Учиться «по нейронауке»: в России изучили рынок нейрообразования

Изучение самого сложного объекта во Вселенной за последние полтора века заметно продвинулось, и, хотя в мозге и принципах его работы остается много непонятного, человечество уже начинает использовать накопленные знания на практике во всех областях своей деятельности. В том числе – в образовании. Инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку нейрообразования, в котором рассматриваются технологии, продукты и услуги на этом рынке в России и за рубежом, а также анализируется сам рынок, его потенциал, ключевые тренды на рынке и барьеры для его развития. Полную версию отчета можно скачать по ссылке. Кроме этого, аналитики Центра представили и стратегию, посвященную развитию рынка и преодолению этих барьеров. 

Давайте попробуем разобраться, что такое нейрообразование, из чего состоит этот рынок, что мешает ему развиваться и что нужно сделать, чтобы преодолеть существующие барьеры.

Для начала – о терминах. До сих пор в мире не существует единого определения нейрообразования, по мнению авторов отчета, это «система образования, опирающаяся на закономерности нейрокогнитивных механизмов приобретения новых знаний, обучения и памяти, а также на данные об индивидуальных предрасположенностях человека и пластичности мозга. Данный подход передает идеологическую составляющую и сущность направления.

Однако надо понимать, что в русском языке «нейрообразование» подразумевает еще и образование в области нейронаук, и в последнее время специалисты говорят, что вторая составляющая нейрообразования не менее важна.

Рынок нейрообразования на самом деле очень сложно вычленить из общего рынка образовательных технологий, в которых присутствует нейрокомпонента. Причем присутствует она в очень разной степени: например, в технологиях онлайн-образования, рынок которого в нашей стране оценивается в 40-45 миллиардов рублей, используются нейрокогнитивные механизмы запоминания информации. Помимо этого, в рынок нейрообразования входят такие компоненты, как EdTech  технологии, улучшающие качество образования (технологии микрообучения, интерактивные доски и прочие), носимые устройства для контроля концентрации, технологии виртуальной и дополненной реальности (а также прочие «реальности» — от смешанной до нейродополненной), нейропротекторы, которые могут помочь обучению людей с СДВГ, разнообразные образовательные приложения, онлайн-тренажеры «для мозга» — всяческие программы на тренировку когнитивных способностей, а также подлинные нейротехнологии – интерфейсы «мозг-компьютер», которые позволяют отправлять коммуникационные и управляющие команды «силой мысли» — без участия нервов и мышц. Суммарный рынок этих технологий в России уже составляет более 140 миллиардов рублей, но «нейроядро» его почти в 50 раз меньше – около 3,2 миллиарда.

При этом, у рынка нейрообразования, который находится только на своей ранней стадии формирования, есть значительные препятствия к росту. Что же мешает?

Здесь авторы отчета отмечают целый ряд проблем – от низкой осведомленности о том, что могут дать нейротехнологии в образовании и слабое понимание технологий самими потребителями, до большой неразберихи и неготовности нормативной базы, неготовности самих технологий (в части интерфейсов «мозг-компьютер») и дороговизны устройств (тут речь как о пользовательских интерфейсах «мозг-компьютер», так и о гарнитурах дополненной и виртуальной реальности). Добавьте к этому санкции и недостаток в инвестициях и финансировании исследований – и получим полную картину.

Однако преодолеть эти проблемы можно – и сами авторы предлагают комплексную стратегию развития рынка, которая должна привести к его росту вдвое через 8 лет.

По мнению аналитиков инфраструктурного центра «Нейронет», в первую очередь необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

  • стимулирование и укрепление спроса на нейротехнологические решения со стороны ключевых групп потребителей – как бизнеса и государства, так и конкретных людей;
  • формирование и развитие конкурентоспособности российских компаний сферы нейрообразования на глобальном рынке;
  • оптимизация механизмов коммуникации регуляторных органов и профессионального сообщества рынка нейрообразования.

Отдельно авторы отчета отмечают необходимость широкого просвещения и образования в области нейронаук на всех уровнях: о том, как работает мозг и как оптимальнее учиться нужно знать и школьнику, и чиновнику. Это же касается и тех, кто производит устройства для мозга: более глубокие знания нужны всем.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x