Естественные науки

Синтоизм. Во что верит страна восходящего солнца. Часть первая

31 октября 2018 0

Pixabay

Pixabay 

Говорят, что подлинную историю синтоизма не знают и сами японцы. А все потому, что истоки этой религии восходят к далекой древности: считается, что зародился синтоизм еще в каменном веке. А к тому моменту как в Японию пришли буддистские монахи и обучили японцев китайской грамоте, на территории островов уже существовало множество святилищ и храмиков для поклонения местным божествам. В итоге все существующие письменные источники о синтоизме написаны китайскими иероглифами с использованием японицизмов в начале VIII в.

СИ́НТО И КА́МИ
До прихода буддистов японцам не требовалось каких-либо терминов для обозначения своих верований. Именно в пику буддизму возник термин ка́ми-но-ми́ти (буквально: «путь ками (богов)»). Китайским аналогом этого термина с идентичным значением стал термин Шен Дао, вошедший в европейские языки как синто. Древние японцы одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков.

Японскому сознанию свойственна вера в одушевленность всего сущего, то есть анимизм . В синтоизме и люди, и животные, и неживые предметы (например, камни) не просто одушевлены но и одухотворены, так как связаны с ками, следящими за соблюдением порядка в мире и при необходимости вмешивающимися в ход его истории.
Существуют ками – хранители и обитатели местности, ками – души почивших предков, ками поэзии, ками науки. Умершие члены императорской семьи также становились ками. Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался.

Среди всех ками есть особый, так сказать, их разряд- мифологические. Эти божества наделялись та́ма –силами, например, способные творить разные чудеса.

Pixabay

Pixabay

ТЕКСТЫ-ИСТОЧНИКИ ТРАДИЦИЙ СИНТОИЗМА
В синтоизме отсутствуют канонические тексты в буквальном смысле этого слова. Но существующие древние летописные сказания являются сборниками мифов «о происхождении» культа синто.

Кодзи́ки («Записки о древних делах», или «Записки о деяниях древности») – свод записей о событиях начала времен, составленный по указу императора Тэмму в конце VII века н. э. и законченный в 712 году. Это древнейшая из ныне известных японских книг. Здесь собраны и упорядочены мифы, повествующие о возникновении богов, мира и людей, а также о появлении института царской власти,

Э́нги-си́ки («Обряды периода Э́нги» (901–923 гг. н. э.)) – сборник молитвословий, составленный в 927 году н. э. Несмотря на более позднюю по сравнению с предыдущими текстами датировку, в этом произведении нашли отражение религиозные представления, относящиеся к гораздо более древним векам.

Фудо́ки («Описание обычаев земель») – текст, содержащий в себе помимо материалов географического характера много заметок о традициях, верованиях, обрядах, имевших место в провинциях государства. Создавался в течение двадцати лет с 713 по 733 год по указу императора. Не все фудоки сохранились. Значительная часть их известна исключительно по цитатам.

Манъёсю – сборник древней поэзии, составленный после 760 года. Самые ранние стихотворения относятся к IV веку н. э. В нем также нашли отражение быт, ритуалы и мифология Древней Японии.

Поскольку синтоизм был, есть и будет народной религией, не имеющей ни основателя, ни проповедников, то, несмотря на многотысячелетнюю историю, не было выработано никаких правил. Даже священные книги вроде «Кодзики», «Энги-сики» и прочие представляют собой не свод заповедей вроде Библии или Корана, а скорее исторический справочник наподобие русского «Слова о полку Игореве». Единственным чётким догматом является то, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших поступков.

Japan 1750129 960 720

НАЧАЛО МИРОЗДАНИЯ ПО СИНТО
Что же говорит нам синто о сотворении мира? Изначально Вселенная пребывала в состоянии хаоса как некая субстанция. Позже из этой субстанции зародилось нечто, подобное побегу тростника. Это было первое божество, вставшее во главе появления следующих семи поколений богов. Каждое поколение было представлено одной брачной парой (бог/богиня). И вот седьмая пара стала родоначальниками японского мира. Этой парой были Идзана́ги («Призывающий муж») и Идзана́ми («Призывающая женщина»).
Духи вместе встали на Небесном мосту, воткнули небесное копье в море хаоса, простирающееся под ними, и размешивали его до тех пор, пока оно не загустело. Когда копье было извлечено из жидкости, вязкие капли упали с острия назад в океан и образовали остров Оного́ро (букв. «Самозагустевший»).

Идзанаги и Идзанами спустились в начавший формироваться мир для того, чтобы продолжить свое творение. Образовавшийся остров стал осью мира.
Потом божества вступили в брачный союз. Плодами божественного супружества становятся остальные японские острова, а также божества различных стихий и явлений природы: моря, ветров, деревьев, трав и так далее. Последним из рожденных на свет стало божество огня. Идзанами, опаленная своим чадом, умерла и оказалась в Стране мрака.
Этот миф иллюстрирует восприятие древними японцами мира как триединства, хорошо известным и по древним мифам многих других народов: «Высокая небесная равнина» (Така́ма-но хара); «Проявленный мир» (Уцисиё), или мир людей; а также «Низший мир» (Ёмоцукуни).

Миф на смерти Идзанами не заканчивается. Дальше Идзанаги решает спуститься к своей супруге и вернуть ее на Землю. Но Идзанами, не допуская мужа к себе, говорит из своих внутренних покоев, что уже вкусила пищи Страны мрака и потому не может подняться на Землю. Однако обещает узнать у владыки подземного царства о возможности вернуться на Землю, при этом берет с Идзанаги клятву, что он не будет пытаться проникнуть в ее жилище и увидеть ее. Идзанаги дает это обещание. Но после долгого и мучительного ожидания он все-таки не выдерживает и врывается в покои супруги и, обнаруживая разлагающееся тело жены, пускается в бегство. Вслед ему разгневанная богиня пускает богов грома, родившихся из ее распадающейся плоти, а также ведьм.

Спуск в преисподнюю сделал Идзанаги нечистым, осквернил его, поэтому ему необходимо было совершить ритуальное очищение. В речном потоке на острове Косю́ он совершает омовение. После того как Идзанаги промыл левый глаз, из него появилась богиня Аматэра́су – «Сияющая в небе», дух Солнца. Из правого же глаза появляется бог Луны – Цукиёми.

Эти сказания далеко не исчерпывают сюжетное разнообразие мифов раннего синтоизма. Однако они содержат ключевые для мировоззрения древних японцев, а также и позднейших последователей ками-но-мити представления об устройстве мироздания.

Продолжение здесь.

Pixabay

Pixabay

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассказать друзьям

0 Комментариев

Подписаться на рассылку

Комментарии

Войти с помощью 

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

В наших группах вы можете узнать много нового и интересного, а так же - принять участие в опросах и конкурсах

Присоединиться
Присоединиться