну все – пора на службу. Работаю я, кстати, в доме по адресу: Лиговский, 228, на углу с Расстанной. Сейчас там бизнес-центр. Трудятся здесь люди серьезные и не знают, что сидят они на месте кабачка с карты 1700 года, за судьбой которого я попытался проследить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться