Синтоизм. Во что верит страна восходящего солнца. Часть вторая

Продолжаем разговор о японской религии синто. Здесь можно найти первую часть статьи.

ХРАМЫ СИНТО

На территории современной Японии находится около 100 тысяч святилищ разного размера и степени почитания.

Специфической чертой синтоистского храма, визуально отличающей его от буддийской молельни, являются П-образные арки – тории. Они отделяют сакральное храмовое пространство от территории остального мира. Через них молящиеся попадают внутрь святилища.

Общественные обряды совершаются священнослужителями, жрецами-канну́си (хозяин ками). В древности предполагалось, что во время совершения храмовых ритуалов в жреца вселяется дух ками. Иначе говоря, каннуси была свойственна роль шамана.
В некоторых храмах, например, в древнем святилище Исэ, присутствуют также ми́ко – храмовые девы, исторически выполнявшие роль шаманок-прорицательниц, а ныне ставшие атрибутом спокойных ритуальных танцев в честь божества.

Интересен тот факт, что синтоизм не отвергает науку и развитие цивилизации в то время как на Западе, например, популярно мнение, что та же генная инженерия — это грешно, ибо человек пытается стать «подобным Богу». Так вот: поскольку синтоизм по существу — почитание предков и обожествление природы, в соответствии с законом развития и обновления природы нет ничего плохого в том, чтобы перестроить храм из более новых и хороших материалов или приспособить новые технологии во всех аспектах жизни, где это возможно. Именно поэтому нельзя точно сказать, как выглядели синтоистские храмы в древности, ибо они были перестроены множество раз. Кстати, подобное мировоззрение, не отвергающее новое, также стало одним из факторов японского экономического чуда и технического прогресса.

Синтоизм. Во что верит страна восходящего солнца. Часть вторая

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИНТОИЗМА В ЯПОНИИ

Начиная с VI в. для государственной власти Японии буддистское течение стало основной почитаемой идеологией страны. Синтоизм отошел на второй план. Он не исчез, но находился в жесткой конкурентной борьбе с пришлой верой. Государство, поддерживало буддизм, но в то же время стремилось регулировать жизнь синтоизма и использовать его в своих целях. Степень давления на синто со стороны, принимавшей в качестве государственной религии буддизма, власти была различна. Тем не менее императорский дом не отказывался от услуг национальной религии, ведь синто возводил членов императорского дома прямиком в пантеон божеств ками.

В XII веке происходит фактическое отстранение официального монарха от реального управления. В реальности настоящими правителями Японии становятся сёгуны – главы наиболее сильных в политическом и военном отношении кланов. Сёгуны с невероятным доселе рвением поддерживали буддизм, видя в нем религиозное течение, которое не принимает претензии на божественные почести фактически свергнутого императора. Этакий политический заговор с конфессией.

После периода смут иператору Мэйдзи (1852–1912) удалось вернуть себе настоящую власть в 1868 г. Одновременно с реформами, проведенными во всех сферах жизни страны, синтоизму был возвращен статус господствующей религии. Ему отводилась роль носителя идеологии национального возрождения, преображения государства и общества. В это же время в умах японцев происходит рост национального самосознания, что приводит к неизбежному усилению националистических тенденций.

В 1914 году начинается Первая мировая война, в которую Япония вступает, будучи связанной союзническим договором с Великобританией. В Версальской конференции, подводившей итоги этого международного конфликта, Япония участвовала как одна из стран-победительниц. Победы на полях сражений вдохновили националистические движения на новые свершения. По всей стране началась травля людей, связанных с иностранной культурой или религиозной традицией.

Синтоизм. Во что верит страна восходящего солнца. Часть вторая

30-е гг XX в проходили в Японии под эгидой милитаризма и национального шовинизма.7 декабря 1941 года был осуществлен налет на Пёрл-Харбор, что фактически стало началом вооруженного противостояния с США и Великобританией в рамках Второй мировой войны. Во время военных действий мировое сообщество поражала самоотверженность и бесстрашность японских солдат. Они были готовы отдать свои жизни не только за победу, но даже и за тактическое преимущество в ходе военных действий. Каждый слышал о камикадзе-отрядах смертников среди японской армии. Самыми известными из них были отряды летчиков, вылетавших на свои последние операции, в специально для них изготовленных самолетах-снарядах, начиненных взрывчаткой. Существовала религиозная концепция, согласно которой божество Аматэрасу возложила на этих летчиков особую миссию по охране Японии. Погибшие прославлялись как герои, объявлялись ками, в их честь воздвигались храмы, а семьи пользовались огромным уважением соотечественников. Молодых людей, желающих отдать свою жизнь за императора и страну, находилось гораздо больше, чем самолетов, годных для этой цели.

Вторая мировая война окончилась для страны восходящего солнца безоговорочной капитуляцией, объявленной после сброса атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, а также вступления в войну с Японией СССР. А в декабре 1945 года в стране был издан приказ о религиозных объединениях, дававший религиям свободу действий. Синто было лишено своего привилегированного статуса национальной религии и идеологии.

СИНТОИЗМ СЕГОДНЯ

Сегодня подавляющая часть японцев, наделе не является особо религиозной, но вместе с тем эти люди считают себя принадлежащими одновременно к буддистской и синтоистской религиозной традиции.

В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед как и нет в нем и священных текстов.

Синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Синтоизм — и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Он формировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций благодаря нему страна восходящего солнца предстает перед современным миром во всем своем чудаковатом своеобразии, оставаясь при этом уникальным объектом исследований и примером для подражания во многих сферах жизни этого государства.

Синтоизм. Во что верит страна восходящего солнца. Часть вторая

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи